***(1)/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
с участием ФИО1, его представителя ФИО2,
ФИО3, ФИО4,
представителей администрации Пугачевского муниципального района ФИО5, ФИО6,
представителя администрации муниципального образования г. ФИО11 ФИО7,
представителей общества с ограниченной ответственностью «Пугачевтеплосервис» ФИО8, ФИО9,
специалиста начальника отдела строительства и архитектуры администрации муниципального района, главного архитектора Б.В.Е.
У С Т А Н О В И Л:
В исковом заявлении ФИО1 указывает, что 2.12.2009 г. между ним и администрацией Пугачевского муниципального района, на основании постановления Главы администрации Пугачевского муниципального района от 2.12.2009 г. № 2167, заключен договор аренды земельного участка. По условиям договора ФИО1 в аренду до 31 декабря 2019 г. из земель государственной собственности был предоставлен земельный участок по адресу: примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ... д. 181\1 кадастровый номер ***. Целевое назначение земельного участка для размещения объекта торговли.
После того как 27 мая 2010 г. администрация муниципального образования г. ФИО11 выдала ему разрешение на строительство нежилого здания магазина площадью 144,1 кв.м., он начал освобождать выделенный ему земельный участок, от находившихся на земельном участке столбов и других предметов. Жители близ расположенного дома по адресу ... дом № 183 ФИО4 и ФИО3 стали препятствовать в этом, не пускали технику на участок, вкапывали назад, столбы, которые нанятые им рабочие, выкапывали. Считает, что своими действиями ФИО3 и ФИО4 нарушают его право на пользование участком, так как в результате неправомерных действий граждан он не может использовать по целевому назначению предоставленный ему земельный участок.
На основании этого ФИО10 просил обязать ФИО3 и ФИО4 устранить нарушения его права на пользование земельным участком, не препятствовать ему в проведении работ по строительству нежилого здания магазина, на вышеуказанном земельном участке. Взыскать с ответчиков судебные расходы, госпошлину 200 рублей, а также стоимость услуг по составлению искового заявления в сумме 1500 рублей.
ФИО4 и ФИО3 подали встречное исковое заявление в котором просили признать незаконным постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 2.12.2009 г. № 2167 «О предоставлении земельных участков в аренду» которым ФИО1 в аренду сроком до 31 декабря 2019 г. предоставлен земельный участок находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ... д. 181\1 площадью 286 кв.м. с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли, признать недействительным договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка *** от 2.12.2009 г. согласно которому на основании постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 2.12.2009 г. № 2167 «О предоставлении земельных участков в аренду», ФИО1 в аренду, сроком до 31 декабря 2019 г., предоставлен земельный участок находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ... д. 181\1 площадью 286 кв.м. с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли, признать незаконным постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 5.03.2009 г. № 274 «Об утверждении градостроительных планов земельных участков» в части утверждения градостроительного плана земельного участка находящегося примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ... д. 181\1, признать незаконным разрешение на строительство *** выданное администрацией муниципального образования г. ФИО11 о разрешении ФИО1 на вышеназванном земельном участке строительства нежилого здания магазина, площадью застройки 144,1 кв.м.
В обоснование иска указывали, что на отведенном ФИО1 земельном участке располагается детская площадка, построенная более 35 лет назад, как неотъемлемая часть градостроительной инфраструктуры микрорайона. Они, как жители близ расположенного жилого многоквартирного дома, согласно положений ст. 66 Федерального Закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на получение в собственность земельного участка. Аукциона по сдаче в аренду земельного участка, публичных слушаний с целью выяснения позиции населения по вопросу возможного размещения на данном земельном участке торговой точки не проводилось. Согласно проекту ФИО1 предполагает построить магазин высотой 8 метров, что приведет к ограничению количества света для квартир близлежащих домов расположенных на 1-3 этажах. После того как магазин будет построен, в нем возможно осуществление торговли спиртными напитками, что не нужно никому из жителей близлежащих домов.
ФИО1 в судебном заседании свой иск поддержал в полном объеме, встречный иск не признал. Иск дополнил требованием о взыскании в свою пользу расходов по оплате помощи представителей в сумме 5 000 руб.
Об обстоятельствах дела пояснил, что ранее к нему обращался глава администрации муниципального образования г. ФИО11 Саратовской области с просьбой не повышать цены в продуктовых магазинах. Он сказал, что есть возможность не повышать цены, при условии открытия новых магазинов. С целью открытия новых магазинов стал присматривать земельные участки, для оформления аренды на них и в последующем размещения объектов торговли. Он присмотрел для себя три земельных участка один из которых в северо-западном микрорайоне между домами 181/1 и 183/1. После того как он определил для себя участки, которые желал оформить по договору аренды, осенью 2009 года пошел на прием к главе администрации муниципального района г. ФИО11 Саратовской области Б.Д.А. и сообщил, что хочет построить новые социальные магазины в городе где торговать по сниженным ценам. Назвал три земельных участка, которые присмотрел и которые хотел взять в аренду. Глава администрации порекомендовал обратиться в земельный комитет для решения вопроса оформления договора аренды на земельные участки. Летом 2009 года в земельном комитете он написал заявление на выделение трех земельных участков. Затем состоялось заседание комиссии по выбору земельных участков, после чего ему выдели в аренду все три земельных участка, для размещения объектов торговли, были составлены договоры аренды на три земельных участка.
На место расположения спорного земельного участка вместе с работником земельного комитета, выходил его заместитель, Ч.Г.В. который показывал работнику земельного комитета земельный участок который он желал получить Впоследствии Ч.Г.В. занимался оформлением документов на земельные участки, сам он подписывал готовые документы, в том числе и договор аренды на спорный земельный участок. 2.12.2009 года между ним и администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области на основании Постановления Главы администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 02.12.2009 года № 2167 был заключен договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности ***. Согласно данного договора ему в аренду был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: примерно в 13,7 м. по направлению на юго - запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ..., д.181/1, кадастровый номер *** сроком до 31.12.2019 года. Целевое назначение участка: для размещения объекта торговли. Границы земельного участка на местности, никто из работников земельного комитета ему не показывал. Границы показывали его заместителю Ч.Г.В., который показывал границы ему. Считает, что прохождение на местности границ выделенного ему земельного участка при рассмотрении данного спора не имеет значения, так как размещая объект строительства, за границы предоставленного земельного участка, он не выходит.
27 мая 2010 года администрацией муниципального образования города ФИО11 Пугачевского района Саратовской области было выдано разрешение на строительство нежилого здания магазина площадью 144,1 кв.м. ***-18/10.
Работы по освобождению предоставленного ему земельного участка от расположенных на нем столбов и других предметов, им были начаты 29.05.2010 года. Он пытался предоставить документы местным жителям о передаче спорного земельного участка в аренду перед тем, как стал производить работы, однако документы у него никто не смотрел. ФИО3 и ФИО4 препятствовали ему в проведении работ. Указал, что на спорном земельном участке имеются столбы - металлические трубы, ёлочка, качели - качалка для детей, лестница для детей, вроде как детская площадка. По закону данная детская площадка не существует, согласно пояснений земельного комитета документов на детскую площадку нет. На этой территории играют дети, катаются на качали - качалки, однако на этой же территории стоят машины местных жителей. Спорный земельный участок в том виде как есть, не пригоден для игр детей, так как имеются металлические столбы - часть бывшего ограждения указанного участка, которые являются травмоопасными для детей, в связи с длительностью эксплуатации. На так называемой детской площадке на спорном земельном участка имеется песочница с грибком. Спорный земельный участок захватывает песочницу, песочница будет перемещена на 5-10м вглубь двора.
Арендованный земельный участок захватывает всю территорию огороженную столбиками. Когда он начнет строить магазин детская площадка будет смещена на 10 метров на север.
Осенью 2009 года когда он приходил на прием к главе администрации муниципального района г. ФИО11 Саратовской области Б.Д.А. тот спрашивал, может ли он облагородить территорию вокруг спорного земельного участка. Он ответил, что может и выступил с личной инициативой о том, что по окончании строительства магазина на спорном участке сделает детскую площадку. Оборудует магазин видеокамерами, сделает освещение, заасфальтирует дорожки. Такой разговор с главой администрации был как до, так и после заключения договора аренды земельного участка.
Представитель ФИО1 ФИО2 исковые требования доверителя поддержал в полном объеме. Указал, что ФИО1 имеет необходимые документы о выделении спорного земельного участка. Предоставлять документы на арендованный земельный участок местным жителям ФИО1 не обязан. Земельный участок был предоставлен ФИО1 на законных основаниях, так как была соблюдена процедура предоставления земельного участка. Было дано объявление в средства массовой информации. Местные жители знали, что спорный земельный участок будет сдан в аренду, однако никто из местных жителей не изъявил желание взять себе спорный земельный участок в аренду, поэтому его выдали ФИО1 У ФИО3, ФИО4 нет документов на право пользования спорным земельным участком. Встречные исковые требования не законные, так как ФИО3, ФИО4 не могут быть истцами в связи с тем, что не имеют никаких документов на спорный земельный участок, указанный земельный участок муниципальный, поэтому оспорить действия ФИО1 может только администрация. ФИО3, ФИО4 не представляют суду никаких доказательств относительно заявленных требований, требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
ФИО4 иск ФИО1 не признала. Встречные исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что детская площадка была запроектирована и построена давно как неотъемлемая часть градостроительной инфраструктуры северо-западного микрорайона г. ФИО11. Считает, что ФИО1 занимается самозахватом земли. Высота строения ФИО1 составит 8 метров, что будет нарушать санитарные нормы и права жильцов прилегающих многоквартирных домов, проживающих на 1 -2 этажах, так как уменьшит количество дневного света. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме Жители считают себя собственниками спорного земельного участка. На основании договора на передачу квартиры в собственность от 10.01.1994 года, постановления администрации г. ФИО11 от 10.01.1994 года о передаче в собственность квартиры, она является собственником квартиры по адресу: ул. ..., 183, кв.42, г. ФИО11, Саратовской области.
Считает, что земельный участок, на котором расположена детская площадка является частью двора многоквартирных домов № 183, 181/1, 183\1 по ..., так как подъезды домов выходят на земельный участок на котором и располагается детская площадка. Кроме этого на этом земельном участке посажены деревья, жители домов сушат белье, ставят принадлежащие им автомобили.
Первую попытку снести детскую площадку, ФИО1 предпринял 24. 05.2010 года. Для этой цели пришел представитель ФИО12 Ч.Г.В. стал выкапывать столбики, которые являются ограждением детской площадки. Увидев случившееся, жильцы названных домов собрались во дворе, вызвали милицию, пригласили корреспондента редакции «Провинциальная Жизнь», депутата партии «Единая Россия». Депутат проверил у ФИО1 документы и сообщил, об отсутствии подписи разрешающей строительство. Документов об аренде земельного участка ФИО1 не предъявлял. В этот же день 24.05.2010 года было составлено заявление в прокуратуру за подписью жителей трех домов с подписью 50 человек, заявление отнесли в прокуратуру. В прокуратуре пояснили, что до выяснения обстоятельств на используемый земельный участок будет наложен запрет. 27 мая 2010 года ФИО1 получил разрешение на строительство, в связи с чем 31 мая 2010 года вновь попытался ликвидировать детскую площадку. В этот день его работники выдернули столбики, являющиеся ограждением детской площадки, перенесли качели - качалку, скамейки, пытались выкопать лестницу. По вызову жителей приехал прокурор, милиция, ФИО1 увел своих людей и обратился в суд. Считает, что ФИО1 незаконно захватил часть не принадлежащей ему территории - дорогу, деревья с придомовым земельным участком.
Спорный земельный участок не поделен, так как в трех домах 207 квартир. Она считает, что весь земельный участок общий двор трех домов. Участок государственный и принадлежащий жителям приватизированных квартир. Земля под детской площадкой муниципальная, однако администрация имеет право распоряжаться только землей неприватизированных квартир, а жильцы приватизированных квартир имеют право пользоваться земельным участком без дополнительных актов.
Детская площадка необходима для обслуживания трех домов, ФИО1 также претендует на зеленые насаждения между домами 183\1, 181/1 по ..., г. ФИО11, так как планирует перенести их. Она проживает в квартире с 1984 года, на тот период времени уже существовала детская площадка.
ФИО3 поддержала выступление ФИО4 Пояснила, что она проживает и зарегистрирована в квартире принадлежащей её дочери, пользуется деткой площадкой, на которую выходят окна квартиры, в которой она проживает.
Представитель администрации Пугачевского муниципального района ФИО5 иск ФИО1 считала подлежащим удовлетворению, встречный иск ФИО3 и ФИО4 не признала. Пояснила, что земельный участок ФИО1 предоставлен в порядке без предварительного согласования места размещения объекта. Для получения земельного участка в аренду, ФИО1 обратился с устным заявлением в орган местного самоуправления. Комиссией по выделению земельных участков был составлен лист согласования, чтобы обозначить испрашиваемый земельный участок. Затем в средствах массовой информации была публикация о предполагаемой передачи в аренду спорного земельного участка. О желании получить в аренду спорный земельный участок поступила одна лишь одна заявка от ФИО1 В соответствии с п. 4 ст.30 Земельного Кодекса Российской Федерации спорный земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду без проведения торгов, передача земельного участка произошла путем публикации. О наличии предложения земельных участков гражданам и передачи земель в аренду была заблаговременная публикация, на основании положений Земельного Кодекса Российской Федерации при наличии одной заявки окончательное решение о предоставлении земельного участка принимается без торгов.
В соответствии с п.5 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам. Спорный земельный участок не относится к придомовой территории, размещение на нем объекта торговли возможно. Назначение спорного земельного участка многоцелевое. Территориального планирования в городе не имеется, поэтому нормы Градостроительного Кодекса Российской Федерации к спорной ситуации не применяются, и публичные слушания по вопросу предоставления земельного участка не нужны. Имеется лист согласования по выделению земельного участка, который равнозначен акту выбора земельного участка и участка. Лист согласования оформлен надлежащим образом. Несмотря на то, что на листе согласования не везде указаны даты и отметки о согласия должностных лиц, имеются подписи и печати полномочных должностных лиц, что указывает на отсутствие возражений со стороны инстанций.
Согласно законодательства согласование должны быть проведено органами местного самоуправления. Так как ФИО1 выразил желание о получении участка в аренду, для облегчения работы сотрудникам администрации лист согласования был выдан заинтересованному лицу ФИО1, который и проводил согласования.
Администрации было известно о существовании фрагментов детской площадки, поэтому решался вопрос об устройстве нового, оборудованного земельного участка, под детскую площадку.
Никто из жителей д. 181/1, 183, 183/1 по ... г. ФИО11, Саратовской области не обращался с заявлением о формировании земельного участка.
Участок был сформирован в 2009 году, составлен межевой план, 25.09.2009 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет. На момент публикации арендованный земельный участок не был сформирован. Постановление администрации муниципального района о формировании земельных участков, вынесено после публикации. Вся процедура по выделу земельного участка соблюдена.
Представитель администрации Пугачевского муниципальтн6ого района ФИО6 поддержала выступление ФИО5. Указала, что она работает в МУ «Кадастр» инженером землеустроителем в июне 2009 года ФИО1 обратился в земельный комитет с заявлением о предоставлении земельных участков. Ему было дано устное разъяснение о необходимости заседания комиссии для разрешения вопроса о возможности предоставления земельных участков. ФИО1 присутствовал на заседании комиссии. На заседании комиссии решался только вопрос о возможности предоставления земельных участков. На заседании комиссии ФИО1 был представлен ситуационный план, который был ему выдан на основании его заявления. После заседания комиссии, на место участка, указанного в ситуационном плане выехал геодезист из МУП «Кадастр». Больше заседаний комиссии по данному вопросу не было.
Никаких работ геодезист из МУП «Кадастр» не проводил, просто посмотрел ситуацию в присутствии ФИО1 Было установлено, что участок ни за кем не закреплен. Все земельные участки состоят на кадастровом учете. По заявлению администрации перед предоставление земельного участка ФИО1 в мае 2010 года было произведено межевание земельного участка дома 183 по ... г. ФИО11 Саратовской области. Межевание земельных участков соседних домов №№ 181/1 и 183/1 по ... г. ФИО11 было произведено в 1997 г., поэтому сведения о межевании в МУП «Кадастр» имелись.
Назначение земельного участка между домами №№ 183,183/1, 181/1 по ... г. ФИО11 многоцелевое. Она не оспаривает, что после принятия администрацией Пугачевского муниципального района решения о предоставлении ФИО1 земельного участка из земельного участка между домами №№ 183,183/1, 181/1 по ... г. ФИО11, целевое назначение предоставленного ФИО1 ВА. земельного участка, изменилось.
Геодезист и руководство земельного комитета, на предоставляемом ФИО1 земельном участке видели лишь элементы детской площадки, которые нельзя назвать детской площадкой. Данный объект не является предметом собственности.
Работники МУП «Кадастр» на основании документов о кадастровом учете установили, что спорный земельный участок не был закреплен за жилыми домами, таким образом удостоверились, что земельный участок свободен. Документально никакой детской площадки, на спорном земельном участке нет.
После заседания комиссии должен был составлен акт выбора земельного участка, которого в документах нет. Вместо него имеется лист согласования расположения объекта. По её мнению лист согласования составлен верно, если должностное лицо поставило подпись и печать, значит оно дало свое согласие, указание даты не требуется. После составления акта согласования было межевание, затем была дана публикация в газету о возможности выдачи земельного участка в аренду. Заявка на спорный участок в течении месяца поступила только от ФИО1 По истечению месячного срока было вынесено постановление администрации о выдаче земельного участка в аренду, после чего составлен договор аренды.
Межевой план спорного земельного участка был сдан в регистрирующую службу *** года позже публикации.
Представитель администрации муниципального образования г. ФИО11 Саратовской области ФИО7 иск ФИО1 считала подлежащим удовлетворению, встречные исковые требования не признала. Пояснила, что глава администрации муниципального образования Пугачевского района отменил ранее выданное ФИО1 разрешение на строительство объекта торговли. Ранее разрешение на строительство было выдано ФИО1, так как ФИО1 как застройщик и арендатор, имел при себе необходимую документацию. Впоследствии после принесения Пугачевским межрайонным прокурором протеста, распоряжение на строительство объекта торговли было отменено, в связи с тем, что ФИО1 как застройщик не выполнил требования по инженерным изысканиям необходимые в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
Глава администрации муниципального образования г. ФИО11 предлагает предпринимателям застройщикам за свой счет проводить благоустройство города, так как в муниципальном образовании не хватает средств, предприниматели не отказывают и пишут обязательство, которое не входит в список обязательных требований. Поэтому ФИО1 написал обязательство о том, что возведет детскую площадку недалеко от выстроенного магазина.
Администрацией муниципального образования г. ФИО11 Саратовской области правила землепользования и застройки не принимались, нет паспорта города, в настоящее время объявлен аукцион на проектирование строительства по городу, с указанием целевого назначения земельных участков. Согласно 131 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности составления паспорта города относятся к компетенции администрации муниципального образования г. ФИО11 Саратовской области. В 2008-2009 годах полномочия в части утверждения правил землеустройства были переданы администрации Пугачевского муниципального района.
По её мнению иск ФИО3, ФИО4 основаны на нарушении права собственности земельного участка. Однако они не доказали что у них имеется право собственности и пользования спорным земельным участком. Поэтому никакого нарушения их права собственности на земельный участок нет. Детская площадка будет существовать, с улучшенными условиями, при этом сместится на другое место.
Представители привлеченной к участию в дела в качестве третьего лица управляющей компании ООО «Пугачевтеплосервис» ФИО13 и ФИО9 в судебном заседании пояснили, что на основании решений общих собраний жителей домов №№183,183/1,181/1 по ... г.ФИО11, ООО «Пугачевтеплосервис» является управляющей компанией для указанных многоквартирных домов. В связи с предоставлением ФИО1 земельного участка, считают нарушенными права жителей близ лежащих домов №№183,183/1,181/1 по ... г. ФИО11. Территорию между этими домами обслуживает управляющая компания, по мере появления убирает мусор, за что взимает соответствующую плату с жителей. Детская площадка на спорном земельном участке имеется, металлические трубы обозначающие детскую площадку несколько лет назад были установлены работниками ООО «Пугачевтеплосервис». Весной 2010 г. работники ООО «Пугачевтеплосервис» производили покраску конструкций детской площадки, на что были списаны определенные материальные средства.
Выслушав стороны, специалиста начальника отдела строительства и архитектуры администрации муниципального района, главного архитектора Б.В.Е., свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нарушении администрацией Пугачевского муниципального района порядка предоставления спорного земельного участка.
На основании пояснений сторон, материалов дела судом установлено следующее.
Спорный земельный участок занимает часть территории между 5- ти этажными жилыми домами № 181/1, 183/1, 183 по ул. ... Пугачевского района. Подъезды указанных жилых домов, обращены в сторону указанной территории, подъезды домов № 181\1 и № 183/1 полностью, подъезды дома № 183 по ..., частично.
Земельные участки 5- ти этажных жилых домов № 181/1, 183/1, 183 по ул. ... Пугачевского района сформированы. Согласно кадастровых выписок о земельных участках домов № 181/1, 183/1, по ... земельные участки сформированы 11.06.1997 г.,(л. д. 27 - 33) земельный участок дома № 183 по ... г. ФИО11 25.06.2009 г. л.д.56). Согласно представленных кадастровых выписок и планов, земельные участки многоквартирных домов занимают площадь необходимую для обслуживания домов, включающую в себя участок территории перед подъездами в пределах трех метров.
На территории между 5- ти этажными жилыми домами № 181/1, 183/1, 183 по ул. ... Пугачевского района располагаются зеленые насаждения, имеются бетонные площадки, используемые для стоянки автомобилей, имеются приспособления для сушки белья, часть территории выгорожена металлическими столбиками. Внутри выгороженной территории имеется песочница с грибком, скамейки, конструкция выполненная в виде вертикальной лестницы из стоек и поперечин, приспособленная для лазания детей.
На основании пояснений сторон, представленных схем, фотографий, судом установлено, что спорный земельный участок целиком занимает выгороженную металлическими столбиками часть территории.
Согласно решению Совета муниципального образования г. ФИО11 от 24.12.2008 г. «О передаче осуществления части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального образования г. ФИО11», «Соглашения о передаче органам местного самоуправления Пугачевского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования город Пугачев» от 28.01.2009 г. муниципальным образованием г. ФИО11, Пугачевскому муниципальному району переданы полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель, и изъятие в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Постановлением главы муниципального образования Пугачевского района Саратовской области от 18.11.2004 г. № 210 «О создании районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков для строительства и согласования землеустроительной документации» с изменениями в части состава комиссии внесенными постановлением Главы администрации Пугачевского муниципального района от 09.02.2009 г. № 114, при администрации Пугачевского муниципального района создана районная межведомственная комиссия по выбору земельных участков для строительства и согласования землеустроительной документации (далее комиссия). Этим же постановлением (№ 210 от 18.11.2004 г.) утверждено положение о комиссии. Согласно Положения задачами комиссии является упрощение процедуры предоставления земельных участков на территории муниципального образования, подготовка и рассмотрение актов выбора земельных участков для строительства, реализация процедуры согласования, определение разрешенного использования земельных учстков, оперативная подготовка мотивированных решений о согласовании или об отказе в согласовании предоставляемой на рассмотрении документации.
Поступившие заявления комиссия рассматривает на своих заседаниях.
На первом заседании рассматриваются подготовленные материалы о выборе земельного участка с предполагаемыми вариантами размещения объекта, поручается членами комиссии к следующему заседанию подготовить соответствующее заключение.
На втором заседании комиссия рассматривает возможные варианты размещения объекта и представленные проекты границ земельных участков.
На третьем заседании с учетом мнения заявителя определяется оптимальный вариант размещения объекта и подписывается акт о выборе земельного участка, либо дается мотивированный отказ о согласовании места размещения объекта.
По вопросам требующим решения главы муниципального образования, комиссия вносит в установленном порядке соответствующие предложения.
Согласно выписке из протокола № 61 заседания комиссии по выбору земельных участков л.д.82).17 июня 2009 г. на своем заседании комиссия рассматривала вопрос о предоставлении земельного участка ФИО1 В выписке из протокола указывается, что к комиссии обратился ФИО1 с вопросом о предоставлении земельного участка площадью 286 кв.м. расположенного по адресу г. Пугачев СЗМКРН между жилыми домами по ул. ... 183\1 и 181/1 для размещения объекта торговли. Комиссией принято решение подготовить акты выбора земельного участка, для согласования места расположения границ испрашиваемого земельного участка, опубликовать в газете «Новое заволжье» сведения о возможности предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду.
26 июня 2009 г. ФИО1 на имя главы администрации Пугачевского муниципального района подано заявление в котором ФИО1 просил подготовить лист согласования места размещения земельного участка площадью 286 кв.м. расположенного по адресу г. Пугачев СЗМКРН между жилыми домами по ул. ... 183\1 и 181/1 для размещения объекта торговли. л.д.84).
ФИО1 представлен лист согласования соответствующих организаций по выделению(выбору) земельного участка в Пугачевском районе, на котором имеются печати организаций проводивших согласование и подписи должностных лиц. Дат когда должностные лица подписывали документ лист согласовании не содержит, за исключением согласования начальника территориального межрайонного отдела № 16 Управления Роснедвижимости по Саратовской области, которое было произведено 7 июля 2009 г.
10 сентября 2009 г в Пугачевской общественно- политической газете «Новое заволжье» была дана публикация следующего содержания: «Извещение о возможности передачи в аренду земельных участков. Администрация Пугачевского муниципального района сообщает о возможности передачи в аренду : площадью 286 кв.м. находящегося примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: ул. ... 181/1 с разрешенным использованием для размещения объекта торговли. л.д.72).
11 сентября 2009 г. ФИО1 на имя главы администрации Пугачевского муниципального района подано заявление в котором ФИО1 просил предоставить ему земельный участок площадью 286 кв.м. находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: ул. ... 181/1 с разрешенным использованием для размещения объекта торговли, в аренду сроком на 25 лет на основании публикации в газете «Новое заволжье». л.д.86).
30 сентября 2009 г. администрацией Пугачевского муниципального района было принято постановление № 1878 «Об образовании земельных участков» согласно которого из земель находящихся в ведении Пугачевского муниципального района в кадастровом квартале 64:46:010211 был образован земельный участок находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: ул. ... 181/1. Было определено разрешенное использование земельного участка для размещения объекта торговли. л.д.87).
15 октября 2009 г. МУ «Кадастр» в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности был подготовлен межевой план на земельный участок находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: ул. ... 181/1. Цель кадастровых работ была постановка на кадастровый учет, заказчиком кадастровых работ выступил Пугачевский муниципальный район. л.д.88-93)
Согласно кадастрового паспорта, сведения о названном земельном участке 10.11.2009 г. внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением участку кадастрового номера 64:46:010211:57 л.д.94).
Постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 2.12.2009 г. № 2167 «О предоставлении земельных участков в аренду» ФИО1 в аренду сроком до 31 декабря 2019 г.был предоставлен спорный земельный участок с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли. В постановлении указывалось, что земельный участок предоставлен по заявлению заинтересованного лица, учитывая, что его заявка была единственной после предварительной публикации о наличии земельных участков предлагаемых для передачи в аренду.
Этим же числом по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка *** и акту приема передачи земельного участка ФИО1 в аренду, сроком до 31 декабря 2019 г., предоставлен земельный участок находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ... д. 181\1 площадью 286 кв.м. с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли.
5 марта 2010 г. постановлением администрации Пугачевского муниципального района № 274 «Об утверждении градостроительных планов земельных участков», по заявлению ФИО1, был утвержден градостроительный план, предоставленного ему земельного участка.
27 мая 2010 г. глава администрации муниципального образования г. ФИО11 выдал ФИО1 разрешение № ***-18/10 на строительство на земельном участке находящимся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ул. ... д. 181\1 площадью 286 кв.м. с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли, нежилого здания магазина площадью 144,1 кв.м.
23.06.2010 г. Пугачевской межрайпрокуратурой главе администрации муниципального образования г. ФИО11 на указанное разрешение был принесен протест, распоряжением администрации муниципального образования г. ФИО11 от 2.07.2010 г. в связи с протестом прокурора, выданное ФИО1 разрешение на строительство, было отменено.
Поскольку между администрациями Пугачевского муниципального района и муниципального образования г. ФИО11 заключено «Соглашение о передаче органам местного самоуправления Пугачевского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования город Пугачев» суд считает, что в отношении вопросов предоставления земельных участков для строительства полномочным органом является администрация Пугачевского муниципального района.
В силу статей 11.1., 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом по смыслу указанной статьи предоставление земельных участок для строительства возможно в собственность без предварительного согласования места размещения объекта путем приобретения земельного участка на торгах или аукционах, либо в аренду с предварительном согласованием места размещения объекта.
В судебном заседании представители администрации Пугачевского муниципального района указывали, что предоставление земельного участка ФИО1 произведено в порядке без предварительного согласования места размещения объекта, в силу подпункта 3 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов, так как была лишь всего одна заявка от ФИО1
С данным мнением представителей администрации Пугачевского муниципального района суд согласиться не может.
Как указывалось выше без предварительного согласования места размещения объекта земельный участок предоставляется только в собственность. Если речь идет об аренде земельного участка, как в данном случае, обязательна процедура предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка для строительства в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На основании пояснений сторон вышеперечисленных материалов дела, судом установлено, что процедура предварительного согласования места размещения объекта строительства администрацией Пугачевского муниципального района не проводилась, акт выбора земельного участка не составлялся, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось. Без соблюдения указанной процедуры принимать решение о предоставлении земельного участка для строительства и заключать договор аренды земельного участка администрация Пугачевского муниципального района была не вправе.
В пользу вывода, что предоставление земельного участка ФИО1 производилось в порядке с предварительным согласованием места размещения объекта говорит следующее.
Согласно статье 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Из сказанного следует, что до публикации о предполагаемых торгах права собственности или права аренды земельного участка, участок должен быть сформирован путем выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Судом установлено, что на момент публикации в газете сообщения о предполагаемой аренде земельного участка, земельный участок сформирован не был, поэтому делать вывод о возможности предоставлении ФИО1 права аренды земельного участи по тем основаниям, что поступила лишь одна заявка администрация была не вправе.
В пользу вывода, что предоставление земельного участка ФИО1 производилось в порядке с предварительным согласованием места размещения объекта говорит и то обстоятельство, что вопрос предварительно рассматривался на заседании межведомственной комиссии. Как следует из анализа положения о комиссии, комиссия создана с целью согласования места размещения объекта строительства и подготовки проекта соответствующего решения.
Суд приходит к выводу, что также имеются нарушения прав граждан, пользователей земельным участком, из которого образован предоставляемый ФИО1 земельный участок.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что земельным участком, из которого образован предоставляемый ФИО1 земельный участок, в том числе и участком предоставленным ФИО1 пользовались жители близ лежащих многоквартирных домов.
Представитель администрации ФИО6 не оспаривала, что после предоставления ФИО1 земельного участка, произошло изменение целевого назначения данного земельного участка с многоцелевого, на размещение объекта торговли.
Привлеченный к участию в деле специалист начальник отдела строительства и архитектуры администрации Пугачевского муниципального района главный архитектор Б.В.Е. пояснил, что в администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области частично имеется проект генерального плана строительства северо-западного микрорайона г. ФИО11 составленный в 1978 году Головным проектным институтом гражданского строительства планировки и застройки городов и поселков «Саратовгражданпроект». Названный проект был взят из архива ликвидированной организации «Пугачевзаводстрой», которая являлась заказчиком указанного проекта генерального плана и застройщиком.
Позже в 1999 - 2000 по заказу земельного комитета, в целях учета земельных участков, была произведена топографическая съемка территории северо-западного микрорайона, с составлением соответствующего плана, на котором были отражены существующие постройки. План от 1978 года обозначает как должно выглядеть расположение объектов северо - западного микрорайона, план от 1999 - 2000 г.г. обозначает, каким образом в настоящее время выглядят объекты северо-западного микрорайона.
На обоих планах литером «А» на участке между домами по ул. ... 183/1 и 181/1 г. ФИО11 Саратовской области была обозначена детская площадка. Согласно проекта площадка должна располагаться ближе к школе № 14 (на плане).
Литером «В» на плане от 1978 года на участке возле домов по ул. ... 183/1, 181/1 г. ФИО11 Саратовской области обозначена площадка для взрослых. Согласно указанных планов территорию между домами по ул. ... 183/1 и 181/1 г. ФИО11 Саратовской области, не занятую дорожками и специальными площадками, занимает зеленый массив.
Подъезды д. 181/1, 183/1 по ул. ..., г. ФИО11, Саратовской области согласно планам располагаются по направлению к детской площадке, территорию между домами по ул. ... 183/1, 181/1 г. ФИО11 Саратовской области можно назвать территорией общего пользования, общим для названных домов двором.
К разработке генерального плана г. ФИО11 проект генерального плана от 1978 года не относится, так как в генеральном плане не будет детальной планировки дворов. Планировка дворов будет разработана только в том случае, если поступит заказ от администрации Пугачевского муниципального района. Будет заново проводить съемка земельных участков.
Дом №183 по ул. ..., г. ФИО11, Саратовской области может быть отнесен как к детской площадке на спорном земельном участке так и к детской площадке соседнего двора.
В судебном заседании представители управляющей компании ООО «Пугачевтеплосервис» поясняли, что территорию между домами №№183,183/1,181/1 по ул. ... г. ФИО11, обслуживает управляющая компания, за что взимает соответствующую плату с жителей. Детская площадка на спорном земельном участке имеется, металлические трубы обозначающие детскую площадку несколько лет назад были установлены работниками ООО «Пугачевтеплосервис». Весной 2010 г. работники ООО «Пугачевтеплосервис» производили покраску конструкций детской площадки, на что были списаны определенные материальные средства.
В силу изложенного суд считает установленным, что в результате предоставления земельного участка ФИО1 фактически произошло изменение целевого назначения земельного участка между домами 183,183/1, 181/1 по ул. ... г. ФИО11. При проектном целевом назначении для размещения специальных площадок для детей и взрослых, для размещения зеленых насаждений между многоэтажными жилыми домами, целевое назначение предоставленного ФИО1 было изменено «для размещения объекта торговли».
Статья 43 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения в сети "Интернет".
Исходя из требований ч. 3 ст. 3, абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, когда разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
О необходимости проведения публичных слушаний при решении данного вопроса указано и в под. 3 части 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"согласно которого на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
На основании пояснений представителей администрации Пугачевского муниципального района и администрации муниципального образования г. ФИО11 судом установлено, что для земель, находящихся на территории Пугачевского муниципального района Саратовской области и муниципального образования г. ФИО11 правила землепользования и застройки не утверждены, генеральный план г. ФИО11 отсутствует.
Таким образом, проведение публичных слушаний является обязательным условием вынесения постановления об изменении разрешенного использования земельного участка, поскольку о необходимости проведения соответствующей юридической процедуры прямо указано в законе.
Судом установлено, что публичные слушанья по вопросу изменения целевого использования земельного участка между домами №183,183/1,181/1 по ул. ... г. ФИО11, не проводились, без чего принимать решение о предоставлении земельного участка администрация Пугачевского муниципального района была не вправе.
В силу изложенного требование ФИО4 ФИО3 о признании незаконными постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 2.12.2009 г. № 2167 «О предоставлении земельных участков в аренду», постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 5.03.2009 г. № 274 «Об утверждении градостроительных планов земельных участков» о признании недействительным договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 1234/09 от 2.12.2009 г. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Иск ФИО1 по этим же основаниям удовлетворению не подлежит. В силу положений ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном порядке может быть защищено нарушенное право, а поскольку установлено незаконность предоставления ФИО1 земельного участка, право ФИО1 на использование спорного участка, не возникло, а следовательно не может быть нарушено.
На основании изложенного руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 2.12.2009 г. № 2167 «О предоставлении земельных участков в аренду» о предоставлении ФИО1 в аренду сроком до 31 декабря 2019 г. земельного участка находящегося примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ул. ... д. 181\1 площадью 286 кв.м. с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли.
Признать недействительным договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 1234/09 от 2.12.2009 г. согласно которого на основании постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 2.12.2009 г. № 2167 «О предоставлении земельных участков в аренду», ФИО1 в аренду, сроком до 31 декабря 2019 г., предоставлен земельный участок находящийся примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ул. ... д. 181\1 площадью 286 кв.м. с разрешенным использованием земельного участка: для размещения объекта торговли.
Признать незаконным постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 5.03.2009 г. № 274 «Об утверждении градостроительных планов земельных участков» в части утверждения градостроительного плана земельного участка находящегося примерно в 13,7 м. по направлению на юго-запад от ориентира: пятиэтажного жилого дома расположенного по адресу: Саратовская обл. г. Пугачев ул. ... д. 181\1.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 10 дней.
Судья