ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-330/2014 от 10.09.2014 Красногвардейского районного суда (Белгородская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 10 сентября 2014 года г.Бирюч

 Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

 председательствующего судьи Никулиной Т.В.

 при секретаре     Винниковой Л.В.

 с участием представителя истца - департамента агропромышленного комплекса Белгородской области - Е.А., представитель ответчика С.Н. - Г.П., представителя третьего лица - администрации Красногвардейского района - Б.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента агропромышленного комплекса Белгородской области к С.Н. о взыскании суммы гранта,

 у с т а н о в и л:

 В рамках областной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Белгородской области на период 2012-2014 года» 21 августа 2012 года департамент агропромышленного комплекса Белгородской области и глава крестьянского (фермерского) хозяйства С.Н. заключили соглашение № о предоставлении начинающему фермеру гранта в сумме <данные изъяты> на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. По условиям соглашения, получив сумму гранта, С.Н. обязана была, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее пяти лет со дня поступления суммы гранта на расчётный счёт. В нарушение условий соглашения 19 марта 2014 года С.Н. снялась с учёта в налоговом органе в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства

 Дело инициировано иском департамента агропромышленного комплекса Белгородской области к С.Н. о взыскании суммы гранта в размере <данные изъяты>. Сослался на то, что в нарушение п. 2.3.8 соглашения, ответчица С.Н. прекратила осуществление предпринимательской деятельности, на которую выделялась сумма гранта, снялась с учета в налоговом органе. По условиям соглашения (п.2.2.2) ненадлежащее исполнение обязательств, влечёт расторжение соглашения в одностороннем порядке и возврат всей суммы полученного гранта. С учётом уточнения исковых требований истец просил взыскать <данные изъяты> в областной бюджет и <данные изъяты> в федеральный бюджет.

 В судебном заседании представитель истца - Е.А. поддержал исковые требования с учётом уточнения и дал пояснения, соответствующие тексту искового заявления. Пояснил, что департамент агропромышленного комплекса Белгородской области является администратором денежных средств в рамках целевой программы по развитию КФХ, в случае необходимости обеспечивает возврат суммы гранта в соответствующий бюджет. Прекращение деятельности фермерского хозяйства в нарушение условий соглашения означает, что грант не использован по целевому назначению. Никаких чрезвычайных обстоятельств, освобождающих С.Н. от выполнения обязательств, не было.

 Представитель ответчицы - Г.П. возражала против удовлетворения иска. Мотивировала тем, что денежные средства в размере <данные изъяты> предоставляются на безвозмездной основе. Грант был использован в соответствии с бизнес-планом, что подтверждается отчётной документацией. Они не справились с этим бизнесом. Также сослалась на затруднительное материальное положение и значительные кредитные обязательства. Пояснила, что получением гранта и предпринимательской деятельностью занималась в основном она, а не дочь.

 Представитель третьего лица - администрации Красногвардейского района - Б.Ю. считает иск законным и обоснованным. По его мнению в действиях ответчицы имеются признаки преднамеренного ведения хозяйства к банкротству. Пояснил, что грант был выделен ответчице в соответствии с утвержденным бизнес-планом на развитие животноводства. Однако, в деятельности КФХ имелись отступления от утверждённого бизнес-плана, закупка животных, кормов производилась в иные сроки, по завышенным расценкам, безосновательно брались кредиты под высокие проценты, осуществлялся забой крупного рогатого скота в летний период, когда, наоборот, должно увеличиваться производство и продажа молока, доращиваться крупный рогатый скот до необходимого товарного веса. С.Н. знала о последствиях прекращения деятельности в качестве главы КФХ, о чем указано в тексте соглашения и разъяснялось на заседании районной комиссии от 20 декабря 2013 года. Ей было предложено возобновить деятельность, однако она продала дом и семья выехала. При необходимости по соглашению с департаментом С.Н. могла внести какие-либо изменения в бизнес-план.

 Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования департамента агропромышленного комплекса Белгородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Постановлением Правительства Белгородской обл. от 12.03.2012 г. № 110-пп «Об утверждении областной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Белгородской области на 2012 - 2014 годы» предусмотрено предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам. Грант на создание и развитие КФХ - это денежные средства, передаваемые из областного бюджета департаментом агропромышленного комплекса области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской местности на территории Белгородской области. Максимальная сумма гранта <данные изъяты>.

 9 апреля 2012 года Правительством Белгородской области был утвержден Порядок предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое благоустройство (Постановление №166-пп). В нем определены обязанности получателя гранта, в том числе - использование средств гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства (п.2.1.10.), осуществление деятельности хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта (п.2.1.13). В п. 4.4. было указано, что начинающий фермер обязан использовать грант по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением, предоставлять в департамент отчетность в форме и сроки, указанные в соглашении (п.4.5). Согласно п.4.6 Постановления при установлении факта нецелевого использования гранта либо единовременной помощи, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств по соглашению, начинающий фермер возвращает грант и единовременную помощь в полном объеме в порядке и сроки, установленные заключенным соглашением.

 Постановления приняты в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров".

 Согласно п.1 Правил предоставление грантов направлено на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717.


Приказом Министерства сельского хозяйства РФ №197 от 22 марта 2012 года был утвержден порядок отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров, условия подачи заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания участниками программы.

 В п.15 Приказа определено, что с субъектом Российской Федерации, Региональная программа которого была отобрана Комиссией, Минсельхоз России заключает соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

 Содержание соглашений с субъектом РФ регламентировалось Приложением №3 к Приказу, а в последующем Приказом Минсельхоза РФ от 30 января 2013 года №39. По условиям соглашения на субъект РФ возлагалась обязанность обеспечивать целевое и эффективное использование субсидии и в случае нецелевого использования суммы гранта средств возврат в соответствующий бюджет.

 Согласно п/п «н» п.2 Приложению №2 к Приказу Минсельхоза от 22 марта 2012 года заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.

 Из указанных нормативных актов видно, что предоставление гранта начинающим фермерам было направлено на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в РФ. Об этом свидетельствует последовательное указание в нормативных актах о функционировании КФХ, которому выделен грант, в течение не менее пяти лет. Таким образом, существенным обстоятельством, определяющим целевое назначение гранта, является не только факт приобретения средств на сумму гранта, но и осуществление деятельности, на которую он выделяется.

 5 июня 2012 года между Министерством сельского хозяйства и Правительством Белгородской области было заключено Соглашение о предоставлении субсидии федерального бюджета бюджету Белгородской области на выполнение мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. В п/п «ж» п.2.2.6 указано, что Правительство Белгородской области обеспечивает возврат в соответствующий бюджет средств, составляющих сумму полученного начинающими фермерами гранта, в случае нецелевого использования.

 21 августа 2012 года между департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области и С.Н. - ответчицей по делу, было заключено соглашение № о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в котором были определены права и обязанности сторон.

 По условиям соглашения Департамент предоставил С.Н. грант в сумме <данные изъяты> на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства путем перечисления на расчетный счет, а С.Н. приняла на себя обязательство использовать денежные средства для реализации проекта по развитию своего хозяйства в соответствии с целями и условиями и в порядке, установленном Соглашением.

 Согласно п.1.4 грант предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и федерального бюджета и подлежит возврату в соответствующие бюджеты в случаях, предусмотренных законодательством и Соглашением.

 В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения взятых обязательств начинающим фермером Департамент имеет право расторгнуть в одностороннем порядке Соглашение, уведомив об этом фермера за семь календарных дней (п.2.2.2).

 Начинающий фермер обязан быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя - главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее пяти лет со дня поступления гранта на его расчетный счет (п.2.3.8).

 В случае наступления событий, указанных в п.2.2.2 Соглашения, в течение 10 дней возвратить полученный грант.

 В силу ст.421 ГК РФ стороны свободны в заключение договора. Условия договора ответчицей не оспорены.

 Представитель ответчицы признает, что С.Н. подписывала данное соглашение от 21 августа 2012 года, в последующем его не оспаривала. Условия соглашения, в том числе относящиеся к возврату суммы гранта, изложены ясно и понятно, они были известны ответчице и ее представителю. За расторжением соглашения в одностороннем порядке она не обращалась, такое право предусмотрено п. 2.4.3.

 Сторонами был согласован и утвержден график реализации проекта (приложение №1 к Соглашению).

 В соответствии со ст.ст.309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона.

 Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

 Ст.450 ГК РФ предусматривает основания расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных законом или договором.

 Платежными поручениями от 5 сентября 2012 года подтверждается и ответчицей не оспаривается, что Департамент выполнил условия соглашения о выделении ответчице денежных средств (гранта).

 Из средств федерального бюджета на ее расчетный счет было перечислено <данные изъяты> и из средств областного бюджета - <данные изъяты>.

 В свою очередь ответчица не исполнила принятые на себя обязательства, установленные п.2.3.8 Соглашения. 19 марта 2014 года она снялась с учета в налоговом органе в качестве фермера, что ею не оспаривается и подтверждается сообщением администрации Красногвардейского района, уведомлением налогового органа.

 Протоколом заседания межведомственной комиссии от 20 декабря 2013 года подтверждается, что администрацией Красногвардейского района было выявлено нарушение графика реализации проекта. В октябре-ноябре 2013 года в нарушение п.2.3.11 Соглашения С.Н. был реализован КРС скот, в т.ч. 11 голов коров, не создано три рабочих места.

 С.Н. отказалась восстанавливать поголовье скота. Ее заявление о нерентабельности КФХ признано несостоятельным, предложено возобновить деятельность по реализации проекта, разъяснены последствия невыполнения принятых обязательств в виде возврата полученной суммы гранта.

 Помимо С.Н. на заседании комиссии присутствовала ее мать - Г.Н., - представитель по гражданскому делу.

 У суда нет оснований сомневаться в объективности выводов комиссии, поскольку в ее состав входят компетентные лица, имеющие теоретические знания и практический опыт работы в области сельского хозяйства.

 Несмотря на предупреждение комиссии и зная о возможных последствиях, С.Н. прекратила деятельность юридического лица. При этом, значительные денежные суммы, вырученные от реализации скота и продукции (около <данные изъяты>) даже частично в бюджет не возвратила.

 В связи с прекращением деятельности фермерского хозяйства и снятием с учета в июле 2014 года в соответствии с п.п.2.2.2 Департамент уведомил ответчицу о необходимости возврата суммы гранта в десятидневный срок, что ею не было исполнено.

 Обстоятельств, освобождающих ответчицу от обязанности возврата денежных средств, установленных законом или договором, не усматривается.

 Согласно ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

 В соответствии со ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

 Ответчицей не оспаривается, что каких-либо чрезвычайных обстоятельств, освобождающих ее от ответственности, не было.

 Доводы представителя ответчицы о том, что в силу недостаточных знаний и навыков, недостаточной проработки проекта у них возникли материальные затруднения, не являются основанием для отказа в иске, поскольку не относятся к чрезвычайным обстоятельствам. Предпринимательская деятельность изначально предполагает определённые риски. Кроме того, ответчица не воспользовалась своим правом и не обращалась в департамент по вопросу изменения (корректировки) условий соглашения. Представленные ею документы в подтверждение финансовых расходов, кредитных обязательств опровергаются представителями ответчика и третьего лица в части, как экономически необоснованные и завышенные. Факт расходов на осуществление предпринимательской деятельности и получения кредитов, неэффективность деятельности не являются основанием для освобождения от обязательства о возврате суммы гранта. Несмотря на предупреждение межведомственной комиссии, ответчица не предприняла никаких мер по возобновлению проекта, а, наоборот, через непродолжительное время прекратила деятельность юридического лица.

 В силу ч.4 ст. 452 ГК РФ при расторжении договора стороны вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству, если это установлено соглашением сторон.

 Согласно ч.5 ст.452 ГК РФ, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

 Таким образом, поскольку ответчица нарушила условия соглашения (обязательства), досрочно прекратила деятельность КФХ, т.е. не использовала денежные средства по целевому назначению, сумма гранта подлежит возврату в тот бюджет, из средств которого он был профинансирован.

 В соответствии с условиями Соглашения от 5 июня 2012 года и Положением от 25 июня 2012 года №256-пп Департамент агропромышленного комплекса является органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим регулирование в агропромышленном комплексе области. Исполнительный орган власти субъекта является администратором денежных средств, вправе обращаться в суд с иском об их взыскании в соответствующий бюджет.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Иск департамента агропромышленного комплекса Белгородской области признать обоснованным.

 Взыскать с С.Н. сумму гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере <данные изъяты>, в том числе,

 в бюджет Белгородской области в пользу департамента агропромышленного комплекса Белгородской области - <данные изъяты>,

 в федеральный бюджет в пользу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - <данные изъяты>.

 Взыскать с С.Н. госпошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.

                Председательствующий судья