дело № 2-3310/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2013 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Бакулине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кафаш А.Д. о признании незаконным решения ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения об отказе в принятии решения о признании безработным,
у с т а н о в и л:
Кафаш А.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения, выразившегося в не принятии в установленном законом порядке решения по его заявлению о признании безработным в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
В обоснование своих требований Кафаш А.Д. указал, что является гражданином Ирана, на территории РФ был признан беженцем, состоит на миграционном учете по адресу: МО, <адрес>. Кафаш А.Д. 27.11.2012 года обратился в ГКУ МО Пушкинский центр занятости с заявлением о регистрации в качестве лица, ищущего работу, представил удостоверение беженца, отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина. В то же день инспектором отдела он был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, выдано направление на работу. Поскольку работодатели ему неоднократно отказывали в приеме на работу, 25.12.2012 года он обратился в ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения о признании его безработным и назначения пособия по безработице, однако ему было отказано. 10.01.2013 года ему выдали ответ о том, что решение о признании гражданина безработным и выдаче пособия принимается органами службы населения по месту жительства гражданина. С данным бездействием указанного учреждения не согласен, поскольку в соответствие с ФЗ «О беженцах», иностранный гражданин, признанный беженцем, имеет право на получение содействия в трудоустройстве, работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ. Данные права неразрывно связаны с правом на социальную защиту от безработицы, что предполагает установление государством определенных гарантий их реализаций, в частности, возможность быть признанным безработным по основаниям, определенным российским законодательством. Законодатель не предоставляет право лицам, признанными беженцем, быть зарегистрированным по месту жительства, однако данная категория имеет право быть зарегистрированным в части миграционного учета по месту пребывания. Кроме того, закон « О занятости населения в РФ» не ставит в прямую зависимость вопрос о признании гражданина безработным от вида проживания (постоянного или временного) в данной местности. Просит признать незаконным бездействие ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения, выразившегося в не принятии в установленном законом порядке решения по его заявлению о признании безработным в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
В судебном заседании Кафаш А.Д. требования уточнил, просил признать незаконным решение от 09.01.2013 года ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения об отказе в принятии решения о признании его безработным. Обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель заинтересованного лица ГКУ МО Пушкинский центр занятости Судьина Н.И. ( л.д.46) заявление не признала, пояснила, что центр занятости населения независимо от места жительства оказывает любому обратившемуся помощь в поиске работы. Однако назначение пособия по безработице возможно только при наличие места жительства в Пушкинском районе. Заявитель не имеет постоянной либо временной регистрации в Пушкинском районе, а место его пребывания может быть в любой момент изменено, что повлечет небоснованное расходование денежных средств бюджета Московской области.
Представитель заинтересованного лица Комитета по труду и занятости населения Московской области по доверенности Тарасов А.В. ( л.д. 60) заявление не признал, пояснил, что Комитетом проводилась проверка по заявлению Кафаш А.Д., нарушений при отказе в признании его безработным, не выявлено. Кафаш А.Д. не имеет постоянной или временной регистрации на территории Пушкинского района, в судебном порядке юридический факт места жительства не установил, а такие обстоятельства по собственной инициативе центр занятости установить не имеет права. Место пребывание заявителя носит временный характер, может быть изменено в любой момент, в связи с чем пособие ему не может быть назначено.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает заявление Кафаш А.Д. не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Кафаш А.Д. А.Д. является гражданином Ирана, на территории РФ признан беженцем, что подтверждается соответствующим удостоверением ( л.д. 7).
Заявитель не имеет на территории Пушкинского района постоянной или временной регистрации, ранее был поставлен на учет по месту пребывания до 29.04.2013 года по адресу: МО, <адрес>, о чем имеется копия отрывной части бланка уведомления иностранного гражданина ( л.д.54).
27.11.2012 года Кафаш А.Д. обратился в ГКУ МО Пушкинский центр занятости с заявлением о регистрации в качестве лица, ищущего работу, был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, выдано направление на работу. Поскольку работодатели ему неоднократно отказывали в приеме на работу, 25.12.2012 года он обратился в ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения о признании его безработным и назначения пособия по безработице ( л.д. 9-14).
10.01.2013 года ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения выдало ответ о том, что решение о признании гражданина безработным и выдаче пособия принимается органами службы населения по месту жительства гражданина ( л.д. 15-16, 61).
Из статьи 3 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения в РФ" ( в редакции на момент обращения заявителя) следует, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 31 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения в РФ", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решение о признании гражданина безработным.
На момент обращения Кафаш А.Д. действовал "Порядок регистрации безработных граждан", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847н.
В силу пункта 3 "Порядка регистрации безработных граждан", решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов:
паспорта или документа, его заменяющего;
трудовой книжки или документа, ее заменяющего;
документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Таким образом, из вышеуказанной нормы права следует, что решение о признании безработным принимается государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан, которые при подаче такого заявления прилагают вышеперечисленные документы.
Место жительства необходимо отличать от места пребывания гражданина, то есть, того места, в котором он находится временно. По общему правилу, местом жительства гражданина признается место его регистрации (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
В силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Однако, при подаче заявления, Кафаш А.Д. не представил документов о том, что он имеет место жительства на территории Пушкинского района.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 06.02.2003 г. N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ", следует, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращения возможных злоупотреблений правом, и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в ст. 37 (части 1 и 3) Конституции РФ, и в силу этого не согласующееся со ст. ст. 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции РФ.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Суд также учитывает, что действительно беженцы, прибывшие с ними члены их семей и ищущие убежище лица, проживая в Российской Федерации, могут иметь определенные трудности в регистрации, поскольку не всегда являются владельцами (собственниками) жилой площади, либо в связи с тем, что владелец арендуемой ими жилой площади не желает подписывать с ними соглашение об аренде или зарегистрировать арендатора на данной жилой площади.
Однако, в таком случае, одним из возможных путей выхода из данной ситуации для беженцев является установление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение (факта проживания), о чем заявителю в ходе судебного разбирательства неоднократно разъяснялось ( л.д.56).
Кроме того, в соответствие с пп. 14 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О беженцах" лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Кафаш А.Д. не представил в ГКУ МО Пушкинский центр занятости документов о том, что он имеет место жительства в Пушкинском районе, ему обоснованно отказано в признании его безработным.
Кроме того, как ранее отмечалось, Кафаш А.Д. не предоставил в полном объеме в ГКУ МО Пушкинский Центр занятости документы, предусмотренные в вышеизложенном пункте 3 "Порядка регистрации безработных граждан", что не отрицается заявителем и также следует из ответа заинтересованного лица ( л.д.15-16,61).
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение ГКУ МО Пушкинский Центр занятости является законным и отмене не подлежит, поскольку направлено на обеспечение организационных условий реализации Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционное право истца на защиту от безработицы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Кафаш А.Д. А.Д. о признании незаконным решения ГКУ МО Пушкинский центр занятости населения от 09.01. 2013 года об отказе в принятии решения о признании безработным отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -10 сентября 2013 года.
Судья: