Дело № 2-3309/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи – Устьянцевой-Мишневой О.О.
при секретаре судебного заседания – Самсоновой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании права на досрочную пенсию, об отмене решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности по назначению и выплате досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании права на досрочную пенсию, об отмене решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности по назначению и выплате досрочной пенсии, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением (№) от 04.03.2016 Управлением пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет за работу в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 включается следующий период работы: учитель физкультуры в средней школе №31, г.Комсомольск-на-Амуре 01.09.1990 - 31.10.1990 - 2 месяца. В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включаются следующие периоды: тренер-преподаватель по акробатике в ДЮСШ при Профкоме студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.11.1990 - 30.09.1991 - 11 месяцев; - тренер-преподаватель на отделении прыжков на батуте, старший тренер- преподаватель по спортивной акробатике в ДЮСШ № 2 отдела народного образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.10.1991- 30.04.1997 - 5 лет 7 месяцев; - старший тренер-преподаватель в ДЮСШ № 2 при отделе по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольск-на-Амуре: не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.05.1997 - 31.12.2000 - 3 года 8 месяцев; не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка №781) ДЮСШ не предусмотрена, также не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 №781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.01.2001-31.05.2001 - 5 месяцев; тренер-преподаватель в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2» г.Комсомольск-на-Амуре: - не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.06.2001 - 31.05.2003 - 2 года, 01.07.2003 - 15.07.2007 - 4 года 15 дней, 19.07.2007 - 06.08.2009 - 2 года 18 дней, 18.08.2009 - 02.12.2010 - 1 год 3 месяца 15 дней, 08.12.2010 - 22.02.2011 - 2 месяца 15 дней, 28.02.2011 - 30.03.2011 - 1 месяц 3 дня, 09.04.2011 - 29.11.2011 - 7 месяцев 21 день, 07.12.2011 - 14.12.2011 - 8 дней, 19.12.2011 - 04.12.2013 - 1 год 11 месяцев 16 дней, 11.12.2013 - 25.09.2014 - 9 месяцев 15 дней, 02.10.2014 - 03.12.2014 - 2 месяца 2 дня 10.12.2014 - 07.12.2015 - 11 месяцев 28 дней. Отпуска без сохранения заработной платы, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и в соответствии со сведениями, своевременно представленными работодателем: 01.06.2003 - 30.06.2003 - 1 месяц 16.07.2007 - 18.07.2007 - 3 дня, 07.08.2009 - 17.08.2009 - 11 дней, командировки, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и в соответствии со сведениями, своевременно представленными работодателем: 03.12.2010 - 07.12.2010 - 5 дней, 23.02.2011 - 27.02.2011 - 5 дней 31.03.2011 - 08.04.2011 - 8 дней 30.11.2011 - 06.12.2011 - 7 дней 15.12.2011 - 18.12.2011 - 4 дня, 05.12.2013 - 10.12.2013 - 6 дней, 26.09.2014 - 01.10.2014 - 6 дней 04.12.2014 - 09.12.2014 - 6 дней. Истец не согласен с решением № 389558/15 от 04.03.2016 Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о не включении в стаж работы, дающей право па назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующих периодов: - тренер-преподаватель по акробатике в ДЮСШ при Профкоме студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.11.1990 - 30.09.1991 - 11 месяцев; - тренер-преподаватель на отделении прыжков на батуте, старший тренер - преподаватель по спортивной акробатике в ДЮСШ № 2 отдела народного образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.10.1991 - 30.04.1997 - 5 лет 7 месяцев; - старший тренер-преподаватель в ДЮСШ № 2 при отделе по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольск-на-Амуре: - не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.05.1997 - 31.12.2000 - 3 года 8 месяцев; - не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена, также не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 №781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.01.2001 - 31.05.2001 - 5 месяцев; - тренер-преподаватель в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2» г.Комсомольск-на-Амуре: - не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.06.2001 - 31.05.2003 - 2 года, 01.07.2003 - 15.07.2007 - 4 года 15 дней, 19.07.2007 - 06.08.2009 - 2 года 18 дней, 18.08.2009 - 02.12.2010 - 1 год 3 месяца 15 дней, 08.12.2010 - 22.02.2011 - 2 месяца 15 дней, 28.02.2011 - 30.03.2011 - 1 месяц 3 дня, 09.04.2011 - 29.11.2011 - 7 месяцев 21 день, 07.12.2011- 14.12.2011 - 8 дней, 19.12.2011 - 04.12.2013 - 1 год 11 месяцев 16 дней, 11.12.2013 - 25.09.2014 - 9 месяцев 15 дней, 02.10.2014 03.12.2014 - 2 месяца 2 дня, 10.12.2014 - 07.12.2015 - 11 месяцев 28 дней. Считает, что все вышеперечисленные периоды подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по следующим основаниям. В соответствии с ни. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Действовавшим ранее ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст. 80 ФЗ). В соответствии с Законом РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Указанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Согласно постановлению конституционного суда от 03.06.2004, любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения периодов осуществления педагогической деятельности в данном учреждении из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. В оспариваемые периоды истец ФИО1, фактически работал и осуществлял педагогическую деятельность, следовательно, спорные периоды должны быть включены в педагогический стаж, так как организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение. Просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края включить в подсчет стаж работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пи. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013, № 400 «О страховых пенсиях» периоды работы: - тренер-преподаватель но акробатике в ДЮСШ при Профкоме студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института - не подтвержден тренер-преподаватель преподаватель по спортивной акробатике в ДЮСШ № 2 отдела народного образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.10.1991 - 30.04.1997 - 5 лет 7 месяцев; - старший тренер-преподаватель в ДЮСШ № 2 при отделе но физической культуре и спорту администрации г.Комсомольск-на-Амуре: - не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.05.1997 - 31.12.2000 - 3 года 8 месяцев; - не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена, также не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 №781 - наличие па 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.01.2002- 31.05.2001 - 5 месяцев; - тренер- преподаватель в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2» г.Комсомольск-на-Амуре: - не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.06.20012 - 31.05.2003 - 2 года, 01.07.2003 - 15.07.2007 - 4 года 15 дней, 19.07.2007 - 06.08.2009 - 2 года 18 дней, 18.08.2009 - 02.12.2010 - 1 год 3 месяца 15 дней, 08.12.2010 - 22.02.2011 - 2 месяца 15 дней, 28.02.2011 - 30.03.2011 - 1 месяц 3 дня, 09.04.2011 - 29.11.2011 - 7 месяцев 21 день, 07.12.2011 - 14.12.2011 - 8 дней, 19.12.2011- 04.12.2013 - 1 год 11 месяцев 16 дней, 11.12.2013 - 25.09.2014 - 9 месяцев 15 дней, 02.10.2014 - 03.12.2014 - 2 месяца 2 дня, 10.12.2014 - 07.12.2015 - 11 месяцев 28 дней. Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 19 и. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» с 18.12.2015.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям. Пояснил суду, что в оспариваемые периоды фактически работал и осуществлял педагогическую деятельность, следовательно, спорные периоды должны быть включены в педагогический стаж, так как организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края – ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Представлен письменный отзыв. Кроме того, обращает внимание суда на то, что при применении норм ранее действующего законодательства к периодам работы в периоды их действия, следует учитывать, что, начиная с 1 января 2001 года, выполнение условия - наличия не менее 16 лет 8 месяцев стажа в должностях и в учреждениях, указанных в списке (в числе других условий), является обязательным для включения в стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей, на основании Правил, регулирующих порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (п. 3 Правил № 1067) и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (п. 12 Правил № 781). В связи с чем, отсутствуют правовые основания для включения в стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей спорных периодов начиная с 01.01.2001, так как не выполнены условия, требуемые указанными п. 3 Правил № 1067 и п. 12 Правил № 781. В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ составляет 2 месяца при требуемом стаже 25 лет. Просит суд в иску отказать.
Изучив материалы дела, заслушав истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и Правилам исчисления периодов работы (деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002г. № 781, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование
должностей» Списка, - засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Разделом 2 «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781 в числе «Учреждений дополнительного образования» предусмотрены «детско-юношеские спортивные школы всех наименований»; «специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Список является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в определенных структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списках или нет). Перечень структурных подразделений исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. Наименование «ДЮСШ», «СДЮШОР» в списке структурных подразделений не предусмотрено.
Зачету в специальный стаж подлежит работа в учреждениях дополнительного образования в соответствии с пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» Списка только в должностях, поименованных в пункте 2 раздела «Наименование должностей». При этом, согласно пункту 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа за периоды, начиная с 01.01.2001 включается в стаж при соблюдении одновременно двух условий: - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, - факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в пунктах 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений».
Согласно пункту 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно гражданскому законодательству под учреждением понимается организация, являющаяся юридическим лицом (глава 4 части 1 Гражданского Кодекса РФ).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» все образовательные учреждения (в том числе учреждения дополнительного образования, к которым относятся «детско-юношеские спортивные школы»), должны иметь статус юридического лица (часть 2 статьи 12 Закона РФ «Об образовании»). В отношении учреждений для детей, образованных до 08.12.94 (даты введение в действие части 1 главы 4 ГК РФ), начиная с 31.07.92 (дата введения в действие Закона РФ «Об образовании») правовой статус подтверждается Уставом, а после 08.12.94 - на основании сведений о государственной регистрации.
Согласно статье 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Включение в льготный стаж иных периодов законодательством не предусмотрено.
Порядок обращения за пенсией, рассмотрения территориальным органом ПФР этих обращений регулируются Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н, Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному обеспечению, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958и, а также Административным Регламентом предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 157н.
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Перечня документов и пунктом 24 Административного Регламента к заявлению гражданина, обратившегося за досрочным назначением трудовой пенсии, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Судом установлено следующее. 08.12.2015 в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу в связи с педагогической деятельностью, обратился ФИО1(дата) года рождения. Страховое свидетельство (№). Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (дата).
Решением (№) Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 04.03.2016 ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет за работу в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Рассматривая доводы участников процесса, суд приходит к следующему.
Обжалуемым решением в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 включается следующий период работы: - учитель физкультуры в средней школе №31, г.Комсомольск-на-Амуре 01.09.1990 - 31.10.1990 - 2 месяца. В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включаются следующие периоды:
- тренер-преподаватель по акробатике в ДЮСШ при Профкоме студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.11.1990-30.09.1991 - 11 месяцев.
- тренер-преподаватель на отделении прыжков на батуте, старший тренер- преподаватель по спортивной акробатике в ДЮСШ № 2 отдела народного образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома - не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены 01.10.1991-30.04.1997 - 5 лет 7 месяцев;
- старший тренер-преподаватель в ДЮСШ № 2 при отделе по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольск-на-Амуре: - не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.05.1997-31.12.2000 - 3 года 8 месяцев; - не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена, также не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 №781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.01.2001- 31.05.2001 - 5 месяцев.
- тренер-преподаватель в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2» г.Комсомольск-на-Амуре: - не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем: 01.06.2001-31.05.2003 - 2 года 01.07.2003 -15.07.2007 - 4 года 15 дней; 19.07.2007 - 06.08.2009 - 2 года 18 дней; 18.08.2009 02.12.2010 - 1 год 3 месяца 15 дней; 08.12.2010 - 22.02.2011 - 2 месяца 15 дней; 28.02.2011 - 30.03.2011 - 1 месяц 3 дня; 09.04.2011 - 29.11.2011 - 7 месяцев 21 день; 07.12.2011 - 14.12.2011 - 8 дней 19.12.2011-04.12.2013 - 1 год 11 месяцев 16 дней 11.12.2013 - 25.09.2014 - 9 месяцев 15 дней 02.10.2014 - 03.12.2014 - 2 месяца 2 дня 10.12.2014 - 07.12.2015 - 11 месяцев 28 дней.
- отпуска без сохранения заработной платы, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и в соответствии со сведениями, своевременно представленными работодателем: 01.06.2003 - 30.06.2003 - 1 месяц 16.07.2007 - 18.07.2007 - 3 дня 07.08.2009- 17.08.2009 - 11 дней;
- командировки, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и в соответствии со сведениями, своевременно представленными работодателем: 03.12.2010 - 07.12.2010 - 5 дней; 23.02.2011 - 27.02.2011 - 5 дней; 31.03.2011 - 08.04.2011 - 8 дней; 30.11.2011 - 06.12.2011 - 7 дней; 15.12.2011 - 18.12.2011 - 4 дня; 05.12.2013- 10.12.2013 - 6 дней; 26.09.2014 - 01.10.2014 - 6 дней; 04.12.2014 - 09.12.2014 - 6 дней;
Стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, составляет 2 месяца при требуемом стаже 25 лет.
Так, в стаж работы дающей право ФИО1 на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) не включены следующие периоды работы: - 01.11.1990 - 30.09.1991 - 11 месяцев - тренер-преподаватель по акробатике в ДЮСШ при Профкоме студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института; - 01.10.1991 - 30.04.1997 - 5 лет 7 месяцев - тренер-преподаватель на отделении прыжков на; батуте, старший тренер-преподаватель по спортивной акробатике в ДЮСШ № 2 Отдела народного Ц образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома; - 01.05.1997 - 31.12.2000 - 3 года 8 месяцев, - 01.01.2001 - 31.05.2001 - 5 месяцев - старший тренер-преподаватель в ДЮСШ № 2 при Отделе по физической культуре и спорту администрации г. Комсомольск-на-Амуре.
Указанные периоды не включены в стаж по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, так как структурное подразделение - ДЮСШ организаций: Профкома студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института, Отдела народного образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома, Отдела по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольска-на-Амуре, - в которых работал истец, не имеет статуса юридического лица - не является учреждением дополнительного образования детей. Вышеуказанные организации не отнесены к Учреждениям дополнительного образования детей, поименованным разделом 2 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781).
ДЮСШ не поименованы и в числе структурных подразделений, указанных в п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила № 781), и разделом 1 «Наименования учреждений» Списка № 781 также не предусмотрены.
Кроме того, в спорные периоды работы, начиная с 01.01.2001 - отсутствует выполнение требуемых условий, установленных п. 12 Правил № 781: - наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; - факт работы в период с 1 ноября 1999 по 31.12.2000 в должностях и в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ документами и сведениями, представленными работодателями в УПФР на индивидуальный лицевой счет (ИЛС) истца в спорные периоды, отсутствует подтверждение стажа по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
ФИО1 в соответствии с указанными индивидуальными сведениями (ИЛС) работал в нормальных условиях труда, не дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, не включены в стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы ФИО1:
01.06.2001 - 31.05.2003 - 2 года, - 01.07.2003 - 15.07.2007 - 4 года 15 дней, 19.07.2007 - 06.08.2009 - 2 года 18 дней, 18.08.2009 - 02.12.2010 - 1 год 3 месяца 15 дней, 08.12.2010 - 22.02.2011 - 2 месяца 15 дней, 28.02.2011 - 30.03.2011 - 1 месяц 3 дня, 09.04.2011 - 29.11.2011 - 7 месяцев 21 день, 07.12.2011 - 14.12.2011 - 8 дней, 19.12.2011 - 04.12.2013 - 1 год 11 месяцев 16 дней, 11.12.2013 - 25.09.2014 - 9 месяцев 15 дней, 02.10.2014 - 03.12.2014 - 2 месяца 2 дня, 10.12.2014 - 07.12.2015 -11 месяцев 28 дней, - тренер-преподаватель в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2» г.Комсомольск-на-Амуре, так как отсутствует выполнение требуемых условий, установленных п. 12 Правил № 781. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ и сведениями, представленными работодателями в УПФР на индивидуальный лицевой счет (ИЛС) истца в спорные периоды, отсутствует подтверждение стажа по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
ФИО1 в соответствии с указанными индивидуальными сведениями (ИЛС (№)) работал в нормальных условиях труда, не дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на установление досрочной страховой пенсии по старости, предоставлено лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 и п. 1 «м» Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665), право на досрочную пенсию определяется при соблюдении двух условий: работа в определенных должностях и определенных учреждениях, предусмотренных Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (применяются к периодам работы с 1 января 1992 по 31 октября 1999г. включительно), постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (применяются к периодам работы с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 г. включительно).
В списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в разделе «Наименование учреждений» не предусмотрены учреждения: Профком студентов Комсомольского-на-Амуре политехнического института, Отдел народного образования Комсомольского-на-Амуре горисполкома, Отдел по физической культуре и спорту администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Списками предусмотрены «внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы» (в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463); «учреждения дополнительного образования детей: «детско-юношеская спортивная школа» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 № 781).
Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.
Согласно гражданскому законодательству под учреждением понимается организация, являющаяся юридическим лицом (глава 4 части 1 Гражданского Кодекса РФ).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92г. №3266-1 «Об образовании» все образовательные учреждения, к которым, в частности относится и «детско-юношеская спортивная школа», должны иметь статус юридического лица (часть 2 статьи 12 закона РФ «Об образовании»),
В отношении учреждений для детей, образованных до 08.12.94 (даты введение в действие части 1 главы 4 ГК РФ), начиная с 31.07.92 (дата введения в действие Закона ОРФ «Об образовании»), правовой статус подтверждается Уставом, а после 08.12.94 - на основании сведений о государственной регистрации.
Согласно п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 и п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в определенных структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списках или нет). Перечень структурных подразделений исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. Наименование «ДЮСШ» в перечне структурных подразделений, поименованных в п. 13 Правил № 781, п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 не предусмотрены.
Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что действующее пенсионное законодательство связывает право на досрочную пенсию в связи с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а не с наличием или отсутствием у учреждения статуса юридического лица, как основанные на неверном толковании норм материального права. Поскольку законодатель связывает право на указанную пенсию не с любой педагогической деятельностью, а только с той, которая выполнялась в определенных образовательных учреждениях для детей и в определенных должностях в соответствии со Списками и Правилами.
Таким образом, материалами отказного дела ФИО1: сведениями трудовой книжки истца; справкой от 08.12.2015 № 10 и справкой от 08.12.2015 № 11, выданными Профсоюзным комитетом Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета Хабаровской краевой профсоюзной организацией работников народного образования и науки, выпиской из индивидуального лицевого счета ФИО1 (ИЛС (№)) и другими документами отказного дела, - не подтверждена работа истца по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, предусмотренных вышеуказанными списками, а также представленные документы не подтверждают статус юридического лица ДЮСШ, как учреждения дополнительного образования детей.
Кроме того, при применении норм ранее действующего законодательства к периодам работы в периоды их действия, следует учитывать, что, начиная с 1 января 2001 года, выполнение условия - наличия не менее 16 лет 8 месяцев стажа в должностях и в учреждениях, указанных в списке (в числе других условий), является обязательным для включения в стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей, на основании Правил, регулирующих порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (п. 3 Правил № 1067) и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (п. 12 Правил № 781).
В связи с чем, отсутствуют правовые основания для включения в стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей спорных периодов начиная с 01.01.2001, так как не выполнены условия, требуемые указанными п. 3 Правил № 1067 и п. 12 Правил № 781.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Таким образом, стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ составляет 2 месяца при требуемом стаже 25 лет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании права на досрочную пенсию, об отмене решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности по назначению и выплате досрочной пенсии, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева