ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-330/2015 от 27.01.2015 Октябрьского городского суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город ФИО1 27 января 2015 год

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Большаковой С.Ю., при секретаре Степановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-330-15 по исковому заявлению ООО «Башкирская лесопромышленная компания» об оспаривании нормативно-правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Башкирская лесопромышленная компания» обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Башкирская лесопромышленная компания» (далее ООО «БашЛПК») административной комиссией городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (далее - Административная комиссия) было вынесено постановление с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей по ч. 1 ст. 6.3. Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях». Заявителю было вменено необеспечение своевременной и качественной очистки и уборки прилегающей территории - нарушение п. 8.2.1. и 8.5.7.1. Правил благоустройства городского округа город Октябрьский. Постановление обжаловано в Октябрьский городской суд Республики Башкортостан, решение на настоящий момент по нему непринято.

В п. 8.2.1. Правил указано, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечивают своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил.

В п. 8.2.8. Правил сказано, что предприятия, учреждения, организации, а также владельцы индивидуальных домов убирают прилегающие территории в следующих границах:

на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 15 метров.

В п. 8.2.12. Правил устанавлено, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности предприятий, организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, осуществляется силами и средствами этих предприятий, организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.

Пунктом 8.4.2. Правил установлено, что предприятия, учреждения, организации обеспечивают собственными силами уборку и вывоз снега на прилегающих территориях либо по договорам с дорожными эксплуатационными службами.

В п. 8.5.1.1. Правил содержится условие, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.

В п. 8.5.7.1. Правил указано, что собственники, пользователи земельных участков, предоставленных для индивидуальной застройки, а также садоводческих участков обязаны:

озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов.

не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями на вывоз мусора.

В п. 8.6.3. Правил установлена ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними возлагается:

на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части:

на руководителей предприятий, учреждений, организаций - на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-зашитных зон.

Заявитель считает указанные условия Правил незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

ООО «Башкирская лесопромышленная компания просит суд признать Правила благоустройства городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа г. ФИО1 от 24.05.2012 противоречащим федеральному законодательству и Конституции РФ в части:

п. 8.2.1. слов “и прилегающих территорий”;

п. 8.2.8. полностью;

п. 8.2.12 слов “либо на прилегающих территориях”;

п. 8.4.2. полностью;

п. 8.5.1.1. слов “Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.”;

п. 8.5.7.1. слов “озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов” и “не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями, на вывоз мусор”.

п. 8.6.3. слов “на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части” и слов “а также в пределах их санитарно-защитных зон’.’.

Также просит суд обязать Совет городского округа г. ФИО1 опубликовать резолютивную часть решения суда после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>

Представитель заявителя ООО «Башкирская лесопромышленная компания» по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Совета Городского округа г. Октябрьский по доверенности ФИО3 заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать на основании отзыва, представленного в материалы дела.

Представитель заинтересованного лица Административной комиссии Городского округа г. Октябрьский ФИО4 заявленные требования полагала необоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно осуществляется решение вопросов местного значения.

Согласно п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25 ч.1 ст. 16 в ред. ФЗ от 30.11.2011 № 361-ФЗ).

Согласно п.п. 8.2.1, 8.2.2, 8.5.1 методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, все физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать в Правилах обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий, а также содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.

При этом уборки иных территорий и содержание иных элементов благоустройства осуществляется органами местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования. Промышленные организации обязаны создавать защитные зеленые полосы, ограждать жилые кварталы от производственных сооружений, благоустраивать и содержать в исправности и чистоте выезды из организации и строек на магистрали и улицы.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Как следует из ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство.

Как установлено в судебном заседании, «Башкирская лесопромышленная компания» является обществом с ограниченной ответственностью, что подтверждается свидетельством Министерства РФ по налогам и сборам о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно п. 3.2 устава ООО «Башкирская лесопромышленная компания», утвержденного общим собранием участников ДД.ММ.ГГГГ года, общество для достижения целей своей деятельности вправе нести обязанности, может от своего имени приобретать и осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством обществам с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ административная комиссия городского округа г. ФИО1 признала ООО «Башкирская лесопромышленная компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» от 23.06.2011 года № 413-з, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Указано, что обществом не обеспечена своевременная и качественная очистка, уборка прилегающей территории по адресу: РБ, <адрес>, что является нарушением п. 8.2.1, 8.5.7.1 Правил благоустройства городского округа г. ФИО1. При составлении протокола от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, представитель ООО «Башкирская лесопромышленная компания» указал, что с протоколом не согласен, возражения намерен представить в письменном виде.

Однако, письменных доказательств, подтверждающих обжалование указанного документа, влекущих его отмену или изменение, заявителем не представлено. В судебном заседании установлено, что указанное постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.

Как показал в судебном заседании представитель заявителя по доверенности – ФИО2, по его мнению, в соответствии с нормами действующего законодательства, обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа возлагаются на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1, 3, 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Сторонами не оспаривается, что в соответствии с п. 8.5.1.1. Правил благоустройства городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан содержится условие, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.

Указанные выше обстоятельства, подтвержденные материалами дела, представителем заявителя не оспорены, соответствуют нормам действующего законодательства. Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, служит неопровержимым доказательством по делу, поскольку состоит в причинно-следственной связи с оспариванием Правил благоустройства городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Конституцией РФ.

Следует также отметить, что правила благоустройства приняты во всех муниципальных образованиях во всех регионах Российской Федерации. Это направлено на обеспечение соблюдения всеми хозяйствующими субъектами муниципального образования федерального законодательства в сфере экологии и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на повышение уровня благоустройства и содержания территории муниципального образования, создание благоприятной для жизни и здоровья людей среды обитания, не допущения загрязнения хозяйствующими субъектами территорий городского округа, что не возможно без определения пределов ответственности за благоустройством к конкретному хозяйствующему субъекту.

Ввиду вышесказанного, доводы заявителя о правомерности возложения обязанности по уборке негативных последствий своей жизнедеятельности на хозяйствующих субъектов, безосновательны, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

В силу п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Однако, оспариваемые заявителем положения правил благоустройства имеют публичный, а не частно-правовой характер, не противоречат нормам права и не обладают большей юридической силой.

В судебном заседании не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя – ООО «Башкирская лесопромышленная компания», поэтому суд, оценивая выше представленные доказательства по делу, не находит оснований к удовлетворению заявленных требований об оспаривании нормативного акта.

Поскольку суд находит заявленные требования об оспаривании нормативного акта не подлежащими удовлетворению, суд отказывает ООО «Башкирская лесопромышленная компания» в удовлетворении требований об обязании совета городского округа г. ФИО1 опубликовать резолютивную часть решения суда после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст.12,193,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ООО «Башкирская лесопромышленная компания» об оспаривании нормативно-правового акта отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд РБ.

Судья С.Ю. Большакова