Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3303/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2011 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
судьи Московка М.С.
при секретаре Дмитриенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, указав, что решением * от 0, решением * от 0 ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастровом учете» на основании того, что в межевых планах от 0, от 0 в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящегося в государственной или муниципальной собственности земель сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель, тогда как в приложенных документах и в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» сведения о категории земель отсутствуют. Данные решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю * от 0, * от 0 считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: 1) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений). Порядок подготовки межевого плана утвержден Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». На основании п. 57 вышеуказанного Приказа сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям ГКН о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав Приложения). Письмом от 16.02.2010 №Д23-456 Министерства экономического развития Российской Федерации установлено, что действующим законодательством четко не определено, в каком порядке определяется категория земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как объектом кадастрового учета является только индивидуально-определенная недвижимость и сведения о землях в государственный кадастр недвижимости не вносятся. Департамент недвижимости полагает, что такими документами могут быть акт о выборе образованного земельного участка, принятый с учетом целевого назначения земель, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка. В отношении решения от 0 *. Внесение сведений в раздел «Сведения об образуемых земельных участка и их частях» в реквизите «4» было осуществлено кадастровым инженером ООО «Барнаулстройизыскания» на основании акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства распределительного газопровода от ГРС-2 х до ГГРП-1 х края по территории х от 0 и постановления администрации х от 0 *. В соответствии с данными документами не представляется возможным определить категорию земель данного земельного участка. В отношении решения от 0 *. Внесение сведений в раздел «Сведения об образуемых земельных участка и их частях» в реквизите «4» было осуществлено кадастровым инженером ООО «Барнаулстройизыскания» на основании акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства распределительного газопровода от ГРС-2 г.Бийска до ГГРП-1 г.Бийска Алтайского 1края по территории Бийского района Алтайского края от 0 и постановления администрации Бийского района от 0 *. В соответствии с данными документами не представляется возможным определить категорию земель данного земельного участка. Отсутствие сведений о категории земель и установленном виде разрешенного использования земельного участка в представленном для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка межевом плане допускается в случае отсутствия указанных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении исходного земельного участка и (или) в документах, на основании которых подготовлен межевой план (например, схемах расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий). Таким образом, межевые планы подготовлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного просит отменить решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю * от 0, * от 0 об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельных участков расположенных по адресу: 1) х, земельный участок расположен в составе кадастрового квартала *, межевой план от 0; 2) х, земельный участок расположен в составе кадастровых кварталов *, *, * межевой план от 0.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивала, по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что межевые планы соответствует требованиям закона, решения заинтересованного лица нарушают права и законные интересы заявителя..
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю Г в удовлетворении заявления просила отказать, по доводам, указанным в отзыве. Полагает, что обжалуемые решения приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ссылка заявителя на Письмо Министерства экономического развития РФ от 16.06.2009г. № Д23-1778 не состоятельна, поскольку письмо носит рекомендательный характер и касается категории земель образуемых путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 254 ГПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли право должностное лицо на совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершения действия в силу закона отнесено к усмотрению должностного лица, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия;
соблюден ли порядок принятия решения, совершения действия;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействие) требованиям закона.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу ст. 258 ГПК РФ и п. 28 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ суд удовлетворяет заявление, если установит, что спариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю осуществляет деятельность по кадастровому учету земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
К основным задачам Учреждения относятся обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастра объектов недвижимости и государственного технического учета объектов недвижимости, относящихся к объектам градостроительной деятельности. Во исполнение указанных задач Учреждение осуществляет следующие основные функции: обеспечивает предоставление заинтересованным лицам в установленной форме (в форме кадастровых планов земельных участков и территорий) официальных сведений государственного земельного кадастра; предоставление иных производных кадастровых документов (включая информационные, статистические и аналитические материалы, созданные на основе сведений каталогов земельных участков и дежурных кадастровых карт кадастровых кварталов); проверку документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления осуществления государственного кадастрового учета; формирование кадастровых дел; прием и регистрацию документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков; государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков, снятие с кадастрового учета прекративших существование земельных участков).
В ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю поступило заявление ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости * от 0 и межевой план от 0, подготовленный в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности имеющего местоположение: х, земельный участок расположен в составе кадастровых кварталов *, *, *.
На основании рассмотрения представленных документов было выявлено следующее: документы, необходимые для кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно: Межевой план от 0 - не соответствовал Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»: в приложенных документах и в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» сведения о категории земель отсутствовали; земельный участок имеет непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования, в графе «3» раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» указываются слова «земли (земельные участки) общего пользования», тогда как в графе «3» вышеуказанного раздела прописано слово «земли».
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю было принято решение: об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Для устранения указанных недостатков Орган кадастрового учета возвратил оригинал Межевого плана от 0 для доработки.
В ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю поступило заявление ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости * от 0 и межевой план от 0, подготовленный в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности имеющего местоположение: х, земельный участок расположен в составе кадастрового квартала *
На основании рассмотрения представленных документов ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю было установлено, что в межевом плане в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» сведения о категории земель отсутствуют; земельный участок имеет непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования, в графе «3» раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» указываются слова «земли (земельные участки) общего пользования», тогда как в графе «3» вышеуказанного раздела прописано слово «земли»; в реквизите «2» раздела «Исходные данные» Межевого плана от 0 неверно указана система координат.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю принято решение: об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта
на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости». Для устранения указанных вышеуказанных нарушений орган кадастрового учета возвратил оригинал Межевого плана от 0 * - для доработки.
Статья 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» содержит перечень документов, которые должны быть представлены в орган кадастрового учета с заявлением. В данном перечне указано, что должны быть представлены: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке) и т.д.
Порядок подготовки межевого плана утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
В соответствии с п.57 вышеуказанного Приказа, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям ГКН о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав Приложения).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сведения о категории земель земельных участков в случаях образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, если указанные акты содержат сведения, подтверждающие принадлежность данных земельных участков к определенной категории земель.
Как следует из пояснений представителя заявителя на момент предоставления документом в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю и в настоящее время, акт органа местного самоуправления определяющий категорию спорных земельных участков отсутствует.
Суд соглашается с позицией заявителя, и его представителя, что действительно, требование п. 57 Положения об указании категории земельных участков не могло быть выполнено кадастровым инженером, подготовившем межевой план.
Однако, документы представленные заявителем в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю, в том числе и межевые планы, не позволяют с достоверностью определить, что категория спорных земельных участков на тот момент не была установлена.
Ссылка заявителя, на то, что подтверждением данного факта являются постановления администрации Бийского района Алтайского края об утверждении актов выбора земельных участков, а также Акты выбора земельных участков, по мнению суда, несостоятельна.
Какой-либо акт органа местного самоуправления об отсутствии категории спорных земельных участков к межевому плану не был приложен. В связи с чем, у ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю отсутствовала информация, с достоверностью подтверждающая отсутствие категории спорных земельных участков.
Также не соответствует требованиям закона и ссылка в межевом плане на письмо Минэкономразвития от 16.06.2009г., поскольку, данное письмо имеет лишь рекомендательный характер, не является нормативным актом, более того, касается категории земель образуемых путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков, к каковым спорные участки не относится.
В соответствии с п.65 вышеуказанного Приказа, сведения о категории земель образуемого земельного участка, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования, в графе «3» раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» указываются слова «земли (земельные участки) общего пользования», тогда как в графе «3» вышеуказанного раздела прописано слово «земли».
Представитель заявителя полагает, что Межевые планы соответствуют требованиям положений п.65 Приказа, поскольку спорные участки граничат с землями, право собственности, на которые не разграничено, соответственно, категория земель не установлена, именно поэтому в межевом плане участки обозначены как «земли».
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса и т.д.
Суд не соглашается с позицией представителя заявителя, о том, что понятие «земли» в данном случае является обобщающим и включает в себя также и понятие «земли общего пользования».
Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ, закрепляющих состав земель РФ, следует, все объекты земельных отношений подразделяются на категории земель по целевому назначению. Следовательно, каждый объект земельных отношений относится к той или иной категории.
С учетом изложенного суд соглашается с решением заинтересованного лица в той части, что в межевом плане имеется неточность в указании категории земель граничащих со спорным земельных участков.
Также суд соглашается с выводом заинтересованного лица, что в реквизите «2» раздела «Исходные данные» межевого плана от 0 неверно указана система координат.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Заявление подано ФИО1 в срок, установленный ГПК РФ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней.
Судья М.С.Московка