РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 марта 2018 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казённому учреждению Исправительной колонии № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия об обязании совершить определённые действия,
установил:
истец ФИО1 обратился с иском к ответчику ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК по тем основаниям, что проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы. 28 июня 2016 г. был уволен со службы с должности <...> ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК. Указанное учреждение расположено в Сегежском районе, отнесённом к районам Крайнего Севера. В период с 01.01.2015 по 28.06.2016 ему выплачивались доплаты за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за переработку, ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, ежегодные разовые премии, ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе. При увольнении выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных на день увольнения. Однако в нарушение действующего законодательства на указанные выплаты не начислялись районный коэффициент 1,3 и процентная надбавка 50 % за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В связи с изложенным, истец просил обязать ответчика произвести доначисление и выплату денежного довольствия за период с 01.01.2015 по 28.06.2016 путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера на дополнительные выплаты: доплаты за работу в ночное время в сумме 784,64 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни – 5020,01 руб.; доплаты за работу сверх нормального количества рабочих часов – 566,22 руб.; ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей – 97 843,55 руб.; разовые премии добросовестное выполнение особо сложных задач - 4000 руб.; ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе - 44 392 руб., единовременное пособие при увольнении из уголовно-исполнительной системы - 154 000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия.
Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Представитель истца, действующая на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 предусмотрен специальный срок давности, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд полагала несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, действующая на основании доверенности ФИО3, заявленные требования не признала. Полагала, что истцом срок обращения в суд с настоящим иском пропущен.
Третье лицо УФСИН России по РК в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено. В направленных возражениях на исковое заявление представитель ФИО4 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что трудовое законодательство РФ не распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении ими обязанностей службы. Исходя из прямого указания нормативно-правовых актов, регулирующих начисление и выплату районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера, оснований для доначисления на заявленные истцом выплаты не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осуждёнными ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК. Приказом УФСИН России по РК от 17.06.2016 №... уволен со службы 27.06.2016.
В спорный период с 01.01.2015 по 27.06.2016 истцу начислялись и выплачивались: ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере 55 490 руб., ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 122 429,44 руб.; разовые премии добросовестное выполнение особо сложных задач - 5000 руб.; доплаты за работу в ночное время – 980,80 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни – 6275,01 руб.; доплаты за работу сверх нормального количества рабочих часов – 707,77 руб. 77 коп.; единовременное пособие при увольнении из уголовно-исполнительной системы - 192 500 руб.
Указанные выплаты произведены истцу без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Служба в органах уголовно-исполнительной системы является особым видом федеральной государственной службы, а поэтому льготы в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с нормативными актами, регулирующими служебные отношения с данной категорией лиц.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых.
Статьёй 24 указанного Закона установлено, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 283-ФЗ).
Статьёй 2 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Сотрудникам устанавливаются, дополнительные выплаты, в том числе: премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчёта трёх окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 12 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 % должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 % должностного оклада (п. 13 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
В силу п. 15 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее Порядок № 269).
Согласно п. 16 Порядка № 269, сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 час.) производится доплата из расчёта 20 % должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путём деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учётом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 настоящего Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п. 16 настоящего Порядка (п. 17 Порядка № 269).
Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учёт рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учётный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учёта рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка. При суммированном учёте рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учётный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учётном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 настоящего Порядка (п. 18 Порядка № 269).
В п. 48 Порядка № 269 содержатся аналогичные положения для применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия, предусмотренные п. 15 ст. 2 Федерального закона от 30 № 283-ФЗ.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в п. 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством РФ (п. 16 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» сотрудникам, проходящим службы в Сегежском районе Республики Карелия установлены размер районного коэффициента – 1,3 (п. 7 приложения к указанному постановлению), процентная надбавка за службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере до 50 % (п. 20 приложения к указанному постановлению).
Поскольку федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение федеральной государственной службы соответствующего вида, общие правила применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не определены, на сотрудников уголовно-исполнительной системы, действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется в соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.
Согласно ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
В судебном заседании установлено, что истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходил службу на основании заключённого контракта.
Применение положений Трудового кодекса РФ к возникшим между сторонами отношениям в связи с прохождением службы возможно в том случае, если эти отношения не урегулированы нормами права. Вместе с тем, порядок обеспечения сотрудников, проходящих службу в органах уголовно-исполнительной системы, денежным довольствием урегулирован федеральным законом и принятыми во исполнение подзаконными нормативными актами.
Статьёй 1 Закона РФ 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Указанный Закон не распространяет своё действие на сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из изложенных правовых норм, премии, денежные компенсации за выполнение обязанностей в ночное время, в выходные нерабочие праздничные дни, за выполнение обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, поощрительные выплаты за особые достижения в службе входят в состав денежного довольствия уголовно-исполнительной системы и при расчёте таких денежных компенсаций применяется должностной оклад без учёта каких-либо дополнительных выплат. Федеральным законом № 283-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 не предусмотрено применение районного коэффициента и процентной надбавки при начислении указанных выплат.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности произвести доначисление и выплату денежного довольствия за период с 01.01.2015 по 27.06.2016 путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера, на дополнительные выплаты: доплаты за работу в ночное время в сумме 784,64 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни – 5020,01 руб.; доплаты за работу сверх нормального количества рабочих часов - 566,22 руб.; ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей – 97 843,55 руб.; ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе - 44 392 руб., не имеется.
Разрешая вопрос в части возложения на ответчика обязанности произвести доначисление и выплату единовременного пособия при увольнении из уголовно-исполнительной системы путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в этой части исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 л. и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
При увольнении ФИО1 произведена выплата единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания в связи с тем, что его стаж на момент увольнения в календарном исчислении составил 24 г. 04 мес. 22 дн.
Исходя из изложенных правовых норм, право на единовременное пособие возникает только при увольнении сотрудника со службы, не входит в состав денежного довольствия, выплачивается однократно, рассчитывается с применением оклада денежного содержания.
При этом Федеральным законом № 283-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 не предусмотрено применение районного коэффициента и процентной надбавки при начислении единовременного пособия при увольнении.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности произвести доначисление и выплату разовой премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, исходя из следующего.
Согласно п. 7 приложения № 2 к приказу ФСИН России от 27.05.2013 № 269 в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия (за счёт экономии денежных средств), сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.
Таким образом, разовые премии не включены в состав денежного довольствия, начисляются в виде конкретной суммы, размер которой зависит от размера экономии денежных средств, Федеральным законом № 283-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 применение районного коэффициента и процентной надбавки при начислении разовых премий не предусмотрено.
Суд находит заслуживающим внимания довод ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период до 03.10.2016) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Пунктом 8 приложения № 1 к приказу ФСИН России от 27.05.2013 № 269 предусмотрено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
Пунктом 23 Порядка № 269 определено, что перерасчёт денежного довольствия производится в следующих случаях: 1) при предоставлении сотрудниками или поступлении в учреждения и органы УИС документов, подтверждающих ранее не известные и не учтённые в личных делах периоды службы сотрудников. При этом денежное довольствие во вновь установленных размерах выплачивается за все подтверждённое время, но не более чем за три года; 2) если денежное довольствие сотрудникам выплачивалось в меньших, чем следовало, размерах, но не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты или предъявления претензии (гражданского иска).
При этом п. 23 указанного Порядка не содержит указание на сроки обращения в суд.
Таким образом, учитывая положения ст. 392 Трудового кодекса РФ, сроки выплаты денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы, дату увольнения 27.06.2016, дату обращения истца в суд (исковое заявление подано в суд 18.01.2018), суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском истёк 28.09.2016. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска истцом срока давности в материалах дела отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы стороны истца о том, что истец узнал о нарушенном праве только из расчётных листков, которые он получил в связи с подготовкой иска в суд, суд находит несостоятельными по тем основаниям, что как установлено в судебном заседании, истец ежемесячно получал заработную плату, в связи с чем, был осведомлён о размере оплаты труда в соответствии с заключённым контрактом. Согласно пояснениям стороны ответчика, расчётные листки выдавались работникам исправительного учреждения за каждый отработанный месяц. Согласно пояснениям стороны истца, расчётные листки получены истцом в рамках подготовки иска в суд. Вместе с тем, допустимых доказательств, объективно препятствовавших истцу обратиться к работодателю за получением расчётных листков в период исполнения служебных обязанностей, в трёхмесячный период после увольнения с целью выяснения составных частей оплаты труда, в судебное заседание не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка:
решение в окончательной форме