ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-330/2012 от 14.01.2013 Кытмановского районного суда (Алтайский край)

  Дело № 2-7/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

        14 января 2013 года

                                                    с. Кытманово

     Кытмановский районный суд в составе:

 председательствующего судьи Е.Б.Дыренковой,

 при секретаре Юрчиковой А.С.,

 с участием заместителя прокурора Кытмановского района Мелентьева А.А.,

 представителя ответчика Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края ФИО1, действующего на основании доверенности от 14.01.2013 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кытмановского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края о понуждении провести обучение населения муниципального образования Кытмановский сельсовет в области гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства, разработать примерную программу обучения по гражданской обороне работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования,

 УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Кытмановского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края о понуждении провести обучение населения муниципального образования Кытмановский сельсовет в области гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства, разработать примерную программу обучения по гражданской обороне работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования.

     В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Кытмановского района по заданию прокуратуры края была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления района законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Одним из вопросов местного значения муниципального поселения согласно п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" является организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Гражданская оборона определена ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N28-ФЗ "О гражданской обороне" как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

     Одними из основных задач в области гражданской обороны, установленными ст.2 указанного закона являются обучение населения в области гражданской обороны; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в числе прочего, проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

 Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления, помимо иного, осуществляют обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 Статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

 Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N547, согласно которого подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, помимо иных, проходят (п.2): лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население); лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население); лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся); руководители органов местного самоуправления и организаций.

 Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются, помимо прочего (п.3): обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; выработка у руководителей органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование практических навыков руководителей органов местного самоуправления в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

 Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает, в числе прочего (п.4): для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; для руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

 При этом согласно п.14 указанного Положения, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

 Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, согласно которому основными задачами обучения населения в области гражданской обороны в числе прочего являются (п.2): изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне; выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы (п.3): главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители); личный состав формирований и служб; работающее население; обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются - обучающиеся); неработающее население.

 Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится, помимо прочего, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

 Обучение населения в области гражданской обороны на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (п.4).

 В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, помимо иного (п.5): разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований.

 Таким образом, на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по обучению соответствующих групп населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их предупреждения и преодоления, а также разработке примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в данной сфере.

 Вместе с тем, как установлено проверкой, Ответчиком перечисленные обязанности до настоящего времени в установленном законом порядке не исполнены.

 Сложившаяся ситуация представляет серьезную угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества, ввиду чего является недопустимой.

 В связи с этим прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обратился в суд с иском. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом.

     В судебном заседании заместитель прокурора Кытмановского района Мелентьев А.А. исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края разработать примерную программу обучения по гражданской обороне работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований, обязать Администрацию Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края провести обучение населения муниципального образования Кытмановский сельсовет Кытмановского района Алтайского края в области гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. №547, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. №841; в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий до 01 июля 2013 года.

 На удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

     Представитель ответчика - Администрации Кытмановского сельсовета ФИО1 не возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в настоящее время работа по разработке программы обучения администрацией сельсовета начата. Не возражала против установления срока для разработки программы и проведения обучения до 01 июля 2013 года.

 Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что программа обучения по гражданской обороне работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования Кытмановский сельсовет не разработана, хотя в соответствии с законом такие программы должны быть разработаны по каждому сельсовету. Координация деятельности органов местного самоуправления в этом направлении осуществляется отделом ГО и ЧС Администрации Кытмановского района. По данному направлению деятельности Администрацией Кытмановского района разработаны соответствующие планы по обучению лиц, ответственных за гражданскую оборону, имеются приказы о создании комиссий и назначении ответственных лиц за гражданскую оборону, и ряд других мероприятий.

     После изучения материалов гражданского дела представитель Администрации Кытмановского сельсовета заявила о признании исковых требований прокурора с учетом их уточнения, представив письменное заявление о признании заявленных исковых требований.

     Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, показания свидетеля, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что признание иска должно быть принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

     В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

     При определении срока исполнения решения суда, суд учитывает то обстоятельство, что разработка программы обучения по гражданской обороне и проведение обучения требует определенных временных затрат.

     Суд, с учетом мнения ответчика, полагавшего установление срока до 1 июля 2013 года разумным, находит необходимым и достаточным установление срока для разработки программы обучения по гражданской обороне и проведения обучения до 1 июля 2013 года.

     От уплаты государственной пошлины стороны освобождены.

     На основании изложенного и, руководствуясь ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

          Исковые требования прокурора Кытмановского района с учетом уточнения удовлетворить.

     Обязать Администрацию Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края разработать примерную программу обучения по гражданской обороне работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований.

     Обязать Администрацию Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края провести обучение населения муниципального образования Кытмановский сельсовет Кытмановского района Алтайского края в области гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. №547, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. №841.

     В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края срок для совершения указанных действий до 01 июля 2013 года.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кытмановский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий                      _________ Е.Б.Дыренкова