ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3308/2021 от 04.08.2021 Курганского городского суда (Курганская область)

45RS0026-01-2021-002645-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Менщиковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Кычевой Е.О.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 04.08.2021 гражданское дело № 2-3308/21 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонному) о признании решений незаконными, включении периодов работы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее – УПФР в г. Кургане Курганской области), с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), о признании решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными в части отказа во включении части периодов в специальный стаж и отказа в назначении пенсии; включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности осмотрщика вагонов ПТО Утяк ц. 07 в вагонном депо Курганского отделения ЮУЖД; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности осмотрщика-ремонтника на ПТО п/п, цех 30 в вагонном депо Курганского отделения ЮУЖД; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего осмотрщика-ремонтника вагонов на ПТО п/п цех 30 в вагонном депо Курганского отделения ЮУЖД; назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и удостоверению доверенности – 1600 руб.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в стаж на соответствующих видах работ не были включены вышеуказанные периоды. Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости ему было отказано. С решениями ответчика не согласен. Указал, что в спорные периоды времени полный рабочий день осуществлял трудовую деятельность в должностях, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, согласно доводам, указанным в письменном отзыве. Полагала, что решения УПФР в г. Кургане Курганской области вынесены законно и обоснованно.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, – на день установления этой страховой пенсии.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с подп. «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются: осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в г. Кургане Курганской области с письменным заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующих периодов работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности не освобожденного бригадира ПТО Утяк ц.07 в вагонном депо Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги, так как должность «неосвобожденный бригадир» не предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без содержания, в соответствии с п. 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516;

- c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности осмотрщика-ремонтника на ПТО п/п. цех 30 в вагонном депо Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги, так как архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-3653/ЮУР НДА не подтверждена занятость на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных дорог, что предусмотрено Списком профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего осмотрщика-ремонтника на ПТО п/п цех 30 в вагонном депо Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги, так как архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-3653/ЮУР НДА не подтверждена занятость на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных дорог, что предусмотрено Списком профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Кроме того, решением УПФР в г. Кургане Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано, поскольку отсутствует необходимая продолжительность специального стажа (требуется 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ, а в наличии 7 лет 11 месяцев 4 дня).

Оспариваемые решения ответчика признаются судом незаконными в части отказа во включении в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы, и в части отказа в назначении страховой пенсии по старости по следующим основаниям.

Согласно записям в трудовой книжке истца, архивным справкам № ИСХ-4624/ЮУР НДА от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, приказам по личному составу, личной карточке формы № Т-2, ФИО1 работал в Вагонном депо ст. Курган Южно-Уральской железной дороги:

- ДД.ММ.ГГГГ переведен «осмотрщиком вагонов» 4 разряда в пункт технического обслуживания (ПТО) <адрес>, цех ;

- ДД.ММ.ГГГГ назначен неосвобожденным «бригадиром» ПТО <адрес>, цех ;

- ДД.ММ.ГГГГ освобожден от обязанностей «бригадира»;

- ДД.ММ.ГГГГ переведен «осмотрщиком-ремонтником вагонов» 5 разряда в пункт технического обслуживания вагонов пассажирского парка, цех ;

- ДД.ММ.ГГГГ назначен «старшим осмотрщиком-ремонтником» подвижного состава 5 разряда в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка;

- ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоен 6 разряд по профессии «старший осмотрщик вагонов» в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка;

- ДД.ММ.ГГГГ присвоен 7 разряд по профессии «старший осмотрщик-ремонтник вагонов» в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка, цех ;

- ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.

С ДД.ММ.ГГГГ за руководство бригадой «осмотрщику-ремонтнику» ФИО1 установлена доплата в размере 10 % тарифной ставки.

В соответствии со справкой Эксплуатационного вагонного депо Курган Центральной дирекции инфраструктуры Южно-Уральской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», уточняющей характер работы и условия труда, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 работал в Вагонном депо Курган в пункте технического обслуживания вагонов Утяк: в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «осмотрщиком-ремонтником вагонов», занятым на пунктах технического обслуживания вагонов внеклассных станций и станций второго класса магистральной железной дороги. Был занят на указанных работах полный рабочий день, за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке, ст. Утяк относилась к станциям второго класса магистральной железной дороги до ДД.ММ.ГГГГ. В данной справке приведены подробные данные о реорганизации предприятия, в котором работал истец.

Согласно справке Эксплуатационного вагонного депо Челябинск Центральной дирекции инфраструктуры Южно-Уральской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», уточняющей характер работы и условия труда, от ДД.ММ.ГГГГ/К, ФИО1 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал «осмотрщиком-ремонтником вагонов», занятым на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральной железной дороги. Был занят на указанных работах полный рабочий день.

Из данной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что станция Курган относилась и относится к внеклассным станциям магистральной железной дороги, станция Утяк относилась к станциям второго класса магистральной железной дороги до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ станция Утяк относится к третьему классу магистральной железной дороги.

Профессии «осмотрщик вагонов», «осмотрщик-ремонтник вагонов» предусмотрены в Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367.

В характеристику работ по профессии «осмотрщик-ремонтник вагонов» в соответствии с разделом «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) выпуска № 56, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, входит: техническое обслуживание с пролазкой для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-карданных приводов, холодильных моторвентиляционных установок, электро- и радиооборудования, приборов отопления вагонов, полов, крыш крытых и изотермических вагонов, обслуживание сложных универсальных установок и самоходных машин, предназначенных для ремонта грузовых вагонов всех типов, содержание в исправном состоянии и ремонт электродвигателей электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования универсальных установок и машин, обеспечение сохранности грузовых вагонов, предупреждение повреждения их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях, оформление технической документации на поврежденные вагоны, передача информации о технической готовности поезда и отдельных вагонов, технический осмотр, ремонт вагонов и контейнеров, определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов, оформление на контейнеры нарядов, форм, ведомостей, ведение учета неисправных вагонов и контейнеров, определение объема ремонтных работ вагонов и контейнеров, организация и руководство работой бригад, составление технических актов на поврежденные и исключаемые из инвентаря вагоны и контейнеры, ограждение поезда при ремонте.

Старший «осмотрщик-ремонтник вагонов» тарифицируется на один разряд выше «осмотрщиков-ремонтников вагонов», которыми он руководит.

В характеристику работ по профессии «осмотрщик вагонов» входит: технический осмотр контейнеров и вагонов с пролазкой для выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов, определение дефектов в ходовых частях, кузове, узлах и деталях вагонов при помощи измерительных инструментов и по наружном виду, осуществление мер по обеспечению сохранности грузовых вагонов и контейнеров, предупреждению повреждений их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях, технический осмотр контейнеров и определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов, нанесение меловых пометок о неисправностях вагонов, подлежащих устранению, без отцепки и с отцепкой вагонов от поездов и оформление уведомлений о неисправности вагонов, осмотр и сдача в эксплуатацию вагонов после их ремонта, участие в работах по устранению неисправностей вагонов и контейнеров и другие работы.

Старший «осмотрщик вагонов» тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков вагонов, которыми он руководит.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОКО 10-93 (ОКЗ), утвержденному постановлением Госкомстата Российской Ф от 30.12.1993 № 298, профессии «осмотрщик вагонов» и «осмотрщик-ремонтник вагонов» – это специфические профессии железнодорожного транспорта, относящиеся к группе «Профессии рабочих транспорта», базовой группе 7511 «Профессии рабочих по обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов железнодорожного транспорта». Работники, входящие в данную группу профессий, выполняют обязанности по обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов железнодорожного транспорта, в том числе, работы по техническому осмотру вагонов для выявления неисправностей, техническому осмотру и ремонту контейнеров и другие обязанности.

Профессия «бригадир осмотрщиков вагонов» Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 не предусмотрена.

«Бригадиром осмотрщиков вагонов» назначают рабочего («осмотрщика вагонов») из состава бригады, на которого дополнительно возложены обязанности по руководству бригадой. Бригадиром назначается рабочий более высокой квалификации.

Согласно Типовому положению о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.12.1980 № 389/22-119, бригадир рабочей бригады может быть освобожденным (заниматься только вопросами руководства бригадой рабочих) и неосвобожденным (выполняет рабочие функции одновременно с руководством бригадой). Как правило, освобожденный бригадир назначается в бригадах с большим количеством работников.

Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 (далее Список от 24.04.1992 № 272), предусмотрены: «осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог»; «осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог».

Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, «бригадиры» пользуются правом на-пенсию в связи с особыми условиями труда как рабочие в случаях: а) когда их профессия прямо предусмотрена в Списках; б) когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены Списками, выполняют дополнительные трудовые функции «бригадира» и не освобождены от своей основной работы по профессии.

Согласно материалам дела ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был неосвобожденным «бригадиром осмотрщиков вагонов» в ПТО ст. Утяк.

При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении «осмотрщиков вагонов», «осмотрщиков-ремонтников вагонов» необходимо знать, на каких станциях и пунктах обслуживания они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I-V классов. Порядок определения классности железнодорожной станции устанавливается ОАО «РЖД».

Отнесение железнодорожных станций к классам производится: внеклассных, I и II классов – начальником Дирекции управления движением по согласованию с железной дорогой; станций III, IV и V классов – начальником Дирекции управления движением. Отнесение железнодорожных станций к внеклассным согласовывается с Центральной дирекцией.

В соответствии со справкой Курганского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 20.11.2020 № 24, согласно справке о классности железнодорожной станции Курган Курганского отделения ЮУЖД, железнодорожная станция Курган в период с 1993 по 2000 годы являлась внеклассной станцией, железнодорожная станция Утяк в период с 1987 по 1989 годы являлась станцией II класса.

Из приказа Курганского отделения Южно-Уральской Ордена Октябрьской Революции железной дороги МПС РФ от 02.02.1996 № 24 «Об отнесении участков и подразделений отраслевых линейных предприятий к группам и классам по оплате труда руководителей» следует, что ст. Курган основной – внеклассная станция, ст. Утяк – станция III класса.

Согласно приказу Курганского отделения Южно-Уральской Ордена Октябрьской Революции железной дороги МПС РФ от 02.03.1998 № 51 «Об отнесении линейных станций к классам по оплате труда руководителей», ст. Курган основной – внеклассная станция, ст. Утяк – станция III класса.

Подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав должны своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда.

На железнодорожном транспорте существуют две системы технического обслуживания и ремонтов (ТО и Р): «по потребности»; планово-предупредительная. Система «по потребности» предусматривает направление машины в ремонт после появления отказа. Планово-предупредительная система ТО и Р машин основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов ТО и Р каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин (ППР), которая представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» утвержденными Министром путей сообщения Российской Федерации 26.04.1993, техническое обслуживание вагонов производится на пунктах технического обслуживания (ПТО), входящих в состав пассажирских вагонных депо (ЛВЧД). По характеру работы и виду выполняемого ТО различают пункты технического обслуживания (ПТО), пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) и др. Для выполнения работ по техническому обслуживанию пассажирских вагонов на ПТО используют отведенные в этих целях ремонтно-экипировочные и специализированные пути текущего ремонта и производства единой технической ревизии. Техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, в вагонных депо и на заводах.

Все виды технического обслуживания и ремонта вагонов в Вагонном депо выполняются «осмотрщиками вагонов» и «осмотрщиками-ремонтниками вагонов».

Определением Курганского городского суда Курганской области от 21.04.2021 была назначена экспертиза характера работы и условий труда истца по материалам рассматриваемого гражданского дела, проведение которой поручено Главному управлению по труду и занятости населения Курганской области.

Согласно заключению Главного управления по труду и занятости населения Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЭТД, условия труда и характер работы ФИО1 в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вагонном депо ст. Курган Южно-Уральской железной дороги, за исключением периодов отвлечений от работы, соответствуют профессиям, предусмотренным Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ: «осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог» (в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); «осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог» (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО4 подтвердила выводы заключения и пояснила, что из имеющихся в материалах гражданского дела документов, и документов, изучаемых ранее в ходе экспертиз, проводимых в отношении иных работников той же организации и того же временного периода, можно сделать однозначный вывод о работе истца в должностях именно на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных дорог.

Вопреки доводам ответчика, выводы экспертного заключения подтверждаются и данными, содержащимися в представленных в материалы дела штатных расписаниях, из которых, в частности, усматривается наличие в структуре организации пунктов технического обслуживания ст. Курган, ПТО пассажирского парка и ст. Утяк.

По утверждению эксперта, ПТО имелись на ст. Курган, ст. Курганка, пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) – на ст. Шумиха, ст. Утяк, в Вагонном депо Курган имелись профессии «осмотрщиков». Вагонное депо Курган ЮУЖД обслуживало семь парков, расположенных последовательно; Восточный – парк «В», Пассажирский – парк «П», Западный – парк «З», Технический – парк «Т», Сортировочный – парк «К», грузовой – парк «Г», парк «Заводской». ФИО8 в период с 1987 по 2002 годы относилась к внеклассным станциям, ст. Курганка – к станциям первого класса.

Согласно экспертному заключению, классность станции определяется на основании суммирования баллов по определенным показателям, характеризующим объем работы станции. Одним их таких показателей является количество отправляемых поездов. По данным справки /ДСЦ-З интенсивность движения поездов (количество пар поездов в сутки) в период с 1987 по 2002 годы уменьшилась с 234 до 108. При этом ст. Курган на протяжении всего указанного периода относилась к внеклассным.

Кроме того, из ЕТКС выпуска № 56, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, следует, что «осмотрщикам-ремонтникам вагонов» 6 разряд присваивается при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов; 7 разряд присваивается при техническом осмотре вагонов, устранении неисправностей перед погрузкой и при ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов, минераловозов и др.), вагонов по перевозке автомобилей на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных и участковых станциях, пунктах формирования (оборота) пассажирских поездов, на внеклассных пассажирских станциях и пунктах перестановки грузовых и пассажирских вагонов.

Таким образом, представленными в материалы дела первичными документами, штатными расписаниями, приказами по личному составу, в совокупности с выводами экспертного заключения, которое принимается судом как надлежащее и достоверное доказательство, подтверждаются доводы истца.

В соответствии с пунктом 5 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, временной нетрудоспособности.

Представленные в материалы дела карточки лицевых счетов по заработной плате истца, с учетом дополнительно поступивших из Курганского архива Службы управления делами Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Кодов видов оплаты труда и удержаний из заработной платы, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО5 и ФИО6, подтверждают постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня в спорные периоды в должностях, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Из лицевых счетов усматривается, что заработная плата истца состояла, в том числе, из оплаты за работу в сверхурочное время, надбавки к заработной плате за особо сложные условия труда, из заработной платы удерживались страховые взносы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о включении в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно условному расчету специального стажа, у истца, с учетом включенных судом периодов работы, на момент достижения возраста 55 лет, набирается необходимый специальный стаж 12 лет 6 месяцев, что дает ему право на досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании расходов по оплате удостоверения доверенности в размере 1600 руб., которые также подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Как следует из текста доверенности, удостоверенной нотариусом нотариального округа г. Кургана Курганской области ФИО7, ФИО2 вправе представлять интересы ФИО1 по иску к ГУ УПФР в г. Кургане (межрайонному) о признании решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными в части отказа во включении части периодов в специальный стаж и отказа в назначении пенсии, в том числе, в судебных органах, со всеми правами, какие представлены законом, в том числе, истцу.

Таким образом, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, оригинал которой представлен в материалы дела, содержит данные о том, что она была выдана на ведение конкретного гражданского дела.

В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление удовлетворить.

Признать решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа во включении в стаж ФИО1 нижеуказанных периодов, от ДД.ММ.ГГГГ – в части отказа в назначении пенсии.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 14.01.2021.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в, г. Кургане Курганской области (межрайонного) в пользу ФИО1 судебные расходы – 1 900 руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.

Судья М.В. Менщикова

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2021.