ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3302/17 от 27.11.2017 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-3302/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Смоленск 27 ноября 2017 года

Промышленный районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Семакове В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Смоленской области об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантных должностей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда в Смоленской области (далее – ГИТ) об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантных должностей. В обоснование иска указала, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда, приказом от ДД.ММ.ГГГГ образована конкурсная комиссия. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением на участие в конкурсе на замещение вакантной должности начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; в кадровый резерв инспекции на замещение вышеуказанной должности, а также на замещение должности главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. ДД.ММ.ГГГГ конкурс проведен, составлен протокол, победителем конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде был признан Л. Считает результаты конкурса формальными и незаконными. Состав комиссии был неправомочным, вместо одного из членов комиссии, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГЧ.., в ее состав вошла С. В нарушение п. 17 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112, п. 8 ч.2 ст. 22 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерация» в состав конкурсной комиссии входили члены, не соответствующие требованиям указанной статьи. Член комиссии К. не является государственным служащим подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы. Члены комиссии Б. и П. являются государственными служащими отдела бухгалтерского учета, организационной работы и хозяйственного обеспечения, П1 приглашенная как независимый эксперт для участия в конкурсе, является заместителем (главным бухгалтером) СОГАУ ДПО «Учебный центр» и не является специалистом по вопросам, связанным с гражданской службой. Указанные лица не имеют юридического образования и не могут давать оценочную характеристику кандидатам, участвующим в конкурсе. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии, то есть в данном случае не менее двух экспертов. Член комиссии С. впоследствии оказалась включенной в кадровый резерв в ДД.ММ.ГГГГ на должности, на которые проводился конкурс ДД.ММ.ГГГГ, при этом ДД.ММ.ГГГГ она была назначена из кадрового резерва главным государственным инспектором отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, что является нарушением. Полагает, что С., голосуя за Л.., заранее была уведомлена и заинтересована, что в случае положительного решения освободится должность главного государственного инспектора, на которую она якобы претендует из резерва. Ставится под сомнение объявление конкурса в резерв. В нарушение п. 18 Указа Президента РФ от 01.02.2005 в члены комиссии входил секретарь. При проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ комиссией не давалась оценка профессионального уровня кандидатов, победитель определен по результатам тестирования, не учитывались личностные качества кандидата, профессиональные успехи в работе, качественное выполнение кандидатами поставленных задач и др. критерии. Л. вообще не имеет профессиональных успехов в работе, служебную деятельность осуществляет практически безрезультативно, что сказывается на эффективности работы ГИТ в целом. В нарушение п. 20 Указа Президента РФ от 01.02.2005 второй претендент на замещение должности – заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, организационной работы и хозяйственного обучения – Д. не явилась на конкурс. Члена комиссии были сфальсифицированы результаты конкурса, фиктивно заполнен протокол заседания комиссии, незаконно назначена на должность ФИО2 Также результаты конкурса были оформлены протоколом, а не отдельным процессуальным решением. В нарушение п. 23 Указа, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ она была зачислена в кадровый резерв ГИТ на замещение вакантных должностей, при этом акт не составлялся, освободившаяся должность предложена не была. Информация о результатах конкурса ей, как кандидату, направлена не была, на официальном сайте ГИТ также отсутствовала. Только после заявления ДД.ММ.ГГГГ получила протокол заседания и уведомление. Просит суд признать конкурс на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда Смоленской области, проведенный ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить результаты конкурса.

Истица ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержала, просит их удовлетворить.

Представители ответчика Государственной инспекции труда по Смоленской области – ФИО3, ФИО2, в судебном заседании требования иска не признали, поддержали представленные письменные возражения, согласно которым, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ и приказом от ДД.ММ.ГГГГ было объявлено о проведении конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы и зачисления в кадровый резерв. ФИО1 была допущена конкурсной комиссией к участию в конкурсе. По результатам конкурса принято решение о зачислении истицы в кадровый резерв на должность начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Принято решение считать ФИО1 не победившей в конкурсе. Нарушения процедуры проведения конкурса, либо нарушения со стороны членов комиссии и участников конкурса, отсутствуют. Конкурс проведен с личным участием истицы, с учетом представленных ею документов по квалификации и профессиональным качествам, решение конкурсной комиссии определено большинством голосов. Доводы истицы о необъективности членов комиссии и отсутствии оснований для вывода о не признании ее победителем являются субъективным мнением ФИО1, выводов, отраженных в протоколе заседания конкурсной комиссии не опровергают. Оснований для признания конкурса недействительным не имеется. Несогласие истицы с итогами конкурса не является основанием для отмены решения, поскольку оценка кандидатов и выбор победителя относится к исключительной компетенции комиссии. Просят в иске отказать.

Третье лицо Федеральная служба по труду и занятости в судебное заседание явку представителя не обеспечили, извещены надлежащим образом, в представленном письменном ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия, поддерживают отзыв ответчика на исковое заявление. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав стороны, представителей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда в Смоленской области: - начальник отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; - заместитель начальника отдела бухгалтерского учета, организационной работы и хозяйственного обеспечения; на формирование кадрового резерва должностей федеральной государственной гражданской службы в инспекции: - главный государственный инспектор труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; - главный государственный инспектор труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ образована конкурсная комиссия инспекции. Информация о конкурсе размещена на официальном сайте.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была допущена конкурсной комиссией к участию в конкурсе на замещение вакантной должности начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; в кадровый резерв инспекции на замещение вышеуказанной должности, а также на замещение должности главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ конкурса, было принято решение, считать не победившей в конкурсе ФИО1, и о зачислении ее в кадровый резерв инспекции на должность начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, главный государственный инспектор труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

ФИО1 считает результаты конкурса формальными и незаконными, процедура проведения конкурса нарушена, в связи с чем, просит признать конкурс незаконным и его результаты отменить.

В соответствии с частью 1 статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, которым определен порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии (часть 8 статьи 22 указанного Федерального закона).

Как следует из представленных документов, в работе конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и формирования кадрового резерва должности в Государственной инспекции труда в Смоленской области, участвовало 8 человек, из которых 6 – представители ответчика, 2 – независимые эксперты.

Согласно протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., в таком составе комиссия принимала решения о допуске кандидатов, в том числе ФИО1, к участию в конкурсе (л.д. 54-59).

При проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ., в работе комиссии принимали участие 7 человек, в том числе, Л1С1, являющиеся непосредственными руководителя по отношению к начальнику правового отдела, С. - гражданский служащий из правового отдела, в котором проводился конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы, а также другие лица, отсутствовал один эксперт. С учетом этого заседание конкурсной комиссии являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало более двух третей от общего числа ее членов.

При этом, в соответствии с п.18 Положения о конкурсе…, секретарь входит в состав конкурсной комиссии.

Вопреки доводам жалобы состав конкурсной комиссии является законным, поскольку из восьми ее членов, двое являются независимыми экспертами, то есть их число составляет не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Отсутствие на заседании ДД.ММ.ГГГГ одного из двух независимых экспертов, включенных в состав конкурсной комиссии, не могло препятствовать проведению конкурса, а, следовательно, влечь безусловную отмену его результатов.

Ссылки истицы на нарушения, допущенные ответчиком при назначении на должность С. замещении должности заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, не имеют отношения к настоящему спору, права и законные интересы истицы не затрагивают, основаниями для признания конкурса незаконным быть не могут.

В силу части 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Доводы истицы в данной части суд считает неубедительными и предположительными. ФИО1 не представила суду доказательств наличия конфликта интересов, в том числе, в связи с участием в работе конкурсной комиссии С. При создании конкурсной комиссии и при проведении заседания конкурсной комиссии, истица о наличии конфликта интересов не заявляла.

В силу ст. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Как следует из протокола заседания комиссии, конкурс ответчиком проводился в 2 этапа.

Первая часть конкурса состояла из тестовой работы, в которой принимали участие 6 человек, в том числе ФИО1, ответившая на 44 вопроса из 47 возможных, и была допущена ко второй части конкурса.

Вторая часть конкурса состояла из устного собеседования, где ФИО1 ответила на 6 вопросов комиссии.

Данные обстоятельства отражены в протоколе и никем не оспариваются.

Предметом рассмотрения комиссии в отношении каждого кандидата при принятии решения являлись также сведения об образовании, трудовой деятельности, стаже работы, что подтверждается приложенными справками.

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ., голосование в отношении кандидатуры ФИО1 было единогласным.

С учетом изложенного, доводы истца о необъективности членов аттестационной комиссии и отсутствии оснований для вывода о не признании ее победителем являются неубедительными и надлежащими доказательствами не подтверждаются.

При этом, по результатам проведенного конкурса, с учетом имеющегося заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60) ФИО1 была включена в кадровый резерв на замещение вакантных должностей начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, главного государственного инспектора отдела. Ставить под сомнение объявление конкурса в резерв, как об этом указывала ФИО1, и его проведение, исходя из имеющихся в деле документов, у суда нет оснований.

ФИО1 лично принимала участие в конкурсе, непосредственно после его окончания ознакомлена с результатами, а поэтому ссылки истицы на то, что ей в установленные сроки не выдали протокол в письменном виде, являются несущественными нарушениями, которые не повлекли нарушения прав истицы и не могут повлиять на результаты конкурса.

Исходя из представленных документов, доводов сторон, у суда есть основания считать, что конкурсная комиссия принимала решение на основании оценки представленных кандидатами документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур, методов оценки профессиональных и личностных качеств, включая собеседование и тестирование, что соответствует установленным требованиям.

Несогласие ФИО1 с итогами конкурса не является основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку оценка кандидатов и выбор победителя относится к исключительной компетенции комиссии, подменять функции которой суду право не предоставлено.

Оформление результатов конкурса протоколом, а не отдельным решением, как указано в п. 22 Положения, на что ссылается истица, не является существенным нарушением, поскольку в протоколе отражено решение комиссии, при этом законодательство не запрещает оформление решений коллегиального органа протоколом.

Анализируя в совокупности все представленные доказательства, руководствуясь требованиями действующего законодательства, регламентирующего вопросы замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, суд приходит к выводу о том, что установленный порядок проведения конкурса нарушен не был.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушений процедуры проведения конкурса, равно как не было установлено каких-либо нарушений со стороны членов комиссии и участников конкурса прав и законных интересов истицы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется и в иске ФИО1 надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в иске к Государственной инспекции труда в Смоленской области об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантных должностей отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.Е. Яворская