ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3310/2013 от 14.10.2013 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 14 октября 2013 года г.Ханты-Мансийск

 Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Тюменской области в составе:

 председательствующего судьи Клименко Г.А.

 при секретаре Кабанове П.В.

 с участием: представителя ответчика Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО4., действующей на основании доверенности № 08-Д-7 от 08.10.2013 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3310/2013 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об изменении даты и формулировки причины увольнения и взыскании денежной компенсации морального вреда,

 установил:

 Истец ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд к Департаменту информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об изменении даты и формулировки причины увольнения и взыскании денежной компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что 21 октября 2010 года ФИО5 была принята на государственную гражданскую службу ХМАО и назначена на должность главного специалиста отдела организационной, правовой и кадровой работы административного управления Департамент информационных технологий ХМАО-Югры. 07 июня 2013 года ФИО5 получила уведомление о сокращении занимаемой должности, которое связано с утверждением нового штатного расписания, которое вводилось в действие с 01 июля 2013 года. В дальнейшем истцу были направлены уведомления с предложением замещения ряда должностей: главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы, главного специалиста-эксперта отдела организационного обеспечения и торгов, секретаря-референта заместителя Губернатора ХМАО-Югры. 08 июля 2013 года истец подала возражение на третье уведомление от 05.07.2013 года, в котором пояснила, что полученные уведомления не соответствуют требованиям ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», освобождение ФИО5 от занимаемой должности, прекращение служебного контракта, увольнение по п.7 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта) неправомерно. 14 августа 2013 года был издан приказ о прекращении (расторжении) служебного контракта и освобождении от замещаемой должности ФИО5. Истец была уволена 19 августа 2013 года по п.7 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска. ФИО5 полагает, что такого рода прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности, увольнение и последующее внесение формулировки в трудовую книжку неправомерны, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежат изменению. Замещаемая истцом должность главного специалиста отдела организационной, правовой и кадровой работы была сокращена с 01 июля 2013 года, согласно утвержденного нового штатного расписания, обязанности которой были разделены между вновь созданными должностями – главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы и главного специалиста-эксперта отдела организационного обеспечения и торгов. Данное обстоятельство подтверждается уведомлениями, что нельзя счесть изменением существенных условий служебного контракта, изложенными в ст. 29 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Также в нарушение требований статьи 29 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» истец была уведомлена позднее, чем за два месяца до введения нового штатного расписания. Истец просит признать увольнение ФИО2 с гражданской службы незаконным и отменить приказ № 74-л от 14.08.2013 года Департамента информационных технологий ХМАО-Югры «о освобождении от замещаемой должности и увольнении 19 августа 2013 года ФИО2». Признать формулировку основания и причины увольнения с гражданской службы неправильной и изменить соответственно с формулировки записи № 12 от 19.08.2013 года трудовой книжки ТК № 3510226 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения «Освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с отказом гражданского служащего от предложенных для замещения иной должности гражданской службы, в связи с изменением существенных условий служебного контракта на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на «Освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с расторжением служебного контракта по инициативе представителя нанимателя на основании п.4 ч.1 ст.33 и п.8.2 ч.1 ст.37 (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обязать ответчика выплатить в пользу ФИО2 компенсацию в размере четырех месячного денежного содержания (в сумме 280000 рублей) как предусмотрено требованиями ст. 37 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ». Взыскать с ответчика в пользу ФИО2 в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей.

 Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

 В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

 Представитель ответчика Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что изменения в структуре Департамента повлекли изменение существенных условий служебных контрактов, заключенными с гражданскими служащими. Ответчик заблаговременно уведомил гражданских служащих о предстоящих мероприятиях изданием приказа от 10 апреля 2013 года «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Вместе с тем, ответчик ознакомил гражданских служащих, в том числе и истца, с правовыми актами, которыми внесены изменения в структуру и штатное расписание Департамента. Уведомлением от 07.06.2013 года истец была поставлена в известность об изменении структуры и штатного расписания. При этом в указанном уведомлении сообщалось, что в случае отказа от предложенных должностей государственной гражданской службы автономного округа служебных контракт будет прекращен, истец будет освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по истечение двух месяцев с даты получения последнего уведомления, в котором будут содержаться предлагаемые ответчиком должности. Ответчик, с учетом квалификации профессионального образования, стажа работы по специальности и стажа государственной службы истца, предлагал истцу для замещения должности государственной гражданской службы автономного округа. При этом, должностные обязанности, установленные должностными регламентами предложенных для замещения истцу должностей государственной гражданской службы автономного округа, аналогичные прежним должностным обязанностям истца. От замещения предложенных должностей истец отказалась, о чем в уведомлении сделаны соответствующие записи. С учетом поступившего 13 августа 2013 года от истца заявления об отказе от предложенных для замещения должностей государственной гражданской службы автономного округа, прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, ответчик реализовал свое право, установленное частью 3 статьи 29 Закона № 79-ФЗ, правомерно прекратив служебный контракт с истцом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона № 79-ФЗ. В связи с чем, ответчик полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению, просит отказать в полном объеме.

 Заслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения исковых требований.

 Судом установлено следующее.

 21 октября 2010 года на основании приказа № 48-л Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО2 назначена на должность государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры главного специалиста отдела организационной, правовой и кадровой работы Административного управления Департаменгта информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 Между ФИО5 и представителем нанимателя в лице директора Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, действующей на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 июля 2010 года № 138 «О Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», 21.10.2010 года заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и замещении должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 37.

 Профессиональная служебная деятельность ФИО5 осуществлялась в соответствии с должностным регламентом главного специалиста отдела организационной правовой и кадровой     работы Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которым определены квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) им должностных обязанностей.

 В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 17 мая 2013 года № 65, в целях совершенствования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, внесены изменения в структуру Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденную постановлением Губернатора автономного округа от 22 июля 2010 года № 138 «О Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 Распоряжением Правительства автономного округа от 24 мая 2013 года № 242-рп внесены соответствующие изменения в штатное расписание Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденное распоряжением Правительства автономного округа от 23 июля 2010 года № 266-рп.

 Как следует из материалов дела, 07 июня 2013 года в адрес истца ФИО5 направлено уведомлением № 08-Исх-2143 о сокращении занимаемой должности государственной гражданской службы: главного специалиста отдела организационной, правовой и кадровой работы Административного управления Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 С указанным уведомлением истец ФИО5 ознакомлена 07 июня 2013 года, о чем свидетельствует личная подпись истца.

 Согласно уведомлениям от 20 июня 2013 года № 08-Исх-2391, от 05 июля 2013 года № 08-Исх-2660, Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с учетом квалификации, профессионального образования, стажа работы по специальности и стажа государственной службы истца, предлагал истцу для замещения государственной гражданской службы автономного округа должности главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы Административного управления; главного специалиста-эксперта отдела организационного обеспечения и торгов Административного управления; секретаря-референта заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Управления по планированию Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 Следствием данных мероприятий явилась невозможность сохранения прежних существенных условий служебного контракта, заключенного между представителем нанимателя и ФИО5, в связи с чем, была переименована ее должность.

 Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( далее- Закон № 79-ФЗ), служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

 Существенные условия служебного контракта установлены частью 32 статьи 24 Закона № 79-ФЗ, согласно которым одним из существенных условий служебного контракта является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

 Частью 5 статьи 24 Закона № 79-ФЗ закреплено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

 Порядок изменения существенных условий служебного контракта регламентирован статьей 29 Закона № 79-ФЗ.

 Так, в силу части 1 статьи 29 Закона № 79-ФЗ, изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта без изменения должностных обязанностей допускается в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности.

 В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона № 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

 Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственной органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3, 4 статьи 29 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации).

 В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

 Как следует из обстоятельств дела изменения в структуре Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры повлекли изменение существенных условий служебных контрактов, заключенных с гражданскими служащими.

 Приказом от 10 апреля 2013 года № 43 «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» ответчик уведомил гражданских служащих о предстоящих мероприятиях.

 Вместе с тем, ответчик ознакомил гражданских служащих Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что подтверждается представленными листами ознакомления.

 Так, ФИО5 с постановлением Губернатора автономного округа от 17 мая 2013 года № 65 ознакомлена 23 мая 2013 года, с распоряжением № 266-рп ознакомлена 30 мая 2013 года, о чем свидетельствует личная подпись истца в листах ознакомления.

 Об изменении структуры и штатного расписания Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО5 письменно уведомлена 07 июня 2013 года. От замещения предложенных должностей истец отказалась, о чем в уведомлениях сделаны соответствующие записи.

 13 августа 2013 года от ФИО5 в адрес ответчика поступило заявлением об отказе от предложенных для замещения должностей государственной гражданской службы автономного округа.

 На основании части 3 статьи 29 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при несогласии гражданского служащего с замещением должности гражданской службы и прохождением гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

 При таких обстоятельствах требования истца изменении даты и формулировки причины увольнения, не подлежит удовлетворению.

 Учитывая, что истец была уволена по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, правомерно, оснований для взыскания компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ не имеется, поскольку компенсация в соответствии с указанной нормой выплачивается при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы.

 В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

 Совокупность исследованных судом доказательств позволяет прийти к выводу об отсутствии факта противоправных действий ответчика и нарушении прав и законных интересов истца. Соответственно отсутствуют правовые основания удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 Исковые требования ФИО2 к Департаменту информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об изменении даты и формулировки причины увольнения и взыскании денежной компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

 Мотивированное решение суда изготовлено и оглашено сторонам 21 октября 2013 года.

 Федеральный судья

 ФИО3-Мансийского районного суда: Г.А.Клименко.