ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3306/2016 от 25.07.2016 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2-3306/2016.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2016 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамагаев Б.Ц-Д. к Администрации г.Улан-Удэ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ТУ Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в РБ о признании распоряжения в части не прекращения права оперативного управления на находящееся в федеральной собственности жилое помещение и не передачи его в муниципальную собственность незаконным, признании распоряжения в части принятии в муниципальную собственность жилого фонда без «служебного» жилого помещения незаконным,возложении обязанности передать из федеральной собственности и принять в муниципальную собственность жилое помещение,

установил:

Хамагаев Б.Ц-Д.. обратился в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ признании распоряжения Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ... в части принятии в муниципальную собственность жилого фонда ... без вышеуказанного «служебных» жилых помещений незаконным,возложении на ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ обязанности передать из федеральной собственности, а на Администрацию г.Улан-Удэ принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: ....

В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет иска просил, признать распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в РБ от ДД.ММ.ГГГГ... в части не прекращения права оперативного управления на находящееся в федеральной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., и не передачи его в муниципальную собственность незаконным, признать распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ...-... в части принятии в муниципальную собственность жилого фонда ... без вышеуказанного «служебного» жилого помещения незаконным,возложить на ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ обязанность передать из федеральной собственности, а на Администрацию г.Улан-Удэ принять в муниципальную собственность вышеуказанное жилое помещение.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТУ Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в РБ.

В обоснование указано, что истцу на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена «служебная» квартира, расположенная по адресу: .... В апреле ... года жилой фонд ... был принят в муниципальную собственность г.Улан-Удэ, в связи с чем в силу разъяснений Верховного Суда РФ такие жилые помещения утратили статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный ст.32 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». По сведениям БТИ спорная квартира находилась и находится в составе муниципальной собственности. В связи с чем истец обратился в Администрацию г.Улан-Удэ за приватизацией жилья. Однако ему было разъяснено, что приватизация жилья невозможна, т.к. жилой дом принят в муниципальную собственность за исключением «служебных» квартир. Между тем, передача жилищного фонда ... из федеральной в муниципальную собственность за исключением «служебных» квартир не соответствует действующему законодательству. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности. Согласно п.1 Приложения №3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. Следовательно, право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и бытового назначения возникает у муниципальных образования с момента разграничения государственной собственности. По смыслу абз.23 п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на федеральные органы государственной власти возлагается обязанность передать, а на органы местного самоуправления принять федеральное имущество на основании решений федеральных органов государственной власти, осуществляющих полномочия собственника передаваемого имущества. На основании вышеприведенных актов объектом, подлежащим передаче из федеральной в муниципальную собственность, являлся жилой фонд ..., в том числе входящие в его состав многоквартирные дома и все жилые помещения без исключения. Следовательно, передача жилого фонда без «служебных» квартир, расположенных в передаваемых домах, незаконно, т.к. жилой фонд в понимании ЖК РФ предусматривает совокупность всех находящихся в нем жилых помещений. Пункт 1.3 Порядка передачи жилого фонда в муниципальную собственность г.Улан-Удэ содержит перечень основания для отказа в принятии в муниципальную собственность объектов, ранее находящихся в федеральной собственности, однако не содержит положения о том, что «служебные» жилые помещения не подлежат приему в муниципальную собственность. Наоборот, п.2.14 Порядка содержит прямое указание на то, что передающая сторона обязана передать, а принимающая сторона обязана принять, в том числе «служебные» жилые помещения.

В судебное заседание истец Хамагаев Б.Ц-Д.. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Машинец Д.В. просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что для того, чтобы утверждать, что жилое помещение является служебным, необходимо, чтобы оно обеспечивало деятельность органа государственной власти, т.е. использовалось военнослужащим. Однако, в данном случае нет оснований полагать, что имущество находится в государственной собственности, т.к. оно не используется военнослужащим Министерства обороны РФ, не обеспечивает деятельность органа государственной власти. Кроме того, Хамагаев Б.Ц-Д.. не может быть выселен из жилого помещения. Ордер выдан на основании решения Исполкома и не свидетельствует о том, что жилье является служебным, т.к. не соответствует установленной форме. На момент передачи жилищного фонда квартира не находилась в ведении Министерства обороны РФ, т.к. была передана сотруднику полиции, что также подтверждает довод о том, что жилье служебным не является и подлежало передачи в муниципальную собственность.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ и третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Жамбалов В.В. иск не признал, пояснив, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации, т.к. в муниципальной собственности не находится. Городом были приняты жилые помещения во исполнение распоряжения ТУ Росимущества в РБ. Спорная квартира согласно распоряжению относится к специализированному жилищному фонду, что подтверждается ордером. Т.к. жилье не было передано муниципалитету, то его статус служебного сохранился. Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, подразделяется на социальный, специализированный, индивидуальный, коммерческий. Спорное жилье относится к специализированному жилищному фонду. В муниципальную собственность передано имущество, за исключением относящихся к специализированному жилищному фонду.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истцу на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ....

Из материалов дела следует, что распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в РБ от ДД.ММ.ГГГГ...-... имущество, находящееся в федеральной собственности и указанное в приложениях 1, 2, 3 передано в собственность городского округа «Город Улан-Удэ», за исключением имущества, указанного в приложениях ...

Приложение ... содержит перечень жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду и не подлежащих передаче в муниципальную собственность, где в пункте 7 указана квартира, занимаемая истцом.

Во исполнение данного распоряжения Администрацией г.Улан-Удэ принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ...-... о принятии в муниципальную собственность имущества согласно приложения ..., 2, кроме служебных и приватизированных квартир.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно Приложению №3 к указанному Постановлению к объектам, относящимся к объектам государственной собственности отнесены, в частности, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из содержания приведенных норм права следует, что в муниципальную собственность подлежал передаче жилищный фонд социального использования, а также жилищный фонд, в случае, если ранее объекты недвижимости были переданы исполнительными органами местных Советов народных депутатов (местной администрацией) в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Между тем, как следует из материалов дела, спорная квартира на момент принятия оспариваемых распоряжений являлась служебной, не находилась в управлении местной администрации, принадлежала Российской Федерации и была передана на праве оперативного управления 235 КЭЧ СибВО.

Таким образом, вышеуказанные положения закона не возлагаю на уполномоченный орган обязанности по передачи спорного жилья в муниципальную собственность.

Согласно ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

По смыслу ст.19 ЖК РФ жилые помещения могут находиться в собственности Российской Федерации и образовывать жилищный фонд Российской Федерации, а также в собственности субъектов Российской Федерации и образовывать жилищный фонд субъектов Российской Федерации. Таким образом, то обстоятельство, что жилое помещение, занимаемое истцом, входит в состав жилого фонда ..., не свидетельствует о незаконности оспариваемых распоряжений, т.к. жилье может находится в федеральной собственности и составлять жилищный фонд Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на 28.12.2006 года) в федеральной собственности может находиться:

имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, законом установлены только критерии состава имущества, могущего находиться в федеральной собственности.

Содержание приведенных положений закона не исключает возможность уполномоченных органов по своему усмотрению определить объекты, подлежащие передачи в собственность субъектов РФ либо в муниципальную собственность.

Кроме того, передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность должна сопровождаться наличием согласия уполномоченного органа местного самоуправления на прием передаваемого имущества.

В настоящем судебном заседании представитель Администрации г.Улан-Удэ и Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ возражал против удовлетворения исковых требований.

В связи с указанным само по себе использование жилья не военнослужащим, а сотрудником полиции не является достаточным для удовлетворения иска.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Хамагаев Б.Ц-Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова