Туапсинский городской суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Туапсинский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу № 2-331/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«16» февраля 2011 года Туапсинский городской суд
Краснодарского края в составе
председательствующего: Желдаковой В.П.,
с участием помощника Туапсинского межрайонного прокурора Березина С.В.,
представителя администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района - ФИО1, представившей доверенность от 05.08.2009 года;
При секретаре судебного заседания: Диденко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Туапсинского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района о признании незаконным бездействия, и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Туапсинский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко - культурного наследия в границах Туапсинского городского поселения, и обязании устранить нарушения закона.
Свои требования мотивировал тем, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия администрацией муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района расположены 50 объектов историко-культурного наследия. Данные объекты историко-культурного наследия, находятся на земельных участках, в границах Туапсинского городского поселения Туапсинского района. На указанные земельные участки, занимаемые объектами историко-культурного наследия, администрация муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила. В установленном порядке земельные участки под объекты историко-культурного наследия на территории Туапсинского городского поселения не формировались, их границы не устанавливались и участки не предоставлялись. В связи с чем, считает, что администрация МО Туапсинское городское поселение обязана устранить нарушения действующего законодательства РФ.
В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Березин С.В. требования заявления уточнил, пояснил, что на территории Туапсинского городского поселения существует 12 объектов культурного наследия, и земельные участки под 9 объектами, а именно: «Театр», расположенный по адресу <...>. «Дворец культуры моряков», расположенный в <...>, «Зенитка», установленная в честь воинов 73 зенитного артиллерийского полка, расположенная в <...>; памятник защитникам г. Туапсе в годы ВОВ, расположенный в г. Туапсе по. Октябрьской революции; братская могила советских воинов, расположенная в г. Туапсе мемориальный комплекс «Горка героев»; братская могила, советских воинов, и братская могила 102 советских воинов, расположенные в г. Туапсе район Приморская долина; памятник В.И. Ленину, расположенный в г. Туапсе площадь им. Ленина, могила ФИО2, расположенная в <...> в муниципальную собственность не оформлены. В связи с чем, просил признать незаконными бездействия администрации, с учетом уточненных в судебном заседании требований, и обязать устранить нарушения.
Представитель администрации МО Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО1, действующая по доверенности, требования заявления не признала, считает их необоснованными. Пояснила, что в настоящее время предпринимаются необходимые меры по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия. Указала, что в настоящее время зарегистрированы права муниципальной собственности на три земельных участка, на которых расположены объекты культурного наследия, а именно: по ул. М.Жукова 6, по ул. К.Маркса 17, ул. К.Маркса 54, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права. В обоснование своей позиции представила правоустанавливающие документы. Кроме того, указала, что в сентябре 2010 года в администрацию МО Туапсинского района переданы на согласование схемы места расположения границ трех земельных участков, на которых находятся объекты культурного наследия, и разрабатываются иные схемы границ. В связи с чем, считает, что со стороны администрации МО Туапсинское городское поселение отсутствует бездействие. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО Туапсинский район, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину и уважительность не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела либо рассмотрении дела в отсутствие их представителя не представили, в связи с чем, суд руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, рассматривает дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, считает, что требования Туапсинского межрайонного прокурора, учетом уточненных в судебном заседании, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Материалами дела установлено, в январе 2011 года Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия администрацией муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района расположены 12 объектов историко-культурного наследия. Данные объекты историко-культурного наследия, находятся на земельных участках, в границах Туапсинского городского поселения Туапсинского района..
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия, расположенные на территории Туапсинского городского поселения переданы в муниципальную собственность данного поселения.
Характер данной нормы предполагает активные действия тех субъектов, кому она адресована, выражающиеся в принятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся под кладбищами являются обязательством муниципальных образований.
Однако, как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, на земельные участки, на которых расположено 9 объектов культурного наследия, а именно: «Театр», расположенный по адресу <...>; «Дворец культуры моряков», расположенный в <...>, «Зенитка», установленная в честь воинов 73 зенитного артиллерийского полка, принимавших участие в защите города в 1942 г. от фашистских захватчиков, расположенная в <...>; памятник защитникам г. Туапсе в годы гражданской и ВОВ, расположенный в г. Туапсе площадь Октябрьской революции; братская могила 5 советских воинов, погибших в боях с фашистами в 1942 году, расположенная в г. Туапсе мемориальный комплекс «Горка героев»; братская могила, советских воинов, и братская могила 102 советских воинов, расположенные в г. Туапсе район Приморская долина; памятник В.И. Ленину, расположенный в г. Туапсе площадь им. Ленина, могила ФИО2, расположенная в <...> администрация муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила.
Доводы, представителя администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о том, что предприняты необходимые меры, направленные на оформление права муниципальной собственности, в том числе разработана схема границ земельного участка, которые направлены на согласование в администрацию МО Туапсинский район, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не могут рассматриваться как основание для отказа в иске прокурора. Так, в период с момента образования Туапсинского городского поселения Туапсинского района, т.е. с 2008 года по настоящее время, администрацией не принято необходимых, достаточных мер, направленных на своевременное оформление права муниципальной собственности на объекты недвижимости. Каких - либо объективных данных, свидетельствующих об уважительности причин затягивания совершения действия, ставшего предметом судебного разбирательства, администрацией Туапсинского городского поселения, не представлено.
Также, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Туапсинского городского поселения, отсутствует надлежащий контроль, что свидетельствует о фактическом бездействии с их стороны, и что находится в противоречии с положениями законодательства РФ, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Туапсинского межрайонного прокурор в части признания бездействия администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко - культурного наследия в границах Туапсинского городского поселения, и обязании устранить нарушения закона, обоснованны, и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено бездействие органа местного самоуправления в данной части. Доказательств обратного со стороны администрации МО Туапсинское городское поселение не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод граждан, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Соответственно администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района необходимо устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, расположенные на территории МО Туапсинское городское поселение, на которых расположены объекты культурного наследия.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление Туапсинского межрайонного прокурора - удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко - культурного наследия в границах Туапсинского городского поселения.
Обязать администрацию МО Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в установленном законом порядке, устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.
Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2011 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2011 года.
Председательствующий: ____________