Дело № 2-330/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Молодцовой Л.И.,
при секретаре Павловой Т.В.,
с участием истца – помощника прокурора Котельниковского района Волгоградской области Шенина В.В.,
представителя ответчика администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области – Главы администрации ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-330/2021 (УИД 34RS0022-01-2021-000591-76) по иску прокурора Котельниковского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности,
установил:
прокурор Котельниковского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой в деятельности администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области установлены нарушения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, в частности, при входе в здание администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: ул.Центральная д.14 х.ФИО3, Котельниковский район, Волгоградская область, не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема для инвалидов по зрению, отображающая информацию о помещениях в здании, что нарушает права неопределенного круга лиц, граждан, являющихся инвалидами по зрению, которые могут обратиться в администрацию Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по вопросам, относящимся к ведению администрации.
С учетом изложенного, истец просит суд обязать администрацию Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области установить при входе в здание администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: ул.Центральная д.14 х. ФИО3, Котельниковский район, Волгоградская область, информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец помощник прокурора Котельниковского района Волгоградской области Шенин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области – Глава администрации ФИО2, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в настоящее время администрацией принимаются меры к устранению нарушений законодательства (заключен договор, оплачены услуги), однако по состоянию на 23 августа 2021 года тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема для инвалидов по зрению при входе в здание администрации не установлена.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места и предусматривать оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пунктам 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно положениям Приложения Б (Термины и определения, применяемые в текстах сводов правил комплекса 35) «СП 35-101-2001. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», объекты социальной инфраструктуры представляют собой здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по представлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений.Согласно пункту 6.5.2 СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.
Применяемые средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, в пределах предприятия, транспортного маршрута и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 8.1.6 СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой в деятельности администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области установлены нарушения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, а именно, при входе в здание администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, х. ФИО3, ул.Центральная д.14, не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема для инвалидов по зрению, отображающая информацию о помещениях в здании.
Согласно сообщению администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 25 июня 2021 года № 347, в здании администрации отсутствует тактильная мнемосхема для инвалидов.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области пояснил, что между администрацией и ИП ФИО1 26 июля 2021 года заключен договор на изготовление мнемосхемы, произведена оплата товара, однако до настоящего времени мнемосхемы не изготовлены и не установлены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в здании администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, что нарушает права неопределенного круга лиц, граждан, являющихся инвалидами по зрению, которые могут обратиться в администрацию Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по различным вопросам, в том числе по вопросам, связанным с реализацией данным органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросам предоставления муниципальных услуг и др., в связи с чем, суд считает необходимы возложить на администрацию Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области обязанность установить при входе в здание администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, х. ФИО3 ул.Центральная д.14, информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку изготовление и установка тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании требует значительных временных затрат, суд считает возможным, определить срок, в течении которого ответчик обязан установить при входе в здание администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Котельниковского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на администрацию Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, обязанность в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, установить при входе в здание администрации Майоровского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, х. ФИО3 ул.Центральная д.14, информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2021 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.И.Молодцова