ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3308/19 от 27.05.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №2-35/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2020 года город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Элисты о признании права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

1 апреля 2014 года ему выдано разрешение на строительство №08-RU 08301000-/174 «Девятиэтажный, 54-квартирный жилой дом с офисными помещениями в цокольном этаже» по адресу: <адрес> по проведению подготовительных работ: испытание свай, рытье котлована». На основании указанного разрешения на строительство между истцом и ООО «Производственно-строительная компания «Жилстрой» (далее ООО «ПСК «Жилстрой») заключен договор строительного подряда. В связи с выполнением строительных работ по производству фундамента 18 мая 2014 года ООО «ПСК «Жилстрой» обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Все работы по завершению устройства фундамента выполнены в полном объёме, что подтверждается техническим планом ООО «Кадастровый центр».

Просил суд признать за ним в порядке ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на незавершенный строительством объект недвижимости «Девятиэтажный, 54-квартирный жилой дом с офисными помещениями в цокольном этаже» по адресу: <адрес>, площадью 494 кв.м, степенью готовности 18%.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, направив в суд своего представителя.

Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации города Элисты ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что адрес, по которому расположен спорный объект, - <адрес>, и кадастровый номер земельного участка, указанный в техническом плане ООО «Кадастровый центр», - , не существуют, возведенные истцом сваи под многоквартирный жилой дом не отвечают признакам фундамента и признакам недвижимого имущества, так как не соединены ростверком. Первоначальное разрешение на строительство многоквартирного дома выдано истцу незаконно, так как в соответствии с Генеральным планом города Элисты земельный участок, на котором расположены сваи, предназначен для индивидуального жилищного строительства, не предназначен для строительства многоквартирных домов.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.

В силу статьи 112 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.

В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2017), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года, разъяснено, что на объект незавершенного строительства может быть признано право собственности по решению суда. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.

Из содержания правовых норм следует, что для возникновения права собственности на вновь созданную вещь (недвижимость) необходимы два условия: 1) подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость 2) отсутствие нарушений законодательства при ее создании.

Действующее законодательство Российской Федерации (гражданское, земельное и градостроительное) регламентирует, что условием приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество является соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ), то есть необходима совокупность юридических фактов: вещь должна быть изготовлена или создана лицом для себя; для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получение разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); соблюдение при возведении (реконструкции) объекта градостроительных, строительных, санитарных, природоохранных и других норм, установленных законодательством; а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса РФ). Несоблюдение при создании объекта недвижимого имущества требований закона и иных правовых актов влечет за собой признание последнего самовольной постройкой, право собственности на которую не возникает в силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон установлено, что истец ФИО1 выкупил у частных лиц 4 земельных участка по ул.А.С.Пушкина г.Элисты с кадастровыми номерами: , предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

В результате кадастровых работ эти земельные участки были объединены.

Согласно кадастровой выписке от 26 мая 2020 года земельному участку, образованному из земельных участков с кадастровыми номерами: , общей площадью 1786 кв.м, 27 февраля 2014 года присвоен кадастровый номер , почтовый адрес ориентира: <адрес>, изменено целевое назначение земельного участка – под многоквартирный жилой дом, право собственности ФИО1 на земельный участок было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Калмыкия 24 марта 2014 года.

1 апреля 2014 года Администрацией города Элисты ФИО1 выдано разрешение №RU 08301000-/174 на строительство объекта капитального строительства: «Девятиэтажный, 54-квартирный жилой дом с офисными помещениями в цокольном этаже по ул.Пушкина в г.Элиста РК» (подготовительные работы: испытания свай, рытье котлована)», площадь земельного участка – 1786,0 кв.м, адрес земельного участка: <адрес>, срок действия разрешения – до 1 июля 2014 года.

Из пояснений представителя истца, подтверждённых представителем Администрации города Элисты, следует, что в 2015 году ФИО1 отказался от права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1786 кв.м, этот земельный участок перешел в собственность муниципального образования города Элисты.

13 марта 2015 года земельный участок кадастровый номер снят с государственного кадастрового учета.

Перешедший в собственность муниципального образования города Элисты земельный участок присоединен к земельному участку с кадастровым номером

Постановлением Администрации города Элисты от 24 мая 2017 года №1145 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории:

- с условным номером , площадью 305 кв.м, расположенного по адресу<адрес>, в границах территориальной зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), в составе земель населенных пунктов;

- с условным номером , площадью 463 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территориальной зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), в составе земель населенных пунктов;

- с условным номером , площадью 467 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территориальной зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), в составе земель населенных пунктов;

- с условным номером , площадью 464 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территориальной зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), в составе земель населенных пунктов;

- с условным номером , площадью 468 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территориальной зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), в составе земель населенных пунктов,

образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 167 кв.м, находящегося в собственности муниципального образования города Элисты, расположенного в границах зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), по <адрес> предназначенного под многоквартирный жилой дом.

Согласно общедоступной публичной кадастровой карте, кадастровой выписке от 26 мая 2020 года на месте земельного участка с кадастровым номером образован земельный участок с кадастровым номером , из земельного участка с кадастровым номером образованы:

земельный участок с кадастровым номером , площадью 463 кв.м, адрес: <адрес>;

земельный участок с кадастровым номером , площадью 467 кв.м, адрес: <адрес>;

земельный участок с кадастровым номером , площадью 464 кв.м, адрес: <адрес>;

земельный участок с кадастровым номером площадью 468 кв.м, адрес: <адрес>;

целевое назначение этих земельных участков – для индивидуального жилищного строительства;

земельному участку площадью 305 кв.м, образованному из земельного участка с кадастровым номером , 9 июня 2017 года присвоен кадастровый номер , почтовый адрес ориентира: <адрес>, целевое назначение земельного участка установлено – земельный участок (территория) общего пользования, правообладатель (собственник) земельного участка – муниципальное образование города Элисты Республики Калмыкия.

Постановлением Администрации города Элисты от 19 июня 2017 года №1370 «О присвоении адреса» земельному участку с кадастровым номером , площадью 467 кв.м, присвоен адрес: <адрес> вместо прежнего: <адрес>;

земельному участку с кадастровым номером , площадью 463 кв.м, присвоен адрес: <адрес> вместо прежнего: <адрес>;

земельному участку с кадастровым номером , площадью 464 кв.м, адрес: <адрес> вместо прежнего: <адрес>;

земельному участку с кадастровым номером , площадью 468 кв.м, адрес: <адрес> вместо прежнего: <адрес>.

Постановлением Администрации города Элисты от 19 июня 2017 года №1356 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» постановлено изменить вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Элисты:

с кадастровым номером , площадью 463 кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 467 кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 464 кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 468 кв.м, по адресу: <адрес> с использования «под многоквартирный жилой дом» на использование «для индивидуального жилищного строительства» (код вида разрешенного использования земельных участков – 2.1),

с кадастровым номером , площадью 305 кв.м, по адресу: <адрес> с использования «под многоквартирный жилой дом» на использование «под территорию общего пользования» (кода вида разрешенного использования земельного участка 12.0).

Из технического плана объекта незавершенного строительства, составленного 23 августа 2019 года кадастровым инженером ФИО4 (членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров НО Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров», работником ООО «Кадастровый Центр», номер по реестру 592 от 30 июня 2016 года, номер государственного реестра СРО 011 от 31 октября 2016 года), следует, что в результате обследования земельного участка по адресу: <адрес> выявлено, что объект незавершенного строительства представляет собой свайное поле, количество бетонных свай – 91 шт., размер свай – 0,30мх0,30 м (в плане). Технический план подготовлен в связи с созданием объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Общая площадь здания указана в соответствии с проектной документацией. Характеристики объекта недвижимости: вид – объект незавершенного строительства, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости, - ; местоположение земельного участка: <адрес>, проектируемое назначение объекта незавершенного строительства – нежилое, наименование объекта недвижимости – «Девятиэтажный, 54-квартирный жилой дом с офисными помещениями в цокольном этаже по ул.Пушкина в г.Элиста РК», площадь объекта недвижимости – 494,4 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства и её проектируемое значение – 18%.

Из смысла и содержания пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает в случае создания вещи для себя, создание вещи для себя является основанием возникновения первоначального права собственности.

Как следует из договора аренды земельного участка №1 от 16 апреля 2014 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости 5 мая 2014 года, передаточного акта от 16 апреля 2014 года ФИО1 передал указанный земельный участок в аренду ООО «ПСК «Жилстрой» на срок с 16 апреля 2014 года по 15 марта 2016 года с последующим выкупом в собственность (п.п.1.1,1.2 договора) с правом возводить жилые и иные здания, строения, сооружения. Согласно п.1.3 договора зданий, строений, сооружений на земельном участке не имеется.

Указанный документ свидетельствует о том, что ФИО1 спорные объект – сваи для себя не возводил, сваи вбиты в землю не ФИО1, а арендатором - ООО «ПСК «Жилстрой».

По заключению эксперта №39/04/2020 от 15 апреля 2020 года свайное поле, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства; это свайное поле в соответствии с СП 24.13330.2011. Свод правил. Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85» не является фундаментом. При этом экспертом отмечено, что свайное поле является составной частью конструкции свайного фундамента, предусмотренного индивидуальным проектом «Девятиэтажный, 54-квартирный жилой дом с офисными помещениями в цокольном этаже по ул.Пушкина в г.Элиста РК», выполненный «ЭЛИСТАРХПРОЕКТ» Альбом 1 (Архитектурно-строительная часть ниже отм.0,00) от 2013 года. ФИО1 1 апреля 2014 года выдано разрешение на строительство №RU 08301000-/174 на строительство объекта капитального строительства: «Девятиэтажный, 54-квартирный жилой дом с офисными помещениями в цокольном этаже по ул.Пушкина в г.Элиста РК» по проведению подготовительных работ: испытание свай, рытье котлована. Все виды строительных работ в соответствии с этим разрешением выполнены.

Работы, характеризующие, согласно заключению эксперта №39/04/2020 от 15 апреля 2020 года, спорный объект в качестве объекта незавершенного строительством, выполнены в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Генерального плана города Элисты.

Судом установлено, что выданное ФИО5 разрешение на строительство объекта сроком до 1 июля 2014 не продлевалось, доказательств осуществления ФИО5 строительных работ не представлено.

Анализ разрешения на строительство №RU 08301000-/174 от 1 апреля 2014 года свидетельствует о том, что им разрешены ФИО1 исключительно подготовительные работы (по испытанию свай, рытью котлована) на земельном участке для последующего строительства многоэтажного жилого дома, но не само строительство объекта капитального строительства.

Специальное разрешение на производство строительных работ по возведению объекта капитального строительства не получено.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится. При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен судами с учетом его технических параметров исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права.

Отличием недвижимых объектов от некапитальных строений (сооружений) является то, что последние не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что не оконченные в установленном порядке фундаментные работы свидетельствует об отсутствии у объекта незавершенного строительства признаков самостоятельной вещи.

По заключению эксперта №39/04/2020 от 15 апреля 2020 года свайное поле, а по существу - сваи размером 0,30мх0,30м, вбитые в землю, в количестве 91 шт., не является фундаментом.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение являет собой результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года №2018-ст, к жилым зданиям и помещениям относятся жилые помещения и здания или определенные части зданий, которые используются полностью или главным образом как места проживания, а также любые взаимосвязанные пристройки и постройки и вся стационарная арматура и оборудование, устанавливаемые в жилых зданиях.

К сооружениям Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) относит инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ, являющиеся результатом строительства, представляющие собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Представленные доказательства опровергают создание истцом недвижимого имущества. Напротив, из представленных в материалы дела документов усматривается, что спорный объект (свайное поле) не отвечает признакам недвижимого имущества, названным в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Не связанные между собой (ростверком), вбитые в землю отдельные сваи являются движимым имуществом, которое можно сохранить в целости при перемещении и хранении либо смонтировать вновь без несоразмерного ущерба назначению его конструкций.

Из содержания п.4.89 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года №15/1 следует, что испытание свай проводится в период разработки проектно-изыскательской документации.

Факт выполнения работ по испытанию свай должен подтверждаться протоколами испытаний, журналами полевых испытаний, техническим отчетом по проведению испытаний грунтов с указанием в нём расчетной нагрузки на грунты, на сваю по результатам динамических испытаний для проверки соответствия проекту многоквартирного жилого дома, проверки соответствия класса бетона минимальным требованиям по прочности на сжатие бетона в железобетонной конструкции.

Доказательства проведения испытаний свай суду не представлены.

Работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы не проведены; объект незавершенного строительства фактически не создан, на кадастровый учет не поставлен и фактически отсутствует, строительство объекта не начиналось, какие-либо строительно-монтажные работы не выполнялись, построенные или незавершенные объекты капитального строительства и постоянные сооружения не возведены, срок действия выданного разрешения на выполнение подготовительных работ истёк; разрешение на строительство (возведение) свайного поля истцу не выдавалось; у ответчика не имеется прав на земельный участок для ведения строительства, право собственности на земельный участок либо право пользования земельным участком у ФИО5 отсутствует; разрешение не может быть продлено ввиду отсутствия оформленного права пользования земельным участком с разрешенным видом использования под строительство многоэтажного дома.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использоваться в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации право самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в пункте 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Из положений статей 30,36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85 ЗК Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники и арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.

В соответствии со статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23, части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в нем устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Таким образом, в силу части 3 статьи 9, частей 9,10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит соблюдению принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Из смысла и содержания пунктов 2,5,6,7,8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Из материалов дела, пояснений сторон, обозренного Генерального плана города Элисты, следует, что земельный участок, на котором расположены спорные сваи, во время выдачи Администрацией города Элисты истцу ФИО1 разрешения на строительство 1 апреля 2014 года и в настоящее время по Генеральному плану города Элисты и Правилам землепользования и застройки города Элисты предназначен для индивидуального жилищного строительства.

Исследованными судом доказательствами установлено, что спорный земельный участок не предназначен для использования под магазин, музей, так как он находится в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования.

Выдача 1 апреля 2014 года Администрацией города Элисты разрешения на строительство осуществлена без учета Генерального плана города Элисты, не соответствовала разрешенному использованию земельного участка целям использования такого земельного участка, нарушает требования градостроительного законодательства, нарушает публичные интересы и, следовательно, является незаконным.

Следовательно, возведение многоквартирного жилого дома означает самовольное изменение вида разрешенного использования.

Таким образом, спорный объект создан с нарушением закона.

На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Е.В. Богзыкова