ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3310/19 от 03.09.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи

03.09.2019 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Экостройсервис" к департаменту имущественных отношений администрации г.Сочи, ФИО1 о признании торгов недействительными, о признании сделки недействительной с применением последствий ее недействительности,

установил:

ООО "Экостройсервис" обратилось в суд о признании незаконным решения аукционной комиссии по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении ООО "Экостройсервис" от участия в аукционе по продаже объектов муниципальной собственности, по лоту : обыкновенные именные бездокументарные акции АО "Книги" в количестве 1170 штук номинальной стоимостью 1000 рублей за акцию, процент продаваемых акций в уставном капитале АО "Книги", о признании недействительным торгов от 31.01.2018, организованные департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи в отношении лота , о признании недействительным договора купли-продажи от 07.02.2018, заключенный между департаментом имущественных отношений администрации города Сочи и ФИО2 в отношении лота , о применении последствий признания недействительным договора купли-продажи путем возложения обязанности на департамент имущественных отношений администрации г.Сочи возобновить проведение торгов со стадии рассмотрения заявок для участия в аукционе по продаже муниципального имущества в электронной форме, поданных до 22.01.2018 в 23-00 часов от трех претендентов: ФИО2, ФИО3, ООО "Экостойсервис".

Свою позицию истец обосновал тем, что аукционная комиссия департамента имущественных отношений администрации г.Сочи по продаже объектов муниципальной собственности 26.01.2018 при определении участников аукциона по продаже 100 % акций АО "Книги" установила, что представленные ООО "Экостройсервис" в составе заявки документы не подтверждают его право быть покупателем муниципального имущества в соответствии с п.2 ст.66, п.6 ст.98 ГК РФ, п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в связи с чем оно не может быть допущено к участию в аукционе.

В частности, аукционная комиссия установила, что согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО "Экостройсервис" учреждено одним лицом и с даты создания имеет единственного участника с долей в уставном капитале общества 100 %.

Не согласившись с результатами комиссии ООО "Экостройсервис" обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на нарушение департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи процедуры торгов и порядка заключения договоров при проведении электронного аукциона по продаже акций АО "Книги", антимонопольным органом принято решение от 26.02.2018 № 36-Т/2018 о признании жалобы обоснованной.

Основанием для принятия решения послужил вывод УФАС по Краснодарскому краю о том, что в требованиях к участнику, указанных в информационном сообщении о проведении аукциона, отсутствует указание на необходимость подтверждения права претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ.

Учитывая изложенное, а также решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2018 по делу № А32-11576/2018 о признании законным решения УФАС по Краснодарскому краю от 26.02.2018 № 36-Т/2018 о признании обоснованной жалобы ООО "Экостройсервис" на действия организатора торгов департамента при проведении аукциона в электронной форме по приватизации акций АО "Книги", истец полагает, что итоги торгов, проведенных 31.01.2018, должны быть признаны недействительными, договор купли-продажи от 07.02.2018 - признан недействительной сделкой с применением последствий недействительности такой сделки.

Представитель ООО "Экостройсервис" в судебное заседание не явился дважды, надлежаще извещен о дате и времени судебного заседания.

Представитель департамента имущественных отношений администрации г.Сочи ФИО4 просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке абз.8 ст.222 ГПК РФ.

Ответчик ФИО1, третье лица без самостоятельных требований администрация г.Сочи в судебное заседание не явились, извещались судом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

27.12.2017 департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации г.Сочи sochiadm.ru и на сайте универсальной торговой платформы ЗАО "Сбербанк-АСТ" было размещено информационное сообщение о продаже 100 % акций АО "Книги", являющихся собственностью муниципального образования город-курорт Сочи, путем проведения аукциона в электронной форме, соответствующее требованиям пунктов 3, 4 ст.15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Дата начала подачи заявок – 28.12.2017, дата окончания подачи заявок – 22.01.2018, дата определения участников аукциона – 26.01.2018, дата проведения аукциона в электронной форме и подведения его итогов – 31.01.2018. В установленный информационным сообщением срок для участия в аукционе поступило три заявки.

26.01.2018 при определении участников аукциона в электронной форме по продаже 100 % акций АО "Книги" аукционная (конкурсная) комиссия по продаже объектов муниципальной собственности установила, что представленные претендентом ООО "Экостройсервис" в составе заявки документы не подтверждают его право быть покупателем муниципального имущества в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем ООО "Экостройсервис" не может быть допущено к участию в аукционе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.01.2018, предоставленной ООО "Экостройсервис", общество учреждено одним лицом и с даты создания имеет единственного участника с долей в уставном капитале общества 100 %.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.01.2018, полученной департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи в день определения участников аукциона, сведения об участнике ООО "Экостройсервис" не изменились.

ООО "Экостройсервис", состоящее из одного участника, в соответствии с действующим законодательством не имеет право быть участником аукциона и, соответственно, покупателем выставленных на аукцион единым лотом 100 % акций акционерного общества по следующим основаниям.

Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Данная норма свидетельствует о том, что законность приобретения акций, относящихся к государственному или муниципальному имуществу, подлежит проверке с учетом требований законодательства о приватизации.

В силу п.8 ст.18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ претенденты - юридические лица на покупку государственного и муниципального имущества должны представить следующие документы: заявку; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом случаях; документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством РФ; нотариально заверенные копии учредительных документов; решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент); сведения о доле РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале юридического лица; иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом; опись представленных документов.

Согласно пп."ж" п.3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585, продавец в соответствии с законодательством РФ при подготовке и проведении аукциона проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства РФ и перечню, содержащемуся в информационном сообщении о проведении аукциона.

Пунктом 12 Положения № 585 установлено, что в день определения участников аукциона, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, продавец рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета. По результатам рассмотрения документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе.

Из абз. 2 п.13 Положения № 585 следует, что к участию в специализированном аукционе допускаются претенденты, в отношении которых продавец не выявил ни одного обстоятельства, являющегося в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" основанием для отказа в допуске к участию в специализированном аукционе.

Согласно п.1 ст.31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Пункт 6 ст.8 ГК РФ и п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривают, что акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, законом установлено ограничение правоспособности юридических лиц (ст.49 ГК РФ) - запрет хозяйственным обществам, состоящим из одного лица, являться единственным акционером акционерного общества, как при его учреждении, так и в случае приобретения всех акций общества.

В силу п.2 ст.5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Отчуждение государственного имущества с нарушением порядка, установленного императивными нормами закона, делает невозможным полноценное осуществление прав неопределенного круга лиц на приобретение государственного имущества в собственность, нарушает установленные п.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ принципы равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что ООО "Экостройсервис" в составе заявки представлены сведения из ЕГРЮЛ, согласно которым данное общество учреждено одним лицом и с даты создания имеет единственного участника с долей в уставном капитале 100 %.

Таким образом, ООО "Экостройсервис" в соответствии с положениями п.5 ст.66, п.6 ст.98 ГК РФ, п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, пу.2 ст.5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ не обладает законным правом на приобретение выставленных на аукцион 100 % обыкновенных именных акций АО "Книги", поскольку учреждено лицом в единственном числе.

Положения п.8 ст.18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ предписывают, что претендент не допускается к участию в аукционе в случае, когда представленные им документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ.

В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной (п.4 ст.5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

В силу п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.12.1993 № 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества" при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.

С учетом вышеприведенных положений законодательства, отсутствие у лица права на приобретение имущества, являющегося предметом аукциона, свидетельствует об отсутствии у него также права на участие в таком аукционе как потенциального покупателя.

Иначе, участие такого лица в аукционе может привести к неправильному определению победителя торгов и признанию их организатора грубо нарушившим правила и порядок проведения аукциона.

Заявки претендентов ФИО1 и ФИО3 аукционной (конкурсной) комиссией по продаже объектов муниципальной собственности признаны соответствующими требованиям закона, в связи с чем ФИО1 и ФИО3 признаны участниками аукциона.

Протокол заседания аукционной (конкурсной) комиссии по продаже объектов муниципальной собственности от 26.01.2018 № 123 о признании претендентов участниками аукциона по продаже муниципального имущества в электронной форме, назначенного на 31.01.2018, был подписан и опубликован на сайтах www.torgi.gov.ru, официальном сайте администрации г.Сочи sochiadm.ru, на сайте универсальной торговой платформы ЗАО "Сбербанк-АСТ" 26.01.2018.

31.01.2018 на универсальной торговой платформе ЗАО "Сбербанк-АСТ" был проведен и состоялся аукцион в электронной форме по продаже муниципального имущества: 100 % акций АО "Книги". Победителем аукциона признан ФИО1 ФИО5 протокол о результатах торгов был подписан и опубликован на сайтах www.torgi.gov.ru, официальном сайте администрации города Сочи sochiadm.ru, на сайте универсальной торговой платформы ЗАО "Сбербанк-АСТ" 31.01.2018.

07.02.2018 в порядке и срок, установленные Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ, с победителем аукциона ФИО1 заключен договор купли-продажи муниципального имущества: 100 % акций АО "Книги".

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Названные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, преюдициальным является обстоятельство, имеющее значение для правильного рассмотрения дела, установленное судом и изложенное во вступившем в законную силу судебном акте по ранее рассмотренному делу с участием тех же лиц.

Признание преюдициального значения судебного решения направлено на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения.

Обстоятельства настоящего дела и вопрос правомерности отказа департамента имущественных отношений администрации г.Сочи в признании ООО "Экостройсервис" участником аукциона были предметом рассмотрения судов в рамках арбитражного дела № А32-11576/2018 по заявлению департамента имущественных отношений администрации г.Сочи о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26.02.2018 № 36-Т/2018, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО "Экостройсервис", ФИО1

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2018 по делу № А32-11576/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.

19.08.2019 Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесено определение об отмене решений нижестоящих судов по делу № А32-11576/2018 и признания недействительным решения УФАС по Краснодарскому краю от 26.02.2018 № 36-Т/2018, подтверждающее обоснованность исключения департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи ООО "Экостройсервис" из состава участников аукциона.

ООО "Экостойсервис" участвовало в рассмотрении вышеуказанного дела, вследствие чего обстоятельства, установленные данным судебным актом, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, исковые требования ООО "Экостройсервис" не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска ООО "Экостройсервис" к департаменту имущественных отношений администрации г.Сочи, ФИО1 о признании торгов недействительными, о признании сделки недействительной с применением последствий ее недействительности иска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено в соответствии с положениями ст.199 и ч.2 ст.108 ГПК РФ 09.09.2019 г.

Председательствующий