ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-330/18 от 19.04.2018 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2- 330/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2018 г. гор.Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Рябцевой А.И.

При секретаре Гайдиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к администрации Джубгского городского поселения об обязании утверждении схемы расположения земельного участка, и заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Джубгского городского поселения об обязании утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу : <адрес> пгт.Джубга ул.<адрес> 1 «К» с кадастровым номером , ссылаясь на то, что администрацией в нарушение требований земельного кодекса отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земель и отказано в заключении соглашения.

В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности ФИО2 исковые требования уточнил, пояснив, что ФИО1,В., является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Джубга, ул. <адрес>, 1 «К», Истица, обратилась в администрацию Джубгского городского поселения с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Заявление истицей было подано в рамках п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ и к нему был приложен необходимый пакет документов указанный в пункте 3 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения, истице было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то есть на том основании, что образуемый земельный участок не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проекту планировки территории, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий», кроме того формируемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки «Джубга». Согласно подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса. Из пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлена непосредственно приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий», на который и ссылается в своем отказе от 16.06.2017г. № 778 администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района. Однако, в приказе Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий» не содержится требований об обязательном указании в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории водоохранных зон. Из содержания приведенных норм следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются исключительно только те основания, которые указаны в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Следовательно, администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района были нарушены упомянутые нормы закона поскольку в их содержании отсутствуют те основания, на которые ссылается администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района в своем решении от 16.06.2017г. № 778. Просит обязать администрацию Джубгского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка и заключить с истицей соглашение о перераспределение земельного участка.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО3 исковые требования не признала, в обоснование своих доводов пояснила, что действительно ФИО1 обратилась к ним с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Рассмотрев ее заявление администрацией было принято решение об отказе в утверждении схемы, на основании пп1 п.16 с.11.10 ЗК РФ, то есть в связи с тем, что образуемый земельный участок не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проекту планировки территории, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий», а именно формируемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки «Джубга». Сама истица не опровергает указанный факт. Нахождение участка или его части в водоохраной зоне определяет наличие ограничений в использовании земельного участка, исключающие ведение личного подсобного хозяйства, а тем более строительства. Более того, утверждении схемы расположения земельного участка является правом администрации, а не обязанностью. Вместе с тем представитель пояснила, что проект межевания территории у них отсутствует. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, по следующим основаниям :

Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Джубга, ул. <адрес>, 1 «К», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.06.2017 г. Право собственности на земельный участок возникло у истицы 29.09.2015 года. Сведения о земельном участке внесены в ГКН 12.02.2014 года. 18 мая 2017 года истица обратилась в администрацию Джубгского городского поселения <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью 1097 квм, расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Джубга ул.<адрес> 1»К», образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося у нее собственности и свободных муниципальных земель. Однако, письмом № 778, датированным 16.06.2017 года на основании пп.1 п.16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ в согласовании схемы истице было отказано.

Удовлетворяя требования истицы суд исходит из следующих обстоятельств:

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

В силу положений пунктов 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьёй 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований. Одним из оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренных п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ 12. форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 27 ноября 2014 года N762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, установлены требования к подготовке схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, к формату схемы при ее подготовке в виде электронного документа, а также утверждена форма данной схемы, составляемой в виде документа на бумажном носителе.

В указанном приказе Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 не содержится требований об обязательном указании в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории водоохранных зон.

Из содержания приведенных норм следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются исключительно только те основания, которые указаны в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района были нарушены упомянутые нормы закона поскольку в их содержании отсутствуют те основания, на которые ссылается администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района в своем решении от 16.06.2017г. № 778.

Таким образом, оценив схему расположения земельного участка, представленную административным истцом в орган местного самоуправления, на соответствие ее требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа, поскольку по форме и формату схема соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается в том числе и на орган местного самоуправления. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта реки и относится к территориям общего пользования, что исключает возможность предоставления данного земельного участка в собственность административного истца, ответчиком суду не представлено. Согласно сведений ИСОГД, согласно Правилам землепользования и застройки Джубгского городского поселения, земельный участок истицы с кадастровым номером 23:33:0606020 :942 расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в водоохраной зоне, в границах зоны возможного использования территории после проведения комплекса инженерных мероприятий по предотвращению затопления, частично в границах зоны подтопления, частично в границах защитной зоны объекта культурного наследия. Таким образом, земельный участок истицы, который находится у нее в собственности находится в той же территориальной зоне. Кроме того, нахождение части земельного участка в водоохраной зоне препятствует только размещению на указанном участке объектов капитального строительства, но не является полным запретом на его использование. В силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства возможно при выдаче разрешения на строительство органом местного самоуправления.

Принимая во внимание все обстоятельства, суд приходит к выводу, что схема расположения земельного участка для целей его перераспределения, содержит все сведения, перечисленные в ч.2 ст. 39.29 ЗК РФ, в связи с чем отказ администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района в утверждении схемы расположения земельного участка для целей заключения соглашения о перераспределении земельного участка, является необоснованным.

Вместе с тем, требование истицы в части определения способа восстановления нарушенного права в виде обязания администрации Джубгского городского поселения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении схемы, о заключении с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка, не основано на нормах закона.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. Более того, Обязывая орган местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка и заключить с истицей соглашение о перераспределении земельного участка районный суд учитывает, что в силу части 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации каждое из указанных действий является самостоятельным и относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В связи с чем суд считает, что для установления определенного срока исполнения, оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично..

Обязать администрацию Джубгского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу : <адрес> пгт.Джубга ул. <адрес> 1»К», образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель находящихся в государственной( муниципальной собственности) в кадастровом квартале площадью 1097 квм.

Обязать администрацию Джубгского городского поселения заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка расположенного по адресу : <адрес> пгт.Джубга ул. <адрес> 1»К», образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель находящихся в государственной( муниципальной собственности) в кадастровом квартале площадью 1097 квм.

В части определения сроков исполнения решения суда отказать как необоснованным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

П.П.Председательствующего

Копия верна:

Судья Туапсинского районного суда Рябцева А.И.