ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-330/2022 от 28.01.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-330/2022 (2-7109/2021;)

59RS0007-01-2021-007204-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием директора Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования» ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО5, представителя ответчика по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Перми гражданское дело по исковому заявлению Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования» к ФИО2 о возложении обязанности принять изменения в Устав, утверждении изменений в Устав; по встречному исковому заявлению ФИО2 к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования», ФИО1 об обязании утвердить изменения в Устав, возложении обязанности принять и внести изменения в Устав,

У С Т А Н О В И Л:

АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 о возложении обязанности принять изменения в Устав, утверждении изменений в Устав.

Свои требования, истец обосновал тем, что 20 апреля 2021 года Министерством образования и науки Пермского края в адрес АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» вынесено предписание № 134, согласно пункту 1.2. которого, предписано внести изменения в Устав Центра в части определения порядка выступления органов управления от имени образовательной организации.

В соответствии с п. 3 предписания № 134 был установлен срок для его исполнения до 12 октября 2021 года, в случае неисполнения предписания в установленный срок установлена административная ответственность по части 1 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях исполнения предписания и приведения устава Центра в соответствия с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учредителем ФИО4 был подготовлен проект изменений в Устав следующего содержания:

1 п. 4.9.Директор назначается на срок не более 5 лет. Директор может назначаться на указанный срок неограниченное количество раз. п. 4.9.Директор назначается на срок 5 лет. Директор может назначаться на указанный срок неограниченное количество раз.

2 п. 1.13. Надзор за деятельностью Центра осуществляют его учредители в порядке, предусмотренном его Уставом, п. 1.14. Центр предоставляет возможность учредителям знакомиться с документами, подтверждающими право Центра на имущество, находящееся на его балансе, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности, информацией предоставляемой органам государственной статистики и налоговым органам и иным государственным органам и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

п. 1.15. Учредители имеют право знакомиться с протоколами коллегиальных органов управления Центра, годовыми отчетами, актами проверок государственных надзорных органов, п. 1.16. Размер и структура доходов Центра, а также сведения о размерах и составе имущества Центра, о его расходах, численности и составе работников, об оплате их труда не могут быть предметом коммерческой тайны.

3 п. 4.35. Органы управления Центра: Совет Центра,

Общее собрание работников Центра и Педагогический

совет Центра не могут выступать от имени

образовательной организации.

4 п. 4.25. Педагогический совет осуществляет следующие функции:

- утверждает планы работы Центра;

- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников;

- рассматривает и принимает Положения (локальные нормативные акты), касающиеся учебной деятельности Центра;

- утверждает образовательные программы (учебные планы и программы) для профессиональной подготовки, переподготовки, и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих; программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. п. 4.25. Педагогический совет осуществляет следующие функции:

- утверждает планы работы Центра;

- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников;

- рассматривает и принимает Положения (локальные нормативные акты), касающиеся учебной деятельности Центра;

- принимает образовательные программы (учебные планы и программы) для профессиональной подготовки, переподготовки, и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих; программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все предложенные изменения соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и направлены на исполнение предписания № 134.

Согласно пункту 4.2. Устава центра высшим постоянно действующим органом управления Центра является Совет Центра, в который входят только учредители.

В соответствии с пунктом 4.3. Устава к исключительной компетенции Совета Центра относится решение вопроса об изменении и дополнении Устава, утверждение новой редакции Устава Центра.

Согласно пункту 4.5 Устава решения Совета Центра по вопросам исключительной компетенции, принимаются единогласно.

24 июня 2021 года в 11.00 час было проведено очередное заседание Совета Центра АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», согласно которому было принято решение принять дополнение и изменения в Устав, подготовленные учредителем ФИО1, полностью за исключением пункта 1.17.

В виду уклонения учредителя ФИО2 от подписания в дальнейшем протокола № 58 от 24.06.2021 года в его адрес 19.07.2021 года было направлено письмо с приложением протокола № 58, дополнениями и изменениями в Устав.

На направленное письмо получен ответ, согласно которому ответчик отказался от подписания протокола № 58 от 24 июня 2021 года.

В случае не исполнения предписания № 134 и невнесения изменений в Устав, Центр будет привлечен к административной ответственность по части 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае длительного бездействия ответчика по принятию изменений в Устав, направленных на приведение его в соответствие с требованиями действующего законодательства, Центр будет неоднократно привлечен к административной ответственности и как следствие не сможет осуществлять свою деятельность ввиду приостановления лицензии.

Внесение изменений возможно только при участии ответчика, ответчик бездействует, изменения требуются в соответствии с законом, без их внесения Центр не сможет продолжать свою деятельность в дальнейшем.

Таким образом, ответчик в силу положений пункта 4 ст. 65.2 ГК РФ обязан принимать участие во внесении изменений в Устав Центра.

На основании изложенного, просит суд обязать ответчика принять изменения в Устав АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» следующего содержания: п.4.9. Директор назначается на срок 5 лет. Директор может назначаться на указанный срок неограниченное количество раз; п. 1.13. Надзор за деятельностью Центра осуществляют его учредители в порядке, предусмотренном его Уставом; п. 1.14 Центр предоставляет возможность учредителям знакомиться с документами, подтверждающими право Центра на имущество, находящееся на его балансе, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности, информацией предоставляемой органам государственной статистики и налоговым органам и иным государственным органам и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации; п. 1.15. Учредители имеют право знакомиться с протоколами коллегиальных органов управления Центра, годовыми отчетами, актами проверок государственных надзорных органов; п. 1.16. Размер и структура доходов Центра, а также сведения о размерах и составе имущества Центра, о его расходах, численности и составе работников, об оплате их труда не могут быть предметом коммерческой тайны; п. 4.35. Органы управления Центра: Совет Центра, Общее собрание работников Центра и Педагогический совет Центра не могут выступать от имени образовательной организации; п. 4.25. Педагогический совет осуществляет следующие функции: утверждает планы работы Центра; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников; рассматривает и принимает Положения (локальные нормативные акты), касающиеся учебной деятельности Центра; принимает образовательные программы (учебные планы и программы) для профессиональной подготовки, переподготовки, и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих; программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утвердить вышеуказанные изменения в Устав АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования».

ФИО2 обратился со встречным исковым заявлением к АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», ФИО1 об обязании утвердить изменения в Устав, возложении обязанности принять и внести изменения в Устав.

Свои требования мотивировал тем, что поданное исковое заявление АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» основано на документах, которые не отвечают: ни уведомлению о проведении внеочередного заседания Совета Центра, которые поступили на электронную почту ФИО2 17.06.2021, ни проекту изменений в устав АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», который к нему также одновременно поступили с Уведомлением от 17.06.2021 на электронную почту, ни повестке дня заседания Совета Центра АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования».

То есть, представленные директором АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» ФИО1 документы в суд: являются не соответствующими действительности: событию, связанному с заседанием Совета Центра.

ФИО2 является одним из учредителей АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», вторым учредителем и одновременно директором является ФИО1

20.04.2021, 28.04.2021 проведены проверки Управлением Министерства образования и науки Пермского края; Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю.

Проверки выявили ряд нарушений, которые АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» следовало устранить.

Управление Министерства образования и науки Пермского края: несоответствие содержания Устава законодательству РФ об образовании, Уставом учреждения не предусмотрен порядок выступления органов управления от имени образовательной организации, нарушение требований к структуре и наполнении сайта образовательного учреждения установленным требованиям, официальный сайт организации в сети Интернет соответствует установленным требованиям.

Учреждением с превышением полномочий принят локальный нормативный акт Положение о порядке аттестации педагогических работников в АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» (утвержден директором 20.04.2016), в учреждении не принят локальный акт, регулирующий порядок и основание перевода, отчисления и восстановления обучающихся.

При этом, лицом, допустившим нарушения, был признан директор ФИО1, поскольку подавляющее число нарушений не связано с содержанием Устава.

Пришедший на электронную почту ФИО2 проект изменений в Устав, который и обсуждался на заседании Совета Центра 24.06.2021, свидетельствуют о недобросовестности ФИО1

В действительном проекте внесения изменений в Устав п. 4.9 предлагался исключительно в одном варианте и учредителем ФИО2: «директор назначается на срок три года. Директору запрещается заключать договоры стоимостью более 300 тысяч рублей; в одностороннем порядке менять (изменять) свой договор с работодателем; определять без согласования с Советом центра размер своего вознаграждения (премии) по результатам работы за квартал (полугодие, год). Таким образом, п. 4.9 – указанный в исковом заявлении является фальсификацией проекта, который направлялся ФИО2 и обсуждался, согласно Повестке дня на внеочередном заседании Совета Центра 24.06.2021.

В связи, с чем ФИО2 отказался подписывать сфальсифицированные документы, а исковые требования считает, основаны на подложных документах.

На основании изложенного, просит суд обязать ФИО1 утвердить изменения в Устав АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» в соответствии с проектом изменений в Устав АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» от 17.06.2021 года и Решением внеочередного заседания Совета Центра АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» от 24.06.2021 года в части: п. 1.13 Контроль за деятельностью Центра осуществляют его учредители в порядке, предусмотренном его Уставом; п. 1.14 Центр предоставляет возможность учредителям знакомиться с документами, подтверждающими право Центра на имущество, находящееся на балансе, состоянием и достоверностью бухгалтерского учёта и отчётности, информацией предоставляемой органами государственной статистики и налоговым органам и иным государственным органам и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации; п. 1.15. Учредители имеют право знакомиться с протоколами коллегиальных органов управления Центра, годовыми отчётами, актами проверок государственных надзорных органов; п. 1.16. Размер и структура доходов Центра, а также сведения о размерах и имуществе Центра, о его расходах, численности и составе работников, об оплате их труда не могут быть предметом коммерческой тайны; п. 4.3. (дополнить) К исключительной компетенции Совета Центра относится: рассмотрение и утверждение штатного расписания, положения о коллегиальных органах, должностных инструкций руководителей подразделений Центра; рассмотрение и утверждения локальных нормативных актов; рассмотрение и одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; п. 4.6.1. Права и компетенция учредителей: учредители осуществляют надзор за деятельностью директора и центра в целом и контролируют исполнение решений Совета Центра; любой документ, содержащий сведения о деятельности центра, для учредителей не может быть предметом тайны и должен быть представлен директором по первому требованию учредителя; внеочередное заседание Совета Центра может быть созвано в любое время по инициативе любого учредителя; аудиторская проверка центра осуществляется по требованию любого из учредителей; взаимоотношения между учредителями центра регулируются локальным нормативным документом «Соглашение между учредителями АНО ДПО «ПЦПО», п. 4.9. Директор назначается на срок три года. Директору запрещается: заключать договоры стоимостью более 300 тысяч рублей; одностороннем порядке менять (изменять) свой договор с работодателем; определять без согласования с Советом Центра размер своего вознаграждения (премии) по результатам работы за квартал (полугодие, год), п. 6.4. – исключить, п. 4.25 Педагогический совет осуществляет следующие функции: утверждает план работы Центра; заслушивает информацию и отчёты педагогических работников; рассматривает и принимает Положения (локальные нормативные акты), касающиеся учебной деятельности центра; принимает образовательные программы (учебные планы и программы) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих; программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; п. 4.35 Органы управления Центра: Совет Центра, Общее собрание работников Центра и Педагогический совет Центра не могут выступать от имени образовательной организации; Обязать АНО ДПО «ПЦПО» принять и внести изменения в Устав АНО ДПО «ПЦПО» в соответствии с Решением внеочередного заседания Совета Центра АНО ДПО «ПЦПО» от 24.06.2021.

Директор АНО ДПО «ПЦПО» ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, со встречными исковыми требованиями не согласился, дополнительно пояснил, что прошло две проверки, определены нарушения, второй учредитель желает внести поправки, которые не соответствуют законодательству.

Представитель АНО ДПО «ПЦПО» по доверенности ФИО5 на доводах иска настаивал, дополнительно пояснил, что ФИО2 направлялось уведомление и таблица, ФИО2 не направлял ни одного письма, в целях урегулирования спора, были проведены собрания, на которые ФИО2 не явился.ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ФИО2 по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, указанным во встречном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении встречного искового заявления, дополнительно пояснил, что проект изменений в Устав, который указан в исковом заявлении, является фальсификацией, совершенно другой проект рассматривался на внеочередном заседании учредителей, не тот который был направлен ФИО2

Суд, заслушав мнения участников судебного заседания, изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 1, 4 ст. 14 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организацией. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, определен пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, может быть расширен, но не может быть сокращен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно ст. 26 указанного закона единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится и педагогический совет, а также могут формироваться управляющий совет, и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

В силу ч. 2 ст. 30 указанного закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Частью 6 ст. 51 Федерального закона N 273-ФЗ определено, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии со ст. ст. 26 - 28 названного Закона и уставом образовательной организации.

Судом установлено, что учредителями автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования» являются ФИО2 и ФИО1, что подтверждается п. 1.4 Устава, выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 26,41).

20.04.2021 Министерством образования и науки Пермского края проведена проверка в отношении АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», в результате которой выявлены нарушения обязательных требований, а именно установлено, что уставом учреждения не предусмотрен порядок выступления органов управления от имени образовательной организации.

28.04.2021 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю проведена проверка в отношении АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», в результате которой выявлены нарушения, а именно в нарушение п. 4.9 Устава, который не содержит указания на конкретный период времени, исчисляемый годами, месяцами, неделями, днями, часами, в течение, которого действуют полномочия директора организации.

На основании данных проверок, 17.06.2021 директором АНО ДПО «ПЦПО» ФИО1 в адрес второго учредителя ФИО2 направлено уведомление о проведении внеочередного заседания Совета Центра АНО ДПО «ПЦПО», а также направлен проект изменений в Устав по предложению учредителей: ФИО1, ФИО2, в котором отражено в каком виде предполагаются изменения, исходя из предложений каждого из учредителей (л.д. 64, 65-67).

24.06.2021 учредителем ФИО1 проведено заседание Совета Центра АНО ДПО «ПЦПО», на заседании Совета Центра было принято единогласное решение об утверждении предложений учредителя ФИО1 за исключением изменений п. 1.17 Устава, отражающих требования контролирующих органов. На данном заседании второй учредитель ФИО2 отсутствовал.

16.07.2021 в адрес ФИО2 направлено письмо, согласно которому ФИО1 направляет в адрес ФИО2 протокол очередного собрания № 58 от 24.06.2021, который необходимо подписать, либо изложить доводы на основании которых ФИО2 отказывается от подписания протокола, а также дополнения и изменения, вносимые в Устав.

21.07.2021 учредитель АНО ДПО «ПЦПО» ФИО2 направил в адрес учредителя АНО ДПО «ПЦПО» ФИО1 сообщение, согласно которому сообщил, что протокол № 58 от 24.06.2021 заседания Совета Центра АНО ДПО «ПЦПО», председателем ФИО2 подписан не будет (л.д. 24).

08.11.2021 и 15.11.2021 в адрес учредителя АНО ДПО «ПЦПО» ФИО2, учредителем АНО ДПО «ПЦПО» ФИО1 направлены: уведомление о проведении внеочередного заседания Совета Центра АНО ДПО «ПЦПО» с повесткой дня о внесении изменений и дополнений в Устав АНО ДПО «ПЦПО», а также проект изменений, вносимых в Устав (л.д. 151, 152).

Учредителем АНО ДПО «ПЦПО» ФИО2 был направлен ответ, в котором сообщалось о невозможности принятия нового проекта изменений в Устав от 08.11.2021 (л.д. 153-154).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация (ч. 2): 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Являясь юридическим лицом, образовательная организация должны действовать на основании устава, который утверждается их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Таким образом, можно выделить две категории уставных положений - существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Ряд обязательных положений вносятся в устав образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации.

Из представленной в материалы дела копии устава АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования» в редакции 2016 года следует, что система органов управления Центром состоит из Совета Центра, директора Центра, коллегиальных органов управления Центра (п. 4.1 Устава).

Высшим постоянно действующим органом управления Центра является Совет Центра, в который входят только учредители (п. 4.2 Устава).

Пунктом 4.3 устава АНО ДПО «Пермский центр профессионального образования», определена исключительная компетенция Совета Центра, а именно в исключительную компетенцию Совета Центра входит: изменение и дополнение Устава, утверждение новой редакции Устава Центра; определение приоритетных направлений деятельности Центра, принципов формирования и использования его имущества; назначение на должность директора Центра и прекращение его полномочий; формирование органов управления и прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана Центра и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация Центра, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждение ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Центра.

Согласно п. 4.4, 4.5, 4.7 Устава, заседания Совета Центра правомочно, если на нем присутствуют оба учредителя. Решения Совета Центра по вопросам исключительной компетенции, принимаются единогласно. Каждый член Совета Центра имеет 1 голос (л.д. 30).

В соответствии с п. 8.1 Устава изменения и дополнения к Уставу утверждаются решением Совета Центра и подлежат государственной регистрации (л.д. 36).

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" участник корпорации обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия этих решений (пункт 4 статьи 65.2 ГК). К таким решениям, в частности, относятся решения о назначении единоличного исполнительного органа или членов совета директоров, а также о внесении изменений в устав, если они требуются в соответствии с законом и без их внесения корпорация не сможет продолжать свою деятельность.

Согласно пункту 4 ст. 65.2 ГК РФ участник (учредитель) обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 65.1, 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", приходит к выводу, что на учредителей Центра не возлагается обязанность голосовать определенным образом; оснований полагать, что учредители уклоняются от участия в собраниях Совета Центра, не установлено. В данном случае усматриваются разногласия, а также личное видение учредителей Центра, о том каким образом осуществлять административно-хозяйственную деятельность образовательной организации.

Таким образом, суд не вправе обязать учредителей АНО ДПО «ПЦПО» голосовать (принимать решения) по частным вопросам определенным образом; незаконность действий ФИО1 и ФИО2 при голосовании на Совете Центра не доказана.

Суд исходит из приоритетности конституционного статуса общественных объединений и закрепляющих его положений по отношению к гражданско-правовому статусу некоммерческого юридического лица и нормам ГК РФ. Так, оценивая содержание устава некоммерческой организации и действия ее органов управления, суд приходит к выводу на невозможность вмешательства в деятельность Центра и их внутриорганизационные отношения.

Цели АНО ДПО «ПЦПО» определяются его органами в соответствии с законом в пределах их компетенции. На суд не возложены управленческие функции, его задачей является применение норм права, а не проверка экономической целесообразности в сфере бизнеса как таковой.

Вмешательство суда во внутреннюю деятельность некоммерческой организации порождает неопределенность и угнетает инвестиционную и предпринимательскую активность, а также указание учредителям принимать те или иные решения, по которым у учредителей возникли разногласия.

В соответствии с вышеизложенным, принимая во внимание исключительную компетенцию Совета Центра по принятию решения по внесению изменений, дополнений в Устав образовательной организации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования» к ФИО2 о возложении обязанности принять изменения в Устав, утверждении изменений в Устав; в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования», ФИО1 об обязании утвердить изменения в Устав, возложении обязанности принять и внести изменения в Устав.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования» к ФИО2 о возложении обязанности принять изменения в Устав, утверждении изменений в Устав; встречных исковых требований ФИО2 к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессионального образования», ФИО1 об обязании утвердить изменения в Устав, возложении обязанности принять и внести изменения в Устав – отказать в полном объеме.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.Ф. Кочегарова

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2022 года.