ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3310 от 19.07.2011 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Самары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. при секретаре Сагаевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3310/11 по иску Прокурора Куйбышевского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самары о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Куйбышевского района г. Самары проведена проверка исполнения органами государственной власти, местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки выявлено следующее: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя начальника ОДН г.о. Самара – заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № . Инспектором выявлены следующие нарушения:

-не проведена очистка вентиляционных систем, воздуховодов, чем нарушены ППБ 01-03 п. 78, ГОСТ 12.4.021-75;

-выходы на чердаки из лестничных клеток не оборудованы противопожарными люками 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8м, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п. 8.4;

-пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (покрытие пола на первом, втором и третьем этажах), чем нарушены требования ППБ01-03 п.п. 3, 53; СНиП 21-01-97, п. 6.25;

-пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (ступени лестничной клетки в правом крыле), чем нарушены требования ППБ 01-03 п.п. 3, 53; СНиП 21-01-97;

-используются приемники электроэнергии (электрораспределительные щитки в правом крыле лестничной клетки на первом, втором и третьем этажах, в коридоре со стороны пищеблока, в коридоре рядом со спортивным залом) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей (отсутствуют дверцы), чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 60.

Прокурор полагает, что органами местного самоуправления не обеспечивается надлежащее содержание здания образовательного учреждения – не предусматриваются необходимые денежные средства для обеспечения пожарной безопасности, не устраняются выявленные нарушения, способные стать причиной тяжких последствий в случае возникновения пожара.

В судебном заседании представитель прокуратуры Куйбышевского района поддержал иск, просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления незаконным и обязать их выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Представители ответчиков – Администрации г.о. Самара и привлеченного по определению суда Департамента образования иск не признали. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в суд не явился, о слушании дела извещен.

Представитель Администрации г.о. Самара пояснил, что проверка в школе № проводилась в ДД.ММ.ГГГГ, когда бюджет был уже сформирован. Дополнительные средства могут быть получены только путем внесения изменений в бюджет г.о. Самара. Иных денежных средств на финансирование работ по устранению требований пожарной безопасности не имеется. Полагает, что бездействия Администрацией не допущено, и что обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности не относятся к полномочиям Администрации.

Представитель Департамента образования пояснил, что департамент не относится в органам местного самоуправления и законом на него не возлагаются обязанности по содержанию зданий школ, однако, он изыскал возможность для направления денежных средств на устранение части выявленных в результате проверки нарушений – школе выделены денежные средства в сумме около двух миллионов руб. на замену линолеума на путях эвакуации.

Представитель третьего лица – директор школы № пояснила, что неоднократно обращалась в Департамент образования с ходатайствами о выделении денежных средств на нужды школы, в том числе и на противопожарные мероприятия. В настоящее время полученных денежных средств достаточно только на ремонт путей эвакуации. На устранение иных нарушений требуется не менее 170 тыс. руб., а собственных средств у школы не имеется.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично:

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процессе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые за счет собственных средств.

Как видно из представленной директором школы № переписки, ею неоднократно запрашивались у Департамента образования дополнительные денежные средства на противопожарные мероприятия. Так, из письма школы от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в титул капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ были предусмотрены денежные средства на замену линолеума на путях эвакуации в школе №, однако, деньги выделены не были. Предписания по отделке путей эвакуации несгораемыми материалами выдавались школе с ДД.ММ.ГГГГ, однако, денежные средства на это были выделены только в ДД.ММ.ГГГГ, после многочисленных обращений директора школы №.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 24.09.10 г. № 1186 утверждена долгосрочная целевая программа городского округа Самара «Пожарная безопасность городского округа Самара» на 2011 – 2013 годы. Для Департамента образования как главного распорядителя денежных средств предусмотрено выделение денежных средств на испытания электропроводки и электроприборов; установку противопожарных дверей; демонтаж сгораемой отделки на путях эвакуации и замена ее на несгораемую; очистку систем вентиляции; установку противопожарных люков.

Таким образом, довод представителя администрации города о том, что осуществление противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях не относится к ее компетенции, несостоятелен – долгосрочная программа сформирована именно администрацией города, заложенные в ней денежные средства являются основанием для учета их в бюджете городского округа. Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом г.о. Самара к компетенции администрации относится решение вопросом местного значения (ч. 1 ст. 25 Устава), а ст. 7 Устава относит к вопросам местного значения формирование, утверждение и исполнение бюджета городского округа Самара. Из этого следует, что участие в обеспечении финансирования противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях относится к компетенции и обязательствам администрации г.о. Самара.

Департамент управления имуществом г.о. Самара, относящийся в силу Устава г.о. Самара к органам местного самоуправления, наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, а также является учредителем муниципального образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Таким образом, федеральным законодательством ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на собственников имущества ( в данном случае уполномоченным лицом является Департамент управления имуществом) и на органы местного самоуправления.

Суд считает, что требования истца в части признания незаконным бездействия ответчиков удовлетворению не подлежат - ответчиками принимались меры к обеспечению финансирования противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях, но размер финансирования зависит суммы денежных средств, предусмотренной бюджетом на эти цели. Как видно из переписки директора школы № с Департаментом образования, денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ истребовались на замену покрытия пола на путях эвакуации. Эти средства школе были выделены. Иные нарушения были выявлены только в ДД.ММ.ГГГГ в процессе проверки и отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. денежные средства на устранение этих нарушений заранее не могли быть запланированы.

Не подлежит удовлетворению требование истца о возложении обязанности по устранению нарушений, отмеченных Актом № от ДД.ММ.ГГГГ в части отделки сгораемыми материалами путей эвакуации – согласно приказа Департамента образования городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № средней общеобразовательной школе № на замену сгораемой отделки на путях эвакуации выделено 1924565,55 руб.

Не подлежит удовлетворению иск к Департаменту образования администрации г. Самары, поскольку Департамент не относится к органам местного самоуправления, входит в структуру Администрации г.о. Самара, принимает меры в пределах своих полномочий к обеспечению противопожарных мероприятий в школе.

В остальной части иск подлежит удовлетворению: Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрация г. Самары обязаны устранить нарушения требований пожарной безопасности, отмеченные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку эти нарушения непосредственно влияют на возможность возникновения и распространения пожара. Нарушения выявлены в детском образовательном учреждении, несвоевременное устранение этих нарушений может привести к тяжким последствиям, поэтому судом не может быть принят во внимание довод ответчиков об отсутствии необходимых денежных средств на устранение нарушений, отмеченных в акте.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Куйбышевского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Департаменту управления имуществом и Администрации г.о. Самара удовлетворить частично – обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г. о. Самара принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в школе №  – п.п. 78, 3, 60 ППБ 01-03 (очистка вентиляционных систем и воздуховодов; оборудование выходов на чердаки противопожарными люками 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м; оборудование дверцами электрораспределительных щитов).

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

В окончательной форме решение изготовлено 20.07.11 года.

Судья О.В.Двоеглазова