ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3305/18 от 12.03.2019 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

<данные изъяты>

Дело № 2-394/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.

секретарь судебного заседания – Кручик М.В.,

с участием:

представителя истца – ФИО1, служебное удостоверение,

представителя ответчика – ФИО2, на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного курага лиц к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севастопольский морской порт», третье лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Металл Пром», о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Севастопольский транспортный прокурор обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севастопольский морской порт», в котором, с учетом заявления об увеличении исковых требований, просит: обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные прокурором нарушения требований экологического законодательства, а именно: очистить от мусора земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, используемый портом по договору аренды земельного участка от 30 января 2018 года; обязать ответчика получить лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, по адресу: <адрес>; запретить ответчику осуществлять (организовывать) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, по адресу: <адрес>, до получения соответствующей лицензии.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе выездной проверки, проведенной Севастопольской транспортной прокуратурой в сентябре-октябре 2018 года установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, находятся опасные отходы, негативно влияющие на окружающую среду. Указанный земельный участок передан Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ответчику в пользование по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчик на основании договора предоставлял и фактически предоставляет третьему лицу – Обществу с ограниченной ответственностью «Металл Пром» услуги по использованию находящегося на вышеуказанном земельном участке причала для стоянки судов на период, необходимый для их подготовки к утилизации, а также услугу по использованию причального комплекса . При этом ООО «Металл Пром» осуществляло деятельность по заготовке лома черных металлов, которая подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством. В нарушение положений законодательства, регламентирующих обязанности хозяйствующих субъектов соблюдать требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ответчик не обеспечил надлежащее содержание земельного участка, безопасное для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды, а также допустил угрозу загрязнения окружающей среды опасными отходами в результате деятельности третьих лиц по утилизации судов на причальном комплексе .

В судебном заседании представитель истца поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и в уточненном иске.

Представитель ответчика не возражала против удовлетворения исковых требований в части понуждения очистить от мусора земельный участок, при этом просила увеличить срок исполнения решения суда до трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, поскольку услуги по очистке земельного участка от мусора и его вывозу оказываются только специализированными предприятиями, имеющими лицензию на право сбора, транспортировки, утилизации и размещения отходов 1-4 классов опасности на договорной основе, и требуют значительных финансовых расходов со стороны ответчика. В удовлетворении исковых требований о понуждении получить лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, просила отказать, так как такие виды деятельности отсутствуют в уставе ответчика, ответчик данными видами работ не занимается.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

На основании статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, среди прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 30 января 2018 года между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Севастопольский морской порт» заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендатору передается за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 91:01:073005:259, площадью 80 538 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для обслуживания Севастопольского производственного отделения ЗАО «Крымвтормет» по заготовке и переработке металлического лома, срок аренды 48 лет. Передача земельного участка подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок прилегает к причальному комплексу , состоящему из причала и склиза, на котором осуществляются работы по утилизации судов.

В соответствии с п.п.4.1.3, 4.1.4 указанного договора аренды арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка. В случае ухудшения экологической обстановки, причиненного в результате своей хозяйственной и иной деятельности, арендатор обязан возместить арендодателю убытки. Арендатор обязан содержать в должном санитарном порядке и чистоте земельный участок и прилегающую к нему территорию, при использовании земельного участка не наносить ущерб окружающей среде.

В ходе осмотра территории указанного земельного участка, проведенного транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю, установлено, что земельный участок захламлен различными отходами, среди которых древесина, промасленная ветошь, отходы пластика, электрические кабели, отвалы грунта, металлические конструкции, канаты, загрязненные нефтепродуктами, тросы и прочее. В некоторых местах видны проливы нефтепродуктов. Отходы размещаются на открытом грунте, в непосредственной близости к урезу воды, что не исключает попадания загрязняющих веществ в акваторию Черного моря. Данные обстоятельства отражены в экологической справке по обследованию причала от ДД.ММ.ГГГГ-СП/С/2018, а также актом осмотра территории причала от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение указанных требований ответчиком ГУПС «Севастопольский морской порт» на протяжении длительного времени не соблюдаются положения экологического и природоохранного законодательства, уборка территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не производится, что приводит к загрязнению земель и акватории Черного моря опасными отходами.

Допущенные нарушения требований экологического и природоохранного законодательства угрожают безопасности жизни и здоровья людей, приводят к загрязнению окружающей среды опасными отходами, носят характер серьезных нарушений, в связи с чем суд полагает исковое заявление прокуратуры в части понуждения ответчика устранить нарушения требований экологического законодательства, а именно очистить от мусора земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, используемый портом по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, требования прокуратуры о понуждении ответчика получить лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также запрета ответчику осуществлять (организовывать) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, до получения соответствующей лицензии, суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заявляя данные требования, прокуратура исходила из того, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУПС «Севастопольский морской порт» (исполнитель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Металл Пром» (заказчик) заключен договор , согласно которому по заявкам заказчика исполнитель предоставляет услуги по использованию причала для стоянки судов на период, необходимый для их подготовки к утилизации, а также услугу по использованию причального комплекса .

На основании указанного договора ООО «Металл Пром» не только проводил работы по утилизации судов, но и осуществлял деятельность по заготовке лома черных металлов, которая подлежит лицензированию, в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности по указанному адресу.

Срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ, однако работа по утилизации судов и заготовке лома продолжается. Суда, подлежащие утилизации, находятся у причала . Вместе с тем, безопасный отстой судов не обеспечен, о чем свидетельствует аварийный случай (навал судов с последующим разливом нефтепродуктов), произошедший ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно, пунктом 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов отнесены к видам деятельности, подлежащих лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года №1287, лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ: а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов; б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.

В пункте 4 указанного Положения используются следующие основные понятия: заготовка – приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; хранение – содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; переработка – процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; реализация – отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

В то же время, ни одним из этих видов работ, как по отдельности, так и в совокупности, ГУПС «»Севастопольский морской порт» не занимается, услуги клиентам не оказывает. Как в уставе предприятия, так и в сведениях о видах деятельности предприятия, отраженных в ЕГРЮЛ, такие виды деятельности отсутствуют.

Таким образом, возложение обязанности на ГУПС «Севастопольский морской порт» получить лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также установлении запрета осуществлять (организовывать) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, до получения соответствующей лицензии, является необоснованным, а потому исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

На основании ст.206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. При этом, доводы ответчика о необходимости увеличения срока исполнения решения суда до трех месяцев с момента вступления решения в законную силу судом отклоняются, поскольку ответчиком не представлено каких-либо доказательств, обосновывающих невозможность исполнения решения суда в месячный срок после вступления его в законную силу.

В соответствии со ст.89 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ст.103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В этой связи с ответчика ГУПС «Севастопольский морской порт» подлежит взысканию государственная пошлина соразмерно удовлетворенным исковым требованиям в размере 150 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Севастопольский морской порт» устранить выявленные прокурором нарушения требований экологического законодательства, а именно – очистить от мусора земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 4, используемый по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севастопольский морской порт» в доход бюджета Ленинского района города Севастополя государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) руб.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>