ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-331 от 23.11.2011 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

                                                                                    Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-331/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» ноября 2011 года п. Хандыга

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой М.М.,

с участием помощника прокурора Томпонского района Игнатьева Н.Ю.,

при секретаре Захаровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томпонского района в интересах Прокопьева Валерия Сергеевича к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, к муниципальному району «Томпонский район» об обязании предоставить жилое помещение Прокопьеву В.С.,

у с т а н о в и л :

Прокурор Томпонского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Прокопьева В.С. к казне РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) о взыскании субвенций в размере 720000 руб. на приобретение жилья детям-сиротам, обязании перечислись в 3-х месячный срок сумму субвенции на расчетный счет МР «Томпонский район, к МР «Томпонский район» об обязании с момента выделении субвенции предоставить отдельное жилое помещение Прокопьеву В.С. площадью не менее 32 кв.м. указывая на то, что в прокуратуру Томпонского района обратился Прокопьев В.С., лицо из числа детей-сирот с заявлением о защите её прав на жилье. В ходе проверки установлено, что Прокопьев В.С.., 04.11.1991 года рождения, состоит на учете нуждающихся в жилье по категории внеочередников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Мать *К* лишена родительских прав, отец *С* умер *Дата*. Прокопьев В.С. воспитывался под опекой *Е*. Опека была установлена постановлением *Номер* главы МР «Томпонский район» *Дата*. *Дата* Прокопьеву В.С. исполнилось 18 лет. До настоящего времени жилье Прокопьеву В.С. не предоставлено, в связи с чем, он вынужден проживать с семьей опекуна. Постановлением главы MP «Томпонский район» № 374 от 12.04.2011 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью на 2011 год. Прокопьев В.С. состоит в указанном списке под *Номер*. Тем самым органами государственной власти РС (Я), органами местного самоуправления нарушены конституционные права Прокопьева В.С. на жилище и требования федерального законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Томпонского района РС (Я) Игнатьев Н.Ю. изменил исковые требования в части и просит взыскать с казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) субвенцию в размере 720000 руб. на приобретение жилья детям-сиротам, обязать перечислись в 3-х месячный срок сумму субвенции на расчетный счет МР «Томпонский район», МР «Томпонский район» обязать предоставить на основании договора социального найма отдельное жилое помещение Прокопьеву В.С. площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пояснив вышеизложенное.

В соответствии со ст. 45 ч. 2 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В связи с тем, что на основании ст. 39 ГПК РФ изменение основания или предмета иска право истца, суд принимает изменение иска и дело подлежит рассмотрению в рамках уточненных исковых требований.

Представитель ответчика Казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) *Г* по доверенности на судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещен. В адрес суда направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении искового заявления, а также направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия и направлении им копии решения суда.

Также в судебное заседание не явился Прокопьев В.С., лицо, в чьих интересах подан иск, хотя надлежащим образом извещен, о причинах неявки суд не известил.

В связи с этим с согласия сторон, дело рассматривается в отсутствии Прокопьева В.С., а также представителя ответчика казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я).

Из письменного отзыва представителя казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) установлено, что они исковые требования не признают в полном объеме, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещении для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, возложены на органы местного самоуправления. Объем субвенций по каждому муниципальному образованию определяется заранее с учетом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, установленных Законом PC (Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год. Причина, по которой лицам из числа детей-сирот до настоящего времени не предоставлено жилье, заключается в том, что в государственном бюджете предусмотрено недостаточно денежных средств для предоставления жилья детям-сиротам, а также это связано с бюджетными правоотношениями, участником которых лицо из числа детей-сирот не является. В такой ситуации взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда. Таким образом, оснований для возложения ответственности на Министерство финансов Республики Саха (Якутия) отсутствуют.

Представитель ответчика МР «Томпонский район» Миналта Т.В. по доверенности измененные исковые требования в части обязания предоставить жилье не согласилась и суду пояснила, что действительно обязанность по предоставлению жилья на МР «Томпонский район» возложена законодательством. При этом жилье предоставляется при выделении субвенции из федерального и республиканского бюджета. На 2011 год такая субвенция МР была выделена и она распределена согласно списку очередников. Выделенной субвенции не хватает на всех очередников и по мере поступления субвенции обязанности МР выполняются. В случае выделении субвенции для приобретения жилья Прокопьеву В.С. они согласны выделить ему жилое помещение.

Представитель органа опеки и попечительства МР «Томпонский район» Будко Л.П. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Прокопьев В.С. действительно состоит в списке на получение жилого помещения утвержденного постановлением главы МР «Томпонский район» № 374 от 12.04.2011, под *Номер* и до настоящего времени ему не выделено жилое помещение.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Прокопьев В.С., *Дата* года рождения, является сиротой, состоит на учете нуждающихся в жилье по категории внеочередников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года. Постановлением главы МР «Томпонский район» № 347 от 12.04.2011 внесен в список на обеспечение жилой площадью в 2011 году под номером очереди – *Номер*. Согласно справки, выданной главой МО «Поселок Хандыга», Прокопьев В.С. жилое помещение по договорам социального найма в поселковой администрации не получал.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регулируется Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством объектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Так, в ст. 85 Бюджетного Кодекса РФ определено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом РС (Я) от 16.12.2009 770-З № 459 –VI «О внесении изменений и дополнений в Закон РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с положениями Закона PC (Я) от 31.03.2005 № 225-З № 457-Ш «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» в случае не сохранений ранее закрепленного жилого помещения, обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления. Так, в соответствий с ч. 2 ст. 6 указанного закона установлено, что в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда РС (Я), предоставляемыми органами исполнительной власти РС (Я), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном конкретном случае на МР «Томпонский район».

При этом согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу ч. 3 ст. 20 вышеуказанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Финансовые средства, необходимые для реализации данной жилищной гарантии предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ в виде субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субъекты РФ в свою очередь предусматривают в своих бюджетах финансовые средства в форме субвенций для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий по обеспечению жилым помещениями детей-сирот.

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Положения «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397, детям-сиротам предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я) по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п. 1.5 Положения при отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ.

Физические лица в этом перечне не указаны, в связи, с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса. Действующее законодательство РФ не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями, следовательно, изменение размеров межбюджетных трансфертов по требованиям физических лиц не производятся.

Эти бюджетные правоотношения урегулированы постановлением правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа». Объем субвенций образованию определяется заранее с учетом количества детей оставшихся без попечения родителей в пределах средств, установленных законом РС (Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год.

В такой ситуаций взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда.

В связи с этим требования прокурора в части взыскания с казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) и обязании о перечислении данной субвенции на счет МР «Томпонский район» являются незаконными и необоснованными и подлежащими отказу.

В части обязании МР «Томпонский район» предоставить по договору социального найма жилое помещение Прокопьеву В.С. суд считает данные требования обоснованными и законными в силу установленных выше обстоятельств. Судом установлено, что права Прокопьева В.С. нарушены, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, что не отрицается представителем МР «Томпонский район». В связи с нарушением своих прав он обратился к прокурору Томпонского района, о чем имеется его заявление, что является одним из способов защиты своих нарушенных прав.

В подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РС (Я) от 16.02.2011 № 493, обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено посредством выделения финансовых средств из бюджета РС (Я) в виде субвенций муниципальным образованиям республики на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам, а также за счет выделяемых федеральных субвенций на обеспечение жильем данной категории граждан.

В указанной подпрограмме прогнозируется в определенном объеме финансирование обеспечения жильем детей-сирот в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 годы, в том числе из федерального бюджета и из бюджета РС (Я).

В силу положений п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Постановления Правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397 «О порядке предоставлений субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я).

В соответствии с п. 2.9 Постановления орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма.

Судом установлено, что в 2011 году в бюджет МР «Томпонский район» согласно вышеперечисленных Законов РС (Я) поступило *Сумма* руб., а также из федерального бюджета *Сумма* руб. *Дата* вынесено распоряжение главы районной администрации «Томпонский район» *Номер* о приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, где установлен список из 7 человек. В данном списке Прокопьев В.С. не значится.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона РС (Я) от 30.05.2006 348-З № 711-111 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди, жилой площадью не ниже установленных законодательством РС (Я) социальных норм.

Социальные нормы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей законами РС (Я) не определены. Сходные отношения регулируются ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма», согласно которому норма предоставления одиноко проживающему человеку установлена в размере 32 кв.м.

С учетом этих обстоятельств суд считает, что следует обязать МР «Томпонский район» предоставить Прокопьеву В.С. жилое помещение на основании договора социального найма, в размере не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Томпонского района в интересах Прокопьева Валерия Сергеевича к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, к муниципальному району «Томпонский район» об обязании предоставить жилое помещение Прокопьеву Валерию Сергеевичу – удовлетворить частично.

Обязать муниципальный район «Томпонский район» предоставить Прокопьеву Валерию Сергеевичу жилое помещение на основании договора социального найма, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения решения суда через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: М.М. Григорьева