Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13.01.2014 г. Волгодонск
Федеральный судья Волгодонского районного суда Ростовской области Стадникова Н.В.,
при секретаре Байдалиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска о признании незаконным отказа Администрации г. Волгодонска в приватизации земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка и встречному иску Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска к ФИО1, третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области, кадастровый инженер ФИО2 о признании жилого дома самовольной постройкой, сносе самовольной постройки, признании зарегистрированного права собственности на жилой дом отсутствующим, исключении записи о регистрации права собственности из ЕГРП,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска о признании незаконным отказа Администрации г. Волгодонска в приватизации земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка истцом № от ДД.ММ.ГГГГ используется земельный участок, площадью 880 кв. м., кадастровый №, расположенный по <адрес>, в целях строительства индивидуального жилого дома. Завершив строительство индивидуального жилого дома и оформив право собственности на него, истец 21.01.2013 обратился в Администрацию г.Волгодонска с заявлением о приватизации указанного земельного участка. Однако письмом от 12.03.2013 в приватизации земельного участка истцу было отказано.
В иске истец просил признать незаконным отказ Администрации г. Волгодонска в приватизации земельного участка, обязать заключить договор купли-продажи земельного участка, кадастровый №, ссылаясь на ст. ст. 3, 28, 36 ЗК РФ, ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В судебном заседании 13.01.2014 истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Волгодонска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание 13.01.2014 явилась, просила в иске отказать.
Представитель КУИ г. Волгодонска в судебное заседание 13.01.2014 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В ходе рассмотрения дела по существу представитель КУИ г. Волгодонска также просил в иске отказать.
Ответчики, среди прочих оснований к отказу в иске, указали, что требования истца о признании незаконным отказа Администрации города Волгодонска от 12.03.2013 года в приватизации земельного участка заявлены за пределами установленного законом срока давности.
Ответчики заявили встречный иск о признании жилого дома самовольной постройкой, сносе самовольной постройки, признании зарегистрированного за ФИО1 права собственности на жилой дом отсутствующим, исключении записи о регистрации права собственности из ЕГРП.
Во встречном иске представители Администрации и КУИ г. Волгодонска указали, что основанием для отказа в приватизации земельного участка послужило несоблюдение ФИО1 действующего законодательства при осуществлении строительства индивидуального жилого дома. На спорном земельном участке находится самовольная постройка. Как указано во встречном иске, в ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был предоставлен в аренду для строительства индивидуального жилого дома ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ между КУИ г. Волгодонска и ФИО1 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, ранее заключенного с ФИО4 У прежнего арендатора земельный участок был предоставлен для строительства 2-этажного 3 комнатного индивидуального жилого дома согласно разрешения на строительство №»046» 6.1-22\079 от 10.03.2011. Жилой дом, расположенный по <адрес>, общей площадью 21, 2 кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО1, по мнению представителей ответчиков, не соответствует строительным нормам и правилам, в силу чего является самовольной постройкой. В соответствии с п. 4.4 Строительных норм и правил СНиП 31-02-2001 жилой дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната, кухня, ванная комната или душевая, уборная при отсутствии централизованного отопления -помещение для теплового агрегата. В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация (СНиП 2.04.03-85, СНиП 02.04.05-91) газоснабжение, электроснабжение (СНиП 2.04.08-87) Площади помещений дома должны быть не менее: общей жилой комнаты -12 кв.м. спальня 8 кв.м., кухня 6кв.м. Высота жилых комнат должна быть не менее 2.7 м, в остальных не менее 2.5м. Вышеуказанными правилами устанавливается комплекс обязательных нормативных требований к эксплуатационным характеристикам одноквартирных жилых домов и применяются и к индивидуальным застройщикам, строящих дома для собственных нужд. Государственной регистрации не подлежат самовольная постройка -жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ). В кадастровом паспорте здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 13.12.2012, предоставленном ФИО1 для регистрации права, в п. 1.1 не указано наименование объекта, указано, п. 1.4 только его назначение жилой дом общей площадью 21.2 кв.м., этажность 1, расположенный по <адрес>.
Пунктом 4 ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно. Однако Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области не обращалось в органы местного самоуправления с запросом о выданном разрешении на строительство жилого дома ФИО1 о вводе объекта в эксплуатацию, как это предусмотрено вышеуказанной статьей. По мнению ответчиков, сохранение самовольной постройки на земельном участке нарушает права Администрации города Волгодонска, так как именно в ее компетенцию входят вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципального образования «Город Волгодонск», владения, пользования и распоряжения земельными участками, а также осуществления контроля за соблюдением строительных норм и правил. Кроме того, сохранение самовольной постройки жилого дома имеет место упрощенный порядок легализации строения, применение которого ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном законом порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования. Наличие государственной регистрации права собственности за ФИО1 на спорный объект, по мнению ответчиков, не препятствует удовлетворению иска о его сносе как самовольной постройки, так как сама по себе регистрация не влечет возникновения права собственности на объект недвижимости, если отсутствуют предусмотренные гражданским законодательством основания возникновения права.
Истец ФИО1 доводы ответчиков о пропуске срока для обращения в суд не признал, указав, что доказательств пропуска истцом 3-х месячного срока для обращения в суд ответчиком не представлено. Отказ ответчика в приватизации земельного участка, датированный 12.03.2013, был получен истцом гораздо позже. Кроме того, истец полагает, что между сторонами возник спор о праве, рассматриваемый в порядке искового производства, общий срок исковой давности составляет три года со дня. Встречные исковые требования истец также не признал, полагает, что возражения ответчиков и встречный иск основан на неверном толковании норм закона.
В судебное заседание 13.01.2014 представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, ранее по делу направили отзывы, указав, что в полномочия органа кадастрового учета - ФГБУ «ФКП Росреестра» входит осуществление кадастрового учета, то есть действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. В соответствии с общим правилом, установленным ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в установленном Законом о кадастре порядке. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
По мнению Управления Росрестра по РО, регистрация права собственности на жилой дом истца произведена в соответствии с законом. В то же время решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае может служить основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку. Истец просит признать зарегистрированное право собственности за ответчиком гр. ФИО1 на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу отсутствующим, исключив запись о государственной регистрации права из ЕГРП. Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право с использованием надлежащих способов защиты права, установленных ст. 12 ГК РФ, а так же разъясненных Постановлением №10/22 и Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 № 6-П, при этом изложенное в полной мере истцом не принято во внимание, так как исковые требования о признании отсутствующим зарегистрированного права на вышеуказанный жилой дом, исключении записи о государственной регистрации права собственности не соответствуют нормам действующего законодательства, не являются способом защиты права.
Третье лицо кадастровый инженер ФИО2 в судебное заседание 13.01.2014 не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела по существу, о чем расписалась на справочном листе делу, ранее в ходе судебного разбирательства суду пояснила, что она производила кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет здания по <адрес>, на основании ФЗ № 221 от 24.07.2007 как кадастровый инженер в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Работы производились на основании предоставленных истцом документов, а именно: договор аренды №61-61-09/008/2011-104 от 15.12.2010, соглашения о передачи прав и обязанностей по договору № 61-61-09/051/2012 от 10.07.2012, паспорт дома 014-12 АС от 01.11.2012, выполненного ИП ФИО5, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, приложение 2, глава 2, п. 12. Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав Приложения Характеристики здания указываются в соответствии с гл. 3 п. 42, 43, 44. В соответствующие строки графы 3 таблицы «Характеристики здания» на основании документов, указанных в пункте 12 настоящих Требований, вносятся сведения:
1) о назначении здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом);
2) о количестве этажей здания (в том числе подземных).
3) о материале наружных стен здания (например, кирпич, бетон, прочий камень, деревянный, деревянно-каменный, металлический, прочий).
Год ввода здания в эксплуатацию указывается в графе 3 таблицы раздела «Характеристики здания» в соответствии с разрешением на ввод такого здания в эксплуатацию. При отсутствии указанного разрешения в соответствующей строке приводится год завершения строительства здания. Значение площади здания в техническом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра. При этом при проведении кадастровых работ площадь здания не вычисляется, соответствующая строка графы 3 таблицы раздела «Характеристики здания» заполняется в соответствии со сведениями об общей площади здания, указанными в разрешении на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации, техническом паспорте или Декларации). Ответственность за предоставленные документы несет правообладатель объекта недвижимости.
Выслушав пояснения сторон, исследовав иные доказательства по делу и дав им надлежащую оценку, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указал, что на основании договора аренды земельного участка, кадастровый №, от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче права и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, площадью 21, 2 кв.м., расположенного по <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из дела правоустанавливающих документов, предоставленного Управлением Росреестра по РО, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации города Волгодонска № между КУИ г. Волгодонска и ФИО4 был заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка №, согласно которому земельный участок с кадастровым №,площадью 880 кв.м., по <адрес>, был предоставлен для строительства индивидуального жилого дома сроком ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4.4 договора арендатор обязан: выполнять в полном объеме все условия Договора; использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, разрешенным пользованием и условиями настоящего Договора; не позднее 2 (двух) месяцев с момента подписания Договора огородить земельный участок и не позднее 6 (шести) месяцев с момента заключения Договора, получить разрешение на строительство и приступить к возведению индивидуального жилого дома (п.4.4.3); в пределах срока действия Договора ввести в эксплуатацию жилой дом (п.4.4.4); уплачивать в размере и на условиях, установленных Договором, арендную плату; обеспечить Арендодателю (его законным представителям), представителям органов государственного земельного контроля доступ на земельным участок по их требованию; письменно сообщить Арендодателю не позднее чем за 3 (три) месяца о предстоящем освобождении Участка как в связи с окончанием срока действия Договора, так и при досрочном его освобождении; соблюдать санитарные, противопожарные нормы и требования, а так же действующие мы и правила благоустройства и санитарного содержания: не допускать выжигания сухой растительности, в пожароопасный период (с 1 апреля по 30 октября) проводить противопожарные мероприятия; выполнять работы по благоустройству и озеленению земельного участка, а так же прилегаюшей территории определяемой до границ с местами общего пользования; обеспечить уничтожение карантинных растений, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической и санитарной обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях; письменно в десятидневный срок уведомить Арендодателя об изменении своих реквизитов.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, ранее заключенного с ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ право аренды истца на земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП.
Получив земельный участок на законных основаниях, истец приступил к строительству жилого дома.
В соответствии с данными из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что на жилой дом, площадью 21.2 кв. м., этажность (этаж): 1, расположенной по <адрес>, право собственности зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
21.01.2013 истец через МФЦ г.Волгодонска обратился в Администрацию г.Волгодонска для приватизации указанного земельного участка. Однако письмом от 12.03.2013 в приватизации земельного участка было отказано в связи с тем, что на земельном участке построен не объект капитального строительств, указанный в разрешении на строительство от 10.03.2011 № «046»6.1-22/079 ( общая площадь 221, 65 кв.м.), выданный комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгодонска ФИО4.
При принятии решения по иску ФИО1 суд руководствуется следующим.
Согласно статье 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о представлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в пункте 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено в судебном заседании земельный участок, являющийся предметом спора, имеет кадастровый номер и план, границы, так как в отношении него действует договор аренды того же участка.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом также регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», на который ссылается истец. В соответствии со ст. 28 указанного Закона приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования. Таким образом, №178-ФЗ содержит указание на приватизацию земельных участков одновременно со зданиями и сооружениями, на них расположенными, но не регламентирует порядок приватизации земельных участков под ранее приватизированными или находящимися в собственности объектами недвижимости.
Действительно в соответствии с п.3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По окончания строительства и регистрации права собственности на жилой дом у истца возникло право выбора, которое он реализовал путем подачи заявления на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, определяющей сроки обжалования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд не может согласиться с доводом истца о том, что срок исковой давности по указанным требованиям составляет 3 года с момента, когда он узнал о нарушении своих прав.
Согласно ч. 1 ст. 197 ГПК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Фактически ФИО1 обжалуются действия Администрации г. Волгодонска, изложенные в уведомлении от 12.03.2013 года об отказе в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд обязан применить специальную норму права - ст. 256 ГПК РФ к указанным правоотношениям.
Согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с п.24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из представленных в дело доказательств, в суд истец обратился 29.07.2013. Доказательств того, что уведомление от 12.03.2013 им было получено гораздо позже даты его изготовления, истец суду не представил. Таким образом, обратиться в суд за оспариванием указанных действий ФИО1 мог до 12.06.2013.
Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска трехмесячного срока на обжалование действий Администрации, истцом ФИО1 не представлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска ФИО1 надлежит отказать.
Относительно встречных требований Администрации и КУИ г. Волгодонска суд приходит к следующему.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
В силу ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 ФЗ РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство , которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 ГрК РФ документы.
Согласно статье 52 ГрК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства РФ, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство. Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным ч. ст. 52 ГрК РФ.
Статьей 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно п.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно пункту 3 той же статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, можно выделить следующие признаки самовольной постройки:
- создание постройки на земельном участке, не отведенном для строительства в установленном порядке (ст. 30 - 32 ЗК РФ);
- отсутствие необходимого разрешения на строительство;
-создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил ( Градостроительный кодекс РФ).
В соответствии со ст. 222 ГК РФ в толковании, данном в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам. В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Одним из признаков самовольной постройки является отсутствие разрешений на строительство. Именно указанное обстоятельство послужило обращением в суд со встречным иском.
Как выше указано, земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом по <адрес>, был предоставлен для строительства жилого дома. Как усматривается из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым № разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома.
Ссылки Администрации и КУИ г. Волгодонска на ст. 51 ГрК РФ судом не принимаются во внимание.
Общим правилом является то, что разрешение требуется на строительство и реконструкцию любого объекта, относящегося к недвижимости. В соответствии с п. 17 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется .
Следует отметить, что в случаях, указанных в п. п. 2 и 3, вопрос о регистрации права на объект вообще решаться не будет, так как речь здесь идет о сооружениях, не относящихся к объектам недвижимости.
1 сентября 2006 вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Данный закон установил упрощённый порядок оформления права собственности на ряд объектов недвижимого имущества, в том числе и на индивидуальные жилые дома. Ранее препятствием для оформления права собственности на созданные на земельном участке здания, строения, сооружения, являлось отсутствие необходимых разрешений и соответственно ст. 222 ГК РФ. Новое правовое регулирование позволяет гражданину зарегистрировать право собственности на жилой дом, иное строение, созданное на предоставленном гражданину земельном участке для индивидуального жилищного и гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества ( часть 3).
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. (п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ) ( п. 4 ст. 25.3)
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации. (п. 5 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Таким образом, в Законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" законодатель разделяет два понятия - объект индивидуального жилищного строительства и незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства (пункт 4 статьи 25.3 Закона). Градостроительный кодекс также разделяет понятия завершенного и незавершенного строительством объекта, как указано в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства). Согласно п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. При этом, как следует из п. 2 ст. 17 указанного Закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Между тем в пункте 4 статьи 25.3 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, то требуется разрешение на строительство. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 25.3 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или иного подобного документа) не допускается.
Таким образом, законодатель, упрощая порядок регистрации права собственности на объекты недвижимости, установил исключение для регистрации объектов незавершенного строительства, указывая, что в случае обращения за их регистрацией необходимым документом для регистрации прав на них является разрешение на строительство и кадастровый паспорт.
Аналогичная норма содержится в ст. 8 ФЗ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», согласно которой до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта (часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 174-ФЗ).
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10 Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Анализируя правовые нормы, регулирующие вопросы строительства и регистрации прав в области индивидуального жилищного строительства суд приходит к выводу о том, что, несмотря на п. 9 ст. 51 ГрК РФ, который содержит требование получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство, закон о «дачной амнистии» представляет собой весьма своеобразный вид амнистии, предоставленный государством. Обычно под амнистией понимается освобождение от ответственности за ранее совершенные правонарушения. В данном случае таким нарушением выступает возведение самовольных построек по признаку отсутствия разрешения на строительство. Но законодатель указывает, что от ответственности за это правонарушение будут освобождаться все индивидуальные застройщики, которые совершат его в будущем, но до 1 января 2015. Таким образом, государство полагает возможным не вмешиваться в вопросы индивидуального жилищного строительства в течение указанного времени. Реализация новой государственной политики в области индивидуального строительства нашла отражение и изменениях в ГрК РФ и подзаконных актах.
На законодательном уровне это нашло закрепление в п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса, согласно которого осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его предназначение для проживания одной семьи с количеством этажей не более чем три. Государственная экспертиза в отношении проектной документации таких объектов, подготовленной по волеизъявлению застройщика, в силу пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса не проводится
В части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса дано понятие разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации (которая не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства) требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, поскольку осуществление подготовки проектной документации это право, а не обязанность застройщика, то соответственно само разрешение на строительство без проекта утрачивает юридический смысл.
Кроме того, положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Минэкономразвития РФ в письме от 07.07.2010 № Д23-2536 указало также, что до 1 марта 2015 представление разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный объект недвижимости не требуется .
Доводы представителей Администрации и КУИ г. Волгодонска о том, что спорный жилой дом не является таковым, не соответствует строительным нормам и правилам, суд также не может принять во внимание по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. ст. 6,12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, которые в том числе заключаются в том, что стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, дают объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривая регистрацию спорного объекта в качестве жилого дома, представители Администрации г. Волгодонска указывали, что этот объект возможно используется под баню, иное вспомогательное сооружение, но при этом в ответ на предложение суда о проведении по делу строительно-технической экспертизы не воспользовались правом активного доказывания названных обстоятельств, что не вступает в противоречие с общим принципом распределения бремени доказывания по такого рода делам.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами
В целом технические требования к индивидуальному жилому дому регламентируются рядом документов, в частности, СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия», СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений», СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» и многими другими.
Принципиально важным положением в настоящее время, в отличие от предыдущих периодов развития жилища в России, является то, что состав помещений, а также верхний пределы площадей и высот в помещениях для индивидуальных домов не нормируются. Это связано с тем, что общая площадь дома, соотношение площадей жилых и вспомогательных помещений, строительный объем и другие параметры перестали ограничиваться государством в лице Правительства РФ, Госстроя РФ, Госархстройнадзора и других органов. Площади придомового участка и застройки, этажность дома, общая площадь, количество комнат, пропорции и площади помещений, их взаимосвязь, наличие подвала, чердака, мансарды, гаража и хозяйственных сооружений и другие концептуальные объемно-планировочные параметры зависят в значительной степени только от желаний, возможностей и вкусов индивидуальных застройщиков, проектировщиков и строителей.
Также не ограничены и другие концептуальные положения — конструктивно-технологические параметры дома: капитальность дома (капитальные, быстровозводимые, мобильные); строительная система дома (каркасная, бескаркасная или другая); конструктивная схема дома (с поперечными несущими стенами, с продольным расположением ригелей или другая); вид строительных материалов (кирпич, железобетон, дерево или другие); технология возведения дома (с крановым оборудованием, односменный монтаж, в летнее время и т.д.). Кроме того, каждый индивидуальный застройщик вправе по своему вкусу, с учетом окружающей застройки, выбирать различные архитектурные стили для своего дома: модерн, готика, классицизм, ампир, брутализм, барокко, эклектика и другие направления в области науки и искусства создание гармоничной индивидуальной жилой среды. Большинство действующих СНиПов в области индивидуального жилищного строительства носят рекомендательный характер и связано это с реализацией п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса, согласно которого осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, суд также обращает внимание на том, что согласно п. п. 1, 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Спорный жилой дом согласно зонированию Правил землепользования и застройки г.Волгодонска расположен в зоне Ж-1. Решением Волгодонской городской Думы от 19.12.2008 № 190 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Город Волгодонск», которым установлены предельные параметры разрешенного строительства в отношении, в том числе и жилых домов, по таким критериям, как этажность, высота здания, размер земельного участка. В соответствии со ст.21 Правил землепользования и застройки г.Волгодонска установлен Градостроительный регламент зоны жилой застройки первого типа (Ж-1), в соответствии с которым максимальная и минимальная площадь жилого дома не установлены. По этим же основаниям ссылки Администрации и КУИ г.Волгодонска на полученное прежним арендатором ФИО4 разрешения на строительство от 10.03.2011 двухэтажного дома общей площадью 221, 65 кв.м. судом не могут приниматься во внимание, поскольку ФИО4 на момент заключения договора аренды ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок не давал обязательства Администрации и КУИ г. Волгодонска построить определенный по этажности, площади объекта. ФИО4 и как другие граждане г. Волгодонска, желающие построить индивидуальный жилой дом в пределах г. Волгодонска ограничены нормами ст. 21 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Город Волгодонск», где не установлены минимальный процент застройки, а введены ограничения по этажности - не более 3 этажей, максимальной высоте здания -12 м. В дальнейшем и ФИО4 мог изменить условия полученного им разрешения на строительство как путем обращения в Комитет по градостроительству за внесением в него изменений, так и зарегистрировав собственность в иных площадях в упрощенном порядке. Договор аренды не содержит обязанности последующего арендатора исполнять ранее взятое иным лицом разрешение на строительство, а если бы такое положение и было бы – оно являлось ничтожным, так как противоречило ГрК РФ (п.3 ст. 48), ПЗЗ г. Волгодонска.
Суд обращает внимание также и на то, что квалификации спорного объекта в качества жилого дома дана оценка при его постановке на кадастровый учет в качестве именно жилого дома. Орган кадастрового учета дал оценку представленным на осуществление кадастрового учета документам, что следует из материалов кадастрового дела, а именно: паспорту дома 014-12-АС (одноэтажный одноквартирный индивидуальный жилой дом эконом-класса, техническому плану здания. В полномочия органа кадастрового учета - ФГБУ «ФКП Росреестра» входит осуществление кадастрового учета, то есть действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Представленная в дело фототаблица спорного объекта внешне соответствует находящимся в материалах кадастрового дела паспорту дома 014-12-АС и техническому плану здания.
Надлежащих и допустимых доказательств обратного истцы по встречному иску не предоставили.
Доказательств, свидетельствующих о возведении спорного объекта с существенным нарушением строительных норм и правил, а также фактов, указывающих на то, что объект нарушает чьи-либо иные, кроме Администрации и КУИ г. Волгодонска, права и законные интересы, угрожает жизни и здоровью людей, материалы дела не содержат.
Позицию истцов по встречному иску суд оценивает критично.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Предоставляя в аренду спорный земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства Администрация г. Волгодонска определила судьбу части принадлежащего ему земельного участка, т.е. распорядилась им ( п.2 ст. 209 ГК РФ), одновременно обусловила юридическую возможность ограничений прав арендатора, связанных с размещением на земельном участке только объекта, относящегося к индивидуальному жилищному строительству.
Ст. 11 того же Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Перед органами местного самоуправления стоят задачи, связанные с устойчивым развитием территорий, как это прямо указано, в частности, в статьях 1, 8, 18—28 Градостроительного кодекса РФ. Администрация не представила доказательств того, что у муниципального образования «Город Волгодонск» имеются какие-либо иные планы использования спорного земельного участка, права муниципального образования, иных лиц будут восстановлены удовлетворением исковых требований о сносе спорного объекта.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защите подлежат нарушенные гражданские права и законные интересы.
Данная норма корреспондирует с положением п. 1 ст. 3 ГПК РФ, согласно которому заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 14 ГК РФ, допуская самозащиту права, устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Предлагаемый истцами по встречному иску способ защиты своего права в виде сноса строения явно неравнозначен нарушенному условию п. 4.4.3 Договора аренды земельного участка, при том, что законодатель на федеральном уровне дал широкие льготы участникам индивидуального жилищного строительства. Следует учитывать, что снос самовольно возведенной постройки является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица осуществившего такое строительство. При этом, устранение последствий нарушения прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица, осуществившего такое строительство либо третьих лиц.
Суд обращает внимание на то, что при доказанности Администрацией и КУИ г. Волгодонска того, что спорный объект не является жилым домом, и тем самым цель предоставления в аренду земельного участка не достигнута, восстановлением нарушенного права будет являться внесение изменений в сведения о назначении спорного объекта, отраженные в ЕГРОКС и ЕГРП, поскольку само по себе существование иных вспомогательных объектов на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, допускается и целесообразность их сноса отсутствует.
По данному вопросу в п.3 Письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 августа 2012г. №09-6741-ВАб “Об осуществлении государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период” указано, что пунктом 14 Порядка предусмотрено внесение в ЕГРОКС сведений о назначении здания - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом, сведений о назначении помещения - жилое помещение или нежилое помещение, а также сведений о назначении сооружения и наименования сооружения (при наличии наименования у сооружения). В соответствии с подпунктом 5 пункта 21 Порядка государственный учет изменений вышеуказанных сведений осуществляется на основании копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения. Согласно статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим изменение назначения помещения, является решение уполномоченного органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или, соответственно, нежилого помещения в жилое помещение. Документом, подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или сооружения, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Действующим законодательством не урегулирован порядок изменения наименований объектов недвижимости. По мнению Росреестра, документом, на основании которого может быть осуществлен государственный учет изменений сооружения в связи с изменением наименования сооружения является любой документ, содержащий наименование соответствующего сооружения.
Такого рода документом, безусловно, может и будет являться судебное решение, вынесенное на допустимых и достаточных доказательствах.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска о признании незаконным отказа Администрации г. Волгодонска в приватизации земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 880 кв. м. с кадастровым № расположенного по <адрес>, отказать.
Во встречном иске Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска к ФИО1 о признании жилого дома, расположенного по <адрес>, самовольной постройкой, сносе самовольной постройки, признании зарегистрированного права собственности на жилой дом отсутствующим, исключении записи о регистрации права собственности из ЕГРП отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.