ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3307/2017 от 23.11.2017 Интинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-3307/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.

при секретаре Каминской Н.А.,

с участием представителя истицы – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 23 ноября 2017 года дело по иску ФИО2 к Администрации МОГО "Инта" о понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера с 13.09.1996, в случае невозможности восстановить на учете на переселение с 13.09.1996, обязать ответчика восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера с 26.04.1999 по имеющему трудовому стажу – 10 лет. В обоснование своих требований указала, что 13.09.1996 она встала в Администрацию МОГО "Инта" на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера с составом семьи 4 человека. На момент постановки на учет ее трудовой стаж составил свыше 07 лет, а время проживания в районах Крайнего Севера – 18 лет с 1978 года. Постановлением Администрации МОГО "Инта" от 22.02.2017 №__ она со всеми членами семьи была снята с учета граждан на основании пп. "г" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, а именно – неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. Она встала на учет в Администрацию МОГО "Инта" 13.09.1996 с составом семьи 4 человека: она, муж ФИО3 и двое несовершеннолетних детей, на тот период действовали Указ Правительства от 29.03.1996 № 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья", Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", согласно которым жилищная субсидия предоставлялась гражданам при наличии стажа работы не менее 10 лет и при наличии времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 лет. Ее время проживания в районе Крайнего Севера на 13.09.1996 – 18 лет и она имела полное право состоять в списках на переселение, при этом ее муж – ФИО3, имел трудовой стаж <....>. Она ежегодно проходила перерегистрацию. В последующем вышло Постановление Правительства РФ от 20.08.2001 № 594 "О внесении дополнения в Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 937", Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которыми было ухудшено ее положение по получению жилищной субсидии. При этом до выхода нового закона у нее уже имелся трудовой стаж на 26.04.1999 10 лет согласно трудовой книжке.

Истица о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием ее представителя ФИО1

Представитель истицы – ФИО1, действующий на основании заявления, в судебном заседании поддержал доводы доверительницы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик – Администрация МОГО "Инта" о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.

Третье лицо - Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В отзыве на иск представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать истице в удовлетворении требований. Указал, что на дату постановки на учет ФИО2 13.09.1996 действовали Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ "О распределении жилищный субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищный условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937. В ст. 5 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что коэффициент работы исчисляется с минимального стажа работы 10 лет. Согласно устной информации Администрации МОГО "Инта" стаж работы истицы на дату постановки на учет 13.09.1996 составил 07 лет 04 месяца, что менее требуемых действующим законодательством на дату постановки на учет 10 лет северного стажа работы. В связи с отсутствием у ФИО2 требуемого федеральным законодательством 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет, она не приобрела право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет 13.09.1996. На дату 26.04.1999 действовал Федеральный законно от 25.07.1998 № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в ст. 1 которого установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Согласно устной информации Администрации МОГО "Инта" северный стаж истца на дату 26.04.1999 составляет менее 15 лет. Таким образом, ФИО2 не имеет право состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей как с датой постановки на учет 13.09.1996, так и с датой 26.04.1999 из-за отсутствия требуемого северного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев учетное дело ФИО2, суд приходит к следующему.

Согласно книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий под номером №__ с датой постановки на учет 13.09.1996 числится ФИО4, __.__.__ года рождения, с составом семьи 4 человека, с указанием: стаж с 1989 - <....>.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации МОГО "Инта" от 22.02.2017 №__ФИО2 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретении (строительства) жилья в Средней полосе России на основании пп. "г" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", действовавшего на момент постановки истицы на учет – 13.09.1996, за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

В соответствии с нормами Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", действовавшего на момент постановки ФИО2 на учет, размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в домах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, и коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Коэффициент работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по следующей шкале: от 10 до 15 лет - 0,75, от 15 до 20 лет - 0,80, от 20 до 25 лет - 0,85, от 25 до 30 лет - 0,90, свыше 30 лет - 0,95. При выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывается с коэффициентом 0,5. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы (ст. 5).

Из представленной суду копии трудовой книжки усматривается, что по состоянию на 13.09.1996 по подсчету суда у истицы имелся стаж работы в районах Крайнего Севера 07 лет 04 месяца 18 дней, то есть менее 10 лет, что свидетельствует об отсутствии у нее права состоять на учете для получения жилищной субсидии с 13.09.1996.

Период учебы с 01.09.1986 по 15.06.1989 в СПТУ (продолжительностью 02 года 09 месяцев 14 дней) не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера для расчета жилищной субсидии, так как федеральное законодательство о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не содержит положений, которые бы позволяли при подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для признания права на получение жилищной субсидии учитывать в него период обучения.

31.07.1998 вступил в силу Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Статьей 1 указанного Федерального закона было установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

На 31.07.1998 по подсчету суда у истицы имелся стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях продолжительностью 09 лет 01 месяц 12 лет.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", действовавшего на момент 26.04.1999 (вторая дата, с которой претендует истица на включение в списки на получение субсидии), за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.

Из представленной суду копии трудовой книжки усматривается, что по состоянию на 26.04.1999 по подсчету суда у истицы имелся стаж работы в районах Крайнего Севера 10 лет, то есть менее 15 лет, что свидетельствует об отсутствии у нее права состоять на учете для получения жилищной субсидии с 26.04.1999.

С 01.01.2003 действует Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", статья 1 которого определяет, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним районах не менее 15 календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Суд приходит к выводу, что по состоянию на 13.09.1996 у истицы отсутствовал стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, в связи с чем она была необоснованно 13.09.1996 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Таким образом, имели место неправомерные действия со стороны должностных лиц Администрации МО "Город Инта" при решении вопроса о постановке на учет истицы 13.09.1996.

Подпунктом "г" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение), установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Пунктом 22 Положения установлено, что в случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Так как по состоянию на 13.09.1996 ФИО2 не приобрела право на предоставление жилищной субсидии в связи с отсутствием у неё стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, то она не имела права состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с 13.09.1996, в связи с чем исковые требования о понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера с 13.09.1996 подлежат отклонению.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Доводы стороны истицы о том, что по состоянию на 26.04.1999 она имела право состоять в списках на переселение по трудовому стажу в размере 10 лет, суд находит необоснованными, так как действующим законодательством о жилищных субсидиях на 26.04.1999 предусмотрено наличие стажа в районах Крайнего Севера или проживания в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.

Кроме того, на момент изменения законодательства в части требований к стажу работы в районах Крайнего Севера - на 31.07.1998, у истицы также продолжительность указанного стажа составила менее 10 лет.

Поскольку по состоянию на 26.04.1999 ФИО2 также не приобрела право на предоставление жилищной субсидии в связи с отсутствием у неё стажа работы в районах Крайнего Севера или проживания не менее 15 лет, то исковые требования о понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера с 26.04.1999 по имеющему трудовому стажу – 10 лет, подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО2 в иске к Администрации МОГО "Инта" о понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера с 13.09.1996.

Отказать ФИО2 в иске к Администрации МОГО "Инта" о понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера с 26.04.1999 по имеющему трудовому стажу – 10 лет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2017.

Судья И.М. Румянцева

<....>

<....>