ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3302/2014 от 29.08.2014 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

 Дело (№) г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 29 августа 2014 года                                г. Комсомольск-на-Амуре

 Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

 в составе:

 председательствующего судьи                            Файзуллиной И.Г.,

 при секретаре судебного заседания         Ходыревой Е.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение, ссылаясь на то, что является пользователем изолированного жилого помещения по адресу: (адрес), (адрес), которое предоставлено ей и ее семье на законных основаниях по условиям договора найма жилого помещения от (дата) г., от (дата) г., договора найма служебного жилого помещения (№) от (дата) г., (№) от (дата) Истица указывает на то, что может быть признана собственником указанного жилого помещения, поскольку в течение жизни не воспользовалась правом на приватизацию жилья и своего жилья в собственности не имеет. Истцом было отправлено обращение в Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ г. Хабаровска о передаче в собственность жилого помещения, но ответ так и не получила. Просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: (адрес), (адрес) (адрес).

 Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 25.06.2014 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации».

 Истец ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также дополнила, что статус закрытого военного городка был снят с военного городка, где расположена спорное жилое помещение, что свидетельствует о том, что она (ФИО1) занимает спорное жилое помещении на основании договора социального найма. Кроме того, спорное жилое помещение не указано в качестве служебного в Реестре федерального имущества в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 г. Кроме того, протоколами жилищной комиссии войсковой части от 2003 г. и 2002 г. подтверждается факт того, что спорное жилое помещение было представлено ей по ордеру, а не по договору найма служебного помещения.

 Представитель истца – ФИО1 – ФИО2, действующая на основании нотариальной доверенности 27 АА № 0401701 от 16.05.2014 г., поддержала позицию и доводы своего доверителя в полном объеме.

 Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ не принимал участия в судебном заседании, предоставил свои письменные возражения с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя. В своих возражениях, представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, исковые требования истицы не признал, указав, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ не наделено полномочиями по передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, приватизировать спорное жилое помещение возможно только с согласия Министерства обороны РФ. Также в возражения указано, что спорное жилое помещение – (адрес) (адрес) является служебным помещением и согласно ст. 92 ЖК РФ не подлежит отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. Также, основания ограничения на приватизацию содержатся в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении № 25-П от 03.11.1998 г., определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ и Правил отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду, является правом, а не обязанностью собственника и не свидетельствует о прекращении статуса служебного жилого помещения.

 Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегинжилье» не принимая участия в судебное заседании, предоставил свои возражения с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФГКУ «Востокрегинжилье». В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ФГКУ «Востокрегинжилье». В своих возражениях, представитель ФГКУ «Востокрегинжилье» – ФИО3, действующая на основании доверенности от 12.05.2013 г., исковые требований истца не признала в полном объеме, указав на то, что спорное жилое помещение было представлено истице на основании договора найма служебного жилого помещения № 49 от 27.03.2006 г., № 60 от 14.07.2008 г. на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ. Договором установлено правовое положение данного жилого помещения – служебное, что подтверждается выпиской АБД «Жилфонд», а также приказом начальника Комсомольской-на-Амуре КЭЧ № 3 от 12.01.2006 г.. Согласно передаточному акту № 141/2011/1733 от 05.12.2012 г. спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось. Спорное жилое помещение представлялось истице как гражданскому персоналу в соответствии с п. 20 приказа Министра обороны РФ № 80 от 2000 г., который утратил силу и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ осуществляется на основании Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280, согласно которому жилыми помещениями обеспечиваются только военнослужащие и члены их семей. В настоящее время истица не находится с Министерством обороны в трудовых отношениях, доказательств этому истицей не представлено. Снятие в 2009 г. статуса населенного пункта где расположено сорное жилое помещение из перечня закрытых военных городков, не является основанием для исключения квартиры из перечня служенных. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ являются специализированными жилыми помещениями и не предназначены для постоянного проживания граждан, а потому могут быть использованы лишь для временного проживания. В соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях. В домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, в связи с чем отсутствуют правовые основания приватизации спорного жилого помещения.

 Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. Об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика Министерства обороны РФ.

 Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.

 Выслушав пояснения истицы и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что (дата) между Комсомольской-на-Амуре КЭЧ и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения (краткосрочный найм) - (адрес) (адрес) сроком на 1 год - до (дата)

 (дата) между Комсомольской-на-Амуре КЭЧ и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения (краткосрочный найм) - (адрес) (адрес) (адрес) сроком до (дата)

 (дата) между Комсомольской-на-Амуре КЭЧ и ФИО1 был заключен договор (№) найма служебного жилого помещения - (адрес) (адрес) сроком до марта 2011 г. с учетом члена семьи – дочери ФИО4, (дата) года рождения.

 (дата) между Комсомольской-на-Амуре КЭЧ и ФИО1 был заключен договор (№) найма служебного жилого помещения - (адрес) на время трудовых отношений в в\ч (№) с учетом члена семьи – дочери ФИО4, (иные данные) года рождения. Согласно п. 2 данного договора указанное жилое помещение было представлено ФИО1 в связи с работой в в\ч (№) в должности (иные данные).

 Спорная служебная (адрес) (адрес) (адрес) в период ее предоставления ФИО1 располагалась в закрытом военном городке «Таежный» в г. Комсомольск-на-Амуре.

 Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 года № 1330 - Р военный городок № 8, место дислокации г. Комсомольск-на-Амуре - 26 (Таежный) исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков МО РФ.

 Согласно справки за подписью командира восковой части (№) ФИО5, ФИО1 в период с (дата) по (дата) работала в войсковой части (№) г. Комсомольска-на-Амуре. Войсковая часть расформирована с (дата) на основании директивы ГШ ВС РФ от (дата) № 314/030, директивы главного штаба СВ РФ от (дата) № 453/1/030, директивы штаба ДВО от (дата) № 12/32/10/036.

 Согласно записям трудовой книжки ФИО1, (дата) трудовой договор между ней и войсковой частью (№) расторгнут в связи с ликвидацией воинской части по п. 1 ст. 81 ТК РФ на основании приказа (№) от (дата) г.

 Согласно поквартирной карточки, выданной РЭУ № 1 ОАО «Славянка», ФИО1 зарегистрирована в спорном жилом помещении (дата) на основании договора найма жилого служебного жилого помещения (№) от (дата)

 (дата) Высоцкая обращалась в адрес администрации г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о передаче ей в собственность спорного жилого помещения.

 Согласно ответу от (дата) за № 01.12/734 на данное заявление Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре на имя представителя ФИО1 – ФИО6 сообщено о том, что по вопросу приватизации указанного жилого помещения необходимо обращаться к собственному недвижимого имущества, поскольку в перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденному постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 18.09.2014 г. № 2988-па «Об организации приема в собственность муниципального городского округа «Г. Комсомольск-на-Амуре» объектов недвижимого имущества от Министерства обороны РФ (адрес) (адрес) не включена.

 (дата) истица обращалась с заявлением в адрес начальника управления ФГКУ ДТУИО МО РФ с заявлением о разрешении передать ей в собственность в порядке приватизации спорное жилое помещение.

 Ответом от (дата) за (№) за подписью начальника управления ФГКУ ДТУИО МО РФ в ответ на заявление Высоцкой от (дата) сообщено о том, что ФГКУ ДТУИО МО РФ является правообладателем указанного жилого помещения и не уполномочено передавать в собственность недвижимое имущество, и приватизировать спорное жилое помещение возможно только с согласия собственника – Министерства обороны РФ, в связи с чем ФИО1 необходимо с подобным заявлением обратиться в Министерство обороны РФ.

 (дата) ФИО1 дан ответ ФГКУ «Востокрегионжилье» на заявление от (дата) г., согласно которому помещение – (адрес) предоставлено истице на основании договора найма на служебное жилое помещение (№) от (дата) г., таким образом, документом на заселение определен статус вышеуказанного жилого помещения как «служебное». Также разъяснено, что в соответствии со ст. 4 Закона РФ (№) от (дата) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

 Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

 Как определено статьями 1, 2, 4, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

 В силу ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

 Служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ч.1 ст.92 ЖК РФ).

 В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст.92 ЖК РФ).

 Положениями ст. 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.

 Пунктом 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено ограничение специального права на приватизацию ведомственных жилищ Министерства обороны Российской Федерации - запрет на приватизацию не только жилищ в закрытых военных городках, но и служебных жилых помещений.

 В силу требований п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на отчуждение (приватизацию) является общим и главным признаком специализированных жилых помещений.

 Таким образом, установленный в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» и п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» запрет на приватизацию прямо указывает на то, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ являются специализированными жилыми помещениями и не предназначены для постоянного проживания граждан, а потому могут быть использованы лишь для временного проживания.

 Следовательно, ФИО1 на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ была обеспечена служебным жилым помещением по адресу (адрес), но не приобрела право по своему выбору бесплатно получить в собственность жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, поскольку других соглашений собственник жилого помещения и наниматель не заключали. Помимо этого, до настоящего времени собственник жилого помещения не принимал решения об изменении специализированного статуса. Исключение из перечня закрытых военных городков также не влечет изменений в статусе жилого помещения.

 Доводы истицы и ее представителя о том, что служебное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, а при отсутствии такой регистрации это свидетельствует об отсутствии специального статуса, суд считает необоснованными.

 Федеральный закон РФ N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит положений о регистрации жилых помещений в качестве служебных.

 Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.

 Пунктом 12 Правил № 42 определено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

 В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил N 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

 Таким образом, направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер.

 В соответствии с приведенными положениями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и п. 2 ст. 92 ЖК РФ, направление решения о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.

 Учитывая, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а отнесение жилого помещения к категории служебных не порождает указанных юридических фактов, т.е. отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

 Сведений о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется. Потому оснований считать, что квартира, где проживает истец, утратила статус служебного жилья, не имеется.

 Доводы истицы и ее представителя о том, что факт проживания истицы в спорном жилом помещении подтверждается протоколами заседания жилищной комиссии войсковой части, в которой работала истица, согласно которым жилье ей представлено по ордеру, а не на основании договора найма служебного помещения, суд также считает не состоятельными, поскольку суду не представлено копии ордера о предоставлении спорного жилого помещения. Данные протоколы заседания жилищной комиссии войсковой части № (№) № 196 от 15.12.2002 г. и от 241 от 16.06.2003 г. свидетельствуют о принятии решения о выдаче ордера, но не о исполнении данных решений и их реализации в виде выдаче истице ордера на спорное жилое помещение.

 Следует также отметить, что в перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденному постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 18.09.2014 г. № 2988-па «Об организации приема в собственность муниципального городского округа «Г. Комсомольск-на-Амуре» объектов недвижимого имущества от Министерства обороны РФ (адрес) (адрес) не включена.

 Учитывая вышеизложенное, а также то, что (адрес) имеет статус специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья                                    Файзуллина И.Г.