ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3302 от 20.07.2011 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3302/11 

Р Е Ш Е Н И Е 

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 г. г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи Московка М.С.

при секретаре Дмитриенко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, указав, что решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю * от 0 ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) на основании пункта 2 части 2 статьи 27 ФЗ РФ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастровом учете» на основании того, что в межевом плане от 0 в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящегося в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель, тогда как в приложенных документах и в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» сведения о категории земель отсутствуют. Данное решение считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст.22 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим ФЗ, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: 1) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений). Порядок подготовки межевого плана утвержден Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». На основании п. 57 Приказа сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите «4» раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям ГКН о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав Приложения). В соответствии с п.1 ст.32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Письмом от 16.02.2010 №Д23-456 Министерства экономического развития РФ установлено, что действующим законодательством четко не определено, в каком порядке определяется категория земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как объектом кадастрового учета является только индивидуально-определенная недвижимость и сведения о землях в государственный кадастр недвижимости не вносятся. Департамент недвижимости полагает, что такими документами могут быть акт о выборе образованного земельного участка, принятый с учетом целевого назначения земель, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка. В отношении решения от 0 *. Внесение сведений в раздел «Сведения об образуемых земельных участка и их частях» в реквизите «4» было осуществлено кадастровым инженером ООО «Барнаулстройизыскания» на основании акта выбора и обследования земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта «Газификация жилых домов по х, х от 0 и постановления администрации Тальменского района от 0 *. В соответствии с данными документами не представляется возможным определить категорию земель данного земельного участка. Согласно письма от 16.06.2009 №Д23-1778 Министерства экономического развития РФ, отсутствие сведений о категории земель и установленном виде разрешенного использования земельного участка в представленном для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка межевом плане допускается в случае отсутствия указанных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении исходного земельного участка и (или) в документах, на основании которых подготовлен межевой план (например, схемах расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий). Таким образом, межевой план подготовлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного просил отменить решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю * от 0 об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: х, х.

В судебном заседании заявитель, его представитель ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивали, по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что оспаривают решение Кадастровой палаты от 0, об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Полагают что данным решение нарушены права заявителя, поскольку ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – земельного участка. В настоящее время категория земельного участка установлена, заявителем повторно сданы документы в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю, однако решение по вновь представленным документам еще не принято.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю Г в удовлетворении заявления просила отказать, по доводам, указанным в отзыве на заявлене. Полагает, что права заявителя обжалуемым решением не нарушены, поскольку данным решением ему не было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, а было отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости решением от 0 Ссылка заявителя на Письмо Министерства экономического развития РФ от 16.06.2009г. № Д23-1778 не состоятельна, поскольку письмо носит рекомендательный характер и касается категории земель образуемых путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 254 ГПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли право должностное лицо на совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершения действия в силу закона отнесено к усмотрению должностного лица, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия;

соблюден ли порядок принятия решения, совершения действия;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействие) требованиям закона.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ст. 258 ГПК РФ и п. 28 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ суд удовлетворяет заявление, если установит, что спариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю осуществляет деятельность по кадастровому учету земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

К основным задачам Учреждения относятся обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастра объектов недвижимости и государственного технического учета объектов недвижимости, относящихся к объектам градостроительной деятельности. Во исполнение указанных задач Учреждение осуществляет следующие основные функции: обеспечивает предоставление заинтересованным лицам в установленной форме (в форме кадастровых планов земельных участков и территорий) официальных сведений государственного земельного кадастра; предоставление иных производных кадастровых документов (включая информационные, статистические и аналитические материалы, созданные на основе сведений каталогов земельных участков и дежурных кадастровых карт кадастровых кварталов); проверку документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления осуществления государственного кадастрового учета; формирование кадастровых дел; прием и регистрацию документов, необходимых для проведения
государственного кадастрового учета земельных участков; государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков, снятие с кадастрового учета прекративших существование земельных участков).

В ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю поступило заявление ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости * от 0 и Межевой план от 0, подготовленный в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности имеющего местоположение: х.

На основании рассмотрения представленных документов было вынесено решение от 0 * о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимости на основании п.2 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Представленные вновь документы на устранение причин приостановления осуществления государственного кадастрового учёта, по форме и содержанию не соответствовали требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - межевой план от 0, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоконтурного земельного участка, состоящего из двух контуров из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеющего местоположение: х не соответствовал требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

Согласно п.57 Требований сведения о категории образуемого земельного участка в реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав Приложения).

Данное Требование при оформлении представленного в качестве дополнительных документов Межевого плана от 0 не выполнено. Ссылка в Заключение кадастрового инженера Межевого плана от 0 сделана на Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.06.2009 г. № Д23-1778, в котором речь идет именно о категории земель образуемых путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участках несостоятельна.

В связи с чем, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю было вынесено решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании п.2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона.

0 органом кадастрового учёта было вынесено решение * об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости на основании п.6 ч.2 ст. 27 Федерального закона в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учёта объекта недвижимости.

Статья 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» содержит перечень документов, которые должны быть представлены в орган кадастрового учета с заявлением. В данном перечне указано, что должны быть представлены: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке) и т.д.

Порядок подготовки межевого плана утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

В соответствии с п.57 вышеуказанного Приказа, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям ГКН о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав Приложения).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Сведения о категории земель земельных участков в случаях образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, если указанные акты содержат сведения, подтверждающие принадлежность данных земельных участков к определенной категории земель.

Как следует из пояснений заявителя на момент первоначального предоставления документом в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю отсутствовал акт органа местного самоуправления определяющий категорию спорного земельного участка.

В настоящее время, категория земельного участка установлена на основании постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 0 * «О внесении изменений в постановление администрации Тальменского района от 0 *». Полагает, что требования п. 57 Приказа не могли быть выполнены.

Суд соглашается с позицией заявителя, что действительно, ранее 0 требование п. 57 Положения об указании категории земельного участка не могло быть выполнено кадастровым инженером, подготовившем межевой план.

Однако, документы представленные заявителем в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю, в том числе и межевой план, не позволяют с достоверностью определить, что категория спорного земельного участка на тот момент не была установлена. Ссылка заявителя, на то, что подтверждением данного факта являются постановление от 0 * о предварительном согласовании места размещения объекта, а также Акт предварительного согласования места размещения объекта, по мнению суда, несостоятельна. Какой-либо акт органа местного самоуправления об отсутствии категории спорного земельного участка к межевому плану не был приложен.

Также не соответствует требованиям закона и ссылка в межевом плане на письмо Минэкономразвития от 16.06.2009г., поскольку, данное письмо имеет лишь рекомендательный характер, не является нормативным актом, более того, касается категории земель образуемых путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков, к каковым спорный участок не относится.

Не содержит Закон и ограничений по количеству возможных возвратов документов, поступивших на кадастровый учет, для устранения выявленных нарушений.

Более того, 0 органом кадастрового учёта было вынесено решение * об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости на основании п.6 ч.2 ст. 27 Федерального закона в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учёта объекта недвижимости.

В связи с чем, по мнению суда, в настоящий момент обжалуемым решением права заявителе не нарушены, поскольку решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю * от 0 было отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, предоставлен срок для устранения выявленных недостатков.

В связи с принятием решения от 0 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости оспариваемое решение не имеет каких-либо правовых последствий для заявителя, его права не затрагивает.

Как пояснил заявитель, решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю от 0, на основании которого ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в настоящий момент не обжаловано.

Данное заявление подано ФИО1 в срок установленный ГПК РФ.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что обжалуемое решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» не нарушает права и законные интересы заявителя, а также соответствует закону. В настоящее время категория земельного участка определена, документы повторно сданы на регистрацию в Кадастровую палату.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней.

Судья М.С. Московка