ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3303/2022 от 05.07.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3303/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2022 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,

при секретаре судебного заседания Мельниченко М.В.,

с участием:

истца Плетнёвой Л.В.,

представителя истца Бармина М.Н,

представителя ответчика Железовской О.А.,

ст. помощника прокурора

Центрального района г. Хабаровска Ненашевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плетнёвой Любовь Владимировны к министерству природных ресурсов Хабаровского края о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего месячного денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

истец Плетнёва Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к министерству природных ресурсов Хабаровского края, в обоснование исковых требований указав следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ истец работала в министерстве природных ресурсов Хабаровского края в должности заместителя начальника управления делами - начальника отдела организационной и кадровой работы министерства, а с ДД.ММ.ГГГГ приказом назначена на должность начальника управления делами министерства. В последующем управление делами переименовано в управление организационного, кадрового обеспечения и бюджетного процесса министерства природных ресурсов Хабаровского края. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ) в связи с сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. Считает увольнение незаконным по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о сокращении должности гражданской службы и возможном увольнении. ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление о наличии вакантных должностей, согласно которому с учётом категории и группы замещаемой ею должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки и стажа государственной гражданской службы Хабаровского края или работы по специальности были предложены для рассмотрения имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы Хабаровского края министерства природных ресурсов Хабаровского края, а также имеющиеся в министерстве нижестоящие должности государственной гражданской службы Хабаровского края и должности, не относящиеся к государственной гражданской службы Хабаровского края. ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев уведомление о наличии вакантных должностей от ДД.ММ.ГГГГ, истец выразила письменное согласие на замещение должности начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения, начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на ее письменное согласие было получено уведомление о том, что вместе с истцом согласие на замещение указанных вакантных должностей выразили иные сотрудники министерства, замещающие должности, подлежащие сокращению. Решением комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий, принятым ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано предоставить преимущественное право на замещение должностей начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения, начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства иным сотрудникам министерства, замещающим должности, подлежащим сокращению. Истец была проинформирована об отсутствии в министерстве вакантных должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, соответствующих ее квалификации, было предложено рассмотреть в срок до ДД.ММ.ГГГГ вакантную должность ведущего инспектора юридической службы. ДД.ММ.ГГГГ, ознакомившись с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, истец письменно ответила, что предложенные вакантные должности в министерстве и иных органах государственной власти не относятся к ее группе должностей, остальные должности не подходили по функциональным обязанностям. Кроме того, истец заранее сообщила о завершении программы магистратуры по направлению подготовки 3ДД.ММ.ГГГГ. «Государственное и муниципальное управление» в Дальневосточном институте управления - филиале Российской академии народного Хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в связи с чем, просила пересмотреть оценочные листы в отношении истца. ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о предложении вакантных должностей в иных государственных органах, с перечнем должностей.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решение, согласно которому образование и квалификация истца не соответствует двум вакансиям, имеющимся в министерстве, которые не были ей предложены, а именно начальник управления недропользования и заместитель начальника управления - начальник отдела развития горного комплекса министерства.

Вместе с тем, уведомлением ДД.ММ.ГГГГ истцу было предложено принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Хабаровского края - заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства.

Также было сообщено, что иных вакантных должностей, кроме вакантной должности ведущего инспектора юридической службы министерства, которая была предложена истцу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласие на замещение которой истец не выразила, в министерстве отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ приказом истец была включена в кадровый резерв в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

Конкурс на замещение вакантной должности заместителя начальника управления недропользования - начальника развития горного комплекса министерства был размещен на официальном сайте Правительства края ДД.ММ.ГГГГ, где в квалификационных требованиях к должности предъявляются требования:.. . по направлениям подготовки (специальностям): «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Прикладная геология», «Горное дело», «Техносферная безопасность».. ..

Согласно п. 1.1. должностного регламента государственного гражданского служащего Хабаровского края заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства природных ресурсов Хабаровского края относится к ведущей группе должностей категории «руководители».Согласно вышеизложенному данная вакансия должна была быть включена в перечень предлагаемых истцу должностей, чего сделано не было.

Должность начальника управления недропользования и заместителя начальника управления - начальника отдела горного комплекса министерства предложена истцу не была.

Так же министерством в период организационно-штатных мероприятий в отношении истца была организованна служебная проверка, по основаниям которой сроки все прошли.

Полагает увольнение незаконным, поскольку истцу не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой мной должности государственной гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности.

Просила суд восстановить ее на работе в министерстве природных ресурсов Хабаровского края в должности государственной гражданской службы Хабаровского края начальника управления организационного, кадрового обеспечения и бюджетного процесса министерства природных ресурсов Хабаровского края; взыскать с министерства природных ресурсов Хабаровского края в пользу Плетнёвой Любови Владимировны средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по дату восстановления на работе; компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Согласно уточнению исковых требований, истец просила восстановить ее работе в министерстве природных ресурсов в должности начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края, остальные требования оставлены без изменений.

Истец, представитель истца, каждый в отдельности, поддержали исковые требования с учетом уточнения.

Представитель ответчика Железовская О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, предоставила в материалы дела письменный отзыв, согласно которому исковые требования необоснованны.

Выслушав пояснения истца, представителей истца, ответчика, заключение ст. помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Ненашевой И.А., полагавшей необходимым исковые требования истца о восстановлении на работе подлежащими удовлетворению, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации№ (статья 2).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В силу части 1 статьи 31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с частью 5 статьи 31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 указанного федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Проверяя соблюдение ответчиком процедуры увольнения, необходимо учитывать, что истцу до дня его увольнения с работы должны были быть предложены все имеющиеся вакантные должности как существующие, так и вновь вводимые, которые истец мог занять с учетом его здоровья, образования, квалификации, опыта работы.

Судом установлено, что в соответствии с приказом Заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГ Плетнёва Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя начальника управления делами – начальника отдела организационной и кадровой работы министерства природных ресурсов Хабаровского края, приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от указанной должности и назначена на должность государственной гражданской службы Хабаровского края начальника управления делами министерства.

Согласно разделу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края № 218 от 28.12.2006 года, должность начальника управления министерства относится к должностям категории «руководители» ведущей группы должностей.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 утверждена новая структура органов исполнительной власти, на основании которой распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 № 610-р «О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края» принято решение о передаче отдельных функций из численности из Министерства управлению охотничьего хозяйства Правительства Хабаровского края.

Распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края № 2 от 01.02.2022 «О внесении изменений в распоряжение министерства природных ресурсов Хабаровского края от 14.04.2015 № 35 «О штатном расписании министерства природных ресурсов Хабаровского края» в целях повышения эффективности деятельности министерства природных ресурсов Хабаровского края внесены в штатное расписание министерства изменения, а именно: упразднены комитет охотничьего хозяйства, управление делами, сектор проектного управления и внутреннего финансового аудита; создано управление недропользования штатной численностью 11 единиц.

Должность начальника управления делами министерства согласно приложению к указанному распоряжению была включена в перечень должностей государственной гражданской службы края и должностей, не являющиеся должностями государственной гражданской службы края, подлежащих сокращению, и подлежала сокращению.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, Плетнёва Л.В. предупреждена, что в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 01.02.2022 № 2 "О внесении изменений в распоряжение министерства природных ресурсов Хабаровского края от 14 апреля 2015 г. № 35 "О штатном расписании министерства природных ресурсов Хабаровского края", замещаемая ею должность начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края подлежит сокращению; а также о возможном увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по истечении двух месяцев со дня получения уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ истцу предложено рассмотреть имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы Хабаровского края министерства природных ресурсов Хабаровского края, а также имеющиеся в министерстве вакантные должности, не относящиеся к государственной гражданской службе Хабаровского края: начальник управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения; консультант отдела сводно-аналитической информации и работы с обращениями управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения управления; заместитель начальника управления финансирования природно-ресурсного комплекса; начальник отдела координации социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера управления финансирования природно-ресурсного комплекса; начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции; заведующий сектором финансового планирования и предоставления финансовой поддержки управления финансирования природно-ресурсного комплекса; ведущий инспектор юридической службы.

В соответствии с пояснениями представителя ответчика, доводами письменного отзыва, должности государственной гражданской службы Хабаровского края Министерства начальника управления недропользования Министерства и заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства сокращаемым сотрудникам министерства не предлагались в связи с несоответствием направлений подготовки или уровня квалификации сотрудников требованиям, предъявляемым к указанным вакантным должностям.

ДД.ММ.ГГГГ истец выразила согласие на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы края начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения министерства, начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что согласие на замещение указанных вакантных должностей также выразили иные сотрудники министерства, замещающие должности, подлежащие сокращению.

Указано, что решением комиссии министерства природных ресурсов Хабаровского края по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий, принятым на заседании ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано предоставить преимущественное право на замещение должностей начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения министерства, начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства иным сотрудникам министерства, замещающим должности, подлежащие сокращению.

Указанным уведомлением истец также проинформирована об отсутствии в министерстве вакантных должностей государственной гражданской службы края, соответствующих ее квалификации, а также предложено для рассмотрения имеющаяся вакантная должность ведущего инспектора юридической службы министерства.

Судом установлено, что кроме истца согласие на замещение должности государственной гражданской службы Хабаровского края - начальник управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения также выразила ФИО2, замещавшая подлежащую сокращению должность заместителя начальника управления экономики и развития отраслей природно-ресурсного комплекса Министерства, а на замещение должности государственной гражданской службы Хабаровского края - начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции - ФИО3, замещавшая подлежащую сокращению должность заместителя начальника управления делами - начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства.

В целях определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Хабаровского края, была разработана, одобрена решением комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий (протокол заседания комиссии Министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий от 11 марта 2022 г. № 2), утверждена распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 21 марта 2022 г. № 26 Методика определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение иной вакантной должности государственной гражданской службы края и (или) на назначение на иную вакантную должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы края, в Министерстве.

В связи с установлением факта наличия на одну предлагаемую иную вакантную должность нескольких претендентов, выразивших письменное согласие на ее замещение, на основании пункта 4 Методики комиссией Министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий на заседании ДД.ММ.ГГГГ была проведена оценка сокращаемых сотрудников, выразивших согласие на замещение должностей начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения Министерства, а также начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства, путем выставления баллов на основании информации, представленной в комиссию для проведения оценки по каждому сотруднику, содержащих оценку наличия специальности, направления подготовки профессионального образования сокращаемого сотрудника Министерства на соответствие области и (или) виду его профессиональной деятельности, должностным обязанностям в соответствии с приложением к Методике; оценку продолжительности стажа государственной гражданской службы и (или) работы по специальности, направлению подготовки, в соответствии с приложением к Методике; оценку квалификации в соответствии с приложением к Методике.

По результатам проведенной комиссией оценки сокращаемые сотрудники Министерства набрали следующее количество баллов по итоговому результату оценки: ФИО2 - 3,8 балла; ФИО3 - 3,6 балла; Плетнёва Л.В. - 2,5 балла.

По результатам проведенной комиссией оценки сокращаемых сотрудников Министерства ею было принято решение рекомендовать представителю нанимателя предоставить преимущественное право на замещение и назначить на должности государственной гражданской службы Хабаровского края: начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения Министерства - ФИО2; начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства - ФИО3

От замещения вакантной должности ведущего инспектора юридической службы Министерства, а также вакантных должностей в иных государственных органах истец отказалась.

ДД.ММ.ГГГГ истец была ознакомлена с дополнением к уведомлению о предложении вакантных должностей в иных государственных органах, от замещения которых гр. Плетнёва Л.В. также отказалась.

Согласно протоколу заседания комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, на основании проекта оценочного листа комиссией установлено, что при подтверждении Плетнёвой Л.В. получения высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» путем предоставления диплома магистра ее итоговый результата оценки будет равен 3,4 балла, ее место в ранжированном списке сокращаемых сотрудников не изменится (1. ФИО2 – 3,8 балла; 2. ФИО3 – 3,6 балла; Плетнёва Л.В. – 3,4 балла); принято решение проанализировать квалификационные требования по вакантным должностям: начальник управления недропользования министерства, заместитель начальника управления недропользования -начальник отдела развития горного комплекса министерства в части соответствия высшего образования направлениям подготовки (специальностям), установленным в должностных регламентах по указанным должностям государственной гражданской службы края, на предмет их предложения Плетнёвой Л.В., в том числе с учетом представленной ею справки Дальневосточного института управления - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 07.04.2022 № 1458/05 об обучении по образовательной программе магистратуры 38.04.04. Государственное и муниципальное управление.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве имелись следующие вакантные должности, которые не предлагались истцу: начальник управления недропользования; заместитель начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса; консультант отдела общераспространенных полезных ископаемых и лицензирования управления недропользования (2 ед.).

В соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу, что имеющееся у Плетнёвой Л.В. образование не соответствует профессионально-функциональным квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантным должностям начальника управления недропользования министерства, консультанта отдела общераспространенных полезных ископаемых и лицензирования управления недропользования министерства; имеющиеся документы об образовании (специальности), опыт работы (службы), установленные профессионально-функциональные квалификационные требования и круг исполняемых должностных обязанностей по сокращаемой должности начальника управления делами министерства не позволяют сделать вывод о соответствии квалификации Плетнёвой Л.В. иным профессионально-функциональным квалификационным требованиям, установленным для вакантной должности заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства соответствующим должностным регламентом (подпункты 2.2.2-2.2.4 пункта 2.2 раздела 2), а также о наличии профессиональных знаний и умений, необходимых для исполнения отдельных должностных обязанностей, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 указанного должностного регламента.

Комиссия пришла к выводу, что имеющиеся вакантные должности в управлении недропользования министерства не могут предложены для замещения Плетнёвой Л.В., при этом принято решение предложить Плетнёвой Л.В. принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя начальника управления недропользования -начальника отдела развития горного комплекса министерства.

Судом установлено, из анализа исследованных доказательств в их совокупности следует, что в период сокращения истца ответчик неправомерно и необоснованно не предложил истцу вакансии: начальник управления недропользования; заместитель начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса.

Должность начальника управления недропользования Министерства согласно разделу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 218, относится к должностям категории «руководители» ведущей группы должностей.

Гражданский служащий, замещающий должность начальника управления недропользования Министерства, должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) "Техносферная безопасность", "Горное дело", "Геология и разведка полезных ископаемых", "Маркшейдерское дело" и иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности управления или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Должностного регламента государственного гражданского служащего Хабаровского края начальника управления недропользования Министерства, утвержденного министром природных ресурсов Хабаровского края).

Должность заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса Министерства согласно разделу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 218, относится к должностям категории "руководители" ведущей группы должностей.

Гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса Министерства должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Прикладная геология», «Горное дело», «Техносферная безопасность» и иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности отдела (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Должностного регламента государственного гражданского служащего Хабаровского края заместителя начальника управления недропользования начальника отдела развития горного комплекса министерства, утвержденного министром природных ресурсов Хабаровского края).

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Ответчиком не предоставлено относимых и допустимых доказательств доводам о том, что уровень квалификации, специальности, работы истца по специальности, направлению подготовки не являлись достаточным и надлежащими, не соответствовали квалификационным требованиям, для замещения указанных вакантных должностей государственной гражданской службы Хабаровского края.

При этом, согласно диплому ГОУ ВПО «Хабаровский государственный технический университет» от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный истцу решением Государственной аттестационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ присуждена квалификация экономист - менеджер по специальности «Экономика и управление на предприятии».

Плетнёва Л.В. в соответствии с дипломом магистра от ДД.ММ.ГГГГ, освоила обучение по образовательной программе магистратуры 3ДД.ММ.ГГГГ. Государственное и муниципальное управление в ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», присвоена квалификация магистр.

Истец имеет удостоверение о повышении квалификации в КГБПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания» по дополнительной профессиональной программе «Эффективный руководитель. Технологии эффективной коммуникации и протокол»; сертификаты участника образовательного курса «Организация контроля исполнения документов в деятельности Правительства края», участника семинара «актуальные вопросы социально-экономического развития Хабаровского края», благодарности Заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов края в 2017 году, и.о. министра природных ресурсов края в 2020 году.

Также заслуживают внимание доводы истца о необоснованности системы оценки, применяемой в отношении сотрудников министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Хабаровского края, подлежащих сокращению, для определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение и (или) назначение на иную вакантную должность в министерстве.

Правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Как установлено судом ранее, распоряжением министра природных ресурсов края № 26 от 21.03.2022 утверждена Методика определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение иной вакантной должности государственной гражданской службы края и (или) на назначение на иную вакантную должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы края, в министерстве природных ресурсов края.

Данной Методикой предусмотрены критерии и порядок оценки представителем нанимателя результатов профессиональной служебной деятельности служащего в случае установления факта наличия на одну предлагаемую иную вакантную должность нескольких претендентов, выразивших письменное согласие на ее замещение и (или) назначение.

Судом установлено, что заместитель начальника управления делами – начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства ФИО3, являясь секретарем комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий, принимала участие в голосовании комиссии, оценке сокращаемых сотрудников министерства (в том числе в отношении себя) в соответствии с Методикой определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение иной вакантной должности, путем выставления баллов на основании оценочных листов, между тем, она также являлась сотрудником, давшим согласие одновременно с Плетнёвой Л.В. на замещение вакантной должности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства, которую ФИО3 в последующем и заняла.

Проведенная ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий оценка претендентов не отражает действительную достоверную оценку наличия специальности, направления подготовки профессионального образования сокращаемого сотрудника на соответствие области и (или) виду его профессиональной деятельности, должностным обязанностям, оценку продолжительности стажа государственной гражданской службы и (или) работы по специальности, оценку продолжительности стажа работы по специальности, оценку квалификации, поскольку Методика содержит незначительную разницу в баллах по стажу работу, завышенный балл за наличие ученой степени и (или) звания по специальности, соответствующей должностным обязанностям, так как при разнице в продолжительности стажа государственной гражданской службы истца и ФИО2 в 2 раза (9лет 9 мес. 25 дней истца, стаже 04 г. 10 м. 01 день ФИО2, разница в стаже около 5 лет) их баллы почти равны, 3 балла и 2 балла соответственно. Сравнивая данные показатели у истца и ФИО3 15 лет 09 мес. 26 дней (разница в стаже около 6 лет), показатели последней на 2 балла выше, чем у истца, при этом, у истца и ФИО2 разница 1 балл при схожих данных. Стаж работы по специальности у истца 07 лет 08 мес. 05 дней (3 балла), у ФИО3 – 2 года 10 мес. 12 дней (2 балла), при разнице в продолжительности стажа по специальности в 3 раза, разница в баллах - 1.

Результаты служебной деятельности истца и ФИО2 в оценочных листах равны, при этом ФИО2 длительное время не осуществляла профессиональную служебную деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (по ДД.ММ.ГГГГ), в том числе во время проводимой комиссией оценки, в соответствии с заявлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ готова была приступить к работе только с ДД.ММ.ГГГГ. Не дана оценка в части установленных «преимуществ» истца и ФИО2 (допуск к гостайне, которая у ФИО2 отсутствовала). Комиссия ДД.ММ.ГГГГ отдала преимущественное право на замещение должности начальника управления сводно-аналитической работы организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения министерства сотруднику, который служебную деятельность в указанное время не осуществлял, находился в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (по ДД.ММ.ГГГГ), оценка указанным обстоятельствам комиссией также не давалась.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком в полной мере не исполнены требования ч. 4, ч. 5 с. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», преимущественное право на замещение должности гражданской службы было предоставлено иным гражданским служащим без должной оценки квалификации, продолжительности стажа гражданской службы и работы по специальности, направлению подготовки и результатов профессиональной служебной деятельности; представитель нанимателя министерства природных ресурсов Хабаровского края не предложил истцу все имеющиеся в министерстве вакантные должности гражданской службы, на которые истец мог претендовать, а именно должности начальника управления недропользования министерства природных ресурсов Хабаровского края, заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства природных ресурсов Хабаровского края, что свидетельствует о нарушении трудовых прав истца.

При проведении процедуры увольнения Плетнёвой Л.В. в связи с сокращением должности государственной гражданской службы со стороны ответчика не были в полном объеме обеспечены предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами гарантии государственным гражданским служащим при сокращении должностей государственной гражданской службы.

В связи с установленным нарушением процедуры увольнения истца Плетнёвой Л.В., суд приходит к выводу о незаконности ее увольнения по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», восстановлении ее на государственной гражданской службе Хабаровского края в должности начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая требования истца о взыскании среднего месячного денежного содержания за время вынужденного прогула, суд для удовлетворения указанного требования правовых оснований не усматривает ввиду следующего.

Из фактических обстоятельств дела следует, что поскольку истец уволен ДД.ММ.ГГГГ, расчет средней заработной платы должен быть произведен исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, в данном случае исходя из заработной платы, начисленной ему в период с апреля 2021 года по март 2022 года.

Согласно справке ответчика Плетнёвой Л.В. за указанный период отработано 183 рабочих дня и начислено заработной платы в сумме 1612727,28 рублей, средний дневной заработок истца за указанный период составил 8812,72 рубля (1612727,28 руб. / 183 раб. дня). Период вынужденного прогула составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (47 рабочих дней), соответственно, средний заработок за время вынужденного прогула, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составит 414197,84 руб. (8812,72 руб. х 47 раб. дня).

Согласно представленной ответчиком информации, не оспоренной истцом, при сокращении с должности гражданской государственной службы Плетнёвой Л.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением должности в размере 686510,56 руб. (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В силу ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Из данной нормы следует, что по правовой природе такая компенсационная выплата идентична выходному пособию, выплата которого предусмотрена нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Учитывая изложенное, факт признания незаконным увольнения истца со службы (что свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты компенсации), зачет суммы выходного пособия при определении размера оплаты периода вынужденного прогула, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежного содержания за период вынужденного прогула, так как при увольнении истцу ответчиком выплачено выходное пособие в большей сумме.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, учитывая, что незаконными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, требование истица о возмещении морального вреда суд находит заявленными законно и обосновано, и подлежащими удовлетворению, однако, при решении вопроса о размере компенсации морального вреда, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к убеждению о возможной компенсации истцу морального вреда в сумме 5000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Плетнёвой Любовь Владимировны к министерству природных ресурсов Хабаровского края о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего месячного денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Восстановить Плетнёву Любовь Владимировну (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку с-о а , паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения на государственной гражданской службе Хабаровского края в должности начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края (ИНН ) с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с министерства природных ресурсов Хабаровского края в пользу Плетнёвой Любовь Владимировны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение в части восстановления на государственной гражданской службе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 12 июля 2022 года.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Копия верна.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Решение не вступило в законную силу.

УИД 27RS0001-01-2022-003309-16

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № № 2-3303/2022 в Центральном районном суде г. Хабаровска.

Помощник судьи Д.К. Бутаков