ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3313/2021 от 10.12.2021 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года <адрес>

Пермский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителей ответчика ФИО3 на основании решения и ФИО4 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального учреждения Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» к <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры о признании необоснованным решения,

установил:

Муниципальное учреждение Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» (далее - «ЦБКМПиС «Юго-Камский») обратилось в суд с иском к <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры о признании необоснованным решения от ДД.ММ.ГГГГ о несогласии с увольнением председателя первичной профсоюзной организации ФИО5 и заместителя председателя первичной профсоюзной организации ФИО1

В обосновании заявленных требований указано, что в связи с предстоящей процедурой сокращения штата директором МУ «ЦБКМПиС «Юго-Камский» был направлен запрос председателю <адрес>ной организации профсоюза Российского профессионального союза работников культуры о получении согласия об увольнении ФИО5 и ФИО1 являющимися руководящим звеном первичной профсоюзной организации. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комитета <адрес>ной организации профсоюза Российского профессионального союза работников культуры было принято решение о несогласии с увольнением ФИО5 и ФИО1 Данное решение истец считает незаконным, поскольку в решение <адрес>ной организации профсоюза Российского профессионального союза работников культуры отсутствуют доказательства, что предполагаемое увольнение фактически носит дискриминационный характер, и связанно с профсоюзной деятельностью на должностях председателя, заместителя председателя. При этом документов подтверждающих избрание заместителем председателя первичной профсоюзной ячейки ФИО1 не представлено.

Представители истца в судебное заседание не явились, надлежащее извещены, о чем имеется роспись в материалах дела. Уважительных причин не явки не указали. Ранее в судебном заседании требования поддержали. Считают, что первичная профсоюзная организация Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» создана незаконно, поэтому принимать какое либо решение в отношении увольнения работников не мог.

Представитель ответчика <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на основания, изложенные в письменных возражениях, в том числе указав, что увольнение с занимаемой должности связано с ее профсоюзной деятельностью, то есть носит дискриминационный характер, кроме того истцом не было запрошено мнения первичной профсоюзной организации Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» о вопросе увольнения. Первичная организация надлежащим образом создана и действует.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Статья 374 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (часть 1).

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением (часть 2).

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя (часть 3).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 421-О часть первая статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющая обязательность получения работодателем предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов (включая их руководителей) и не освобожденных от основной работы, по своему содержанию направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений; по сути, данная норма устанавливает абсолютный запрет на увольнение перечисленных категорий профсоюзных работников без реализации установленной в ней специальной процедуры прекращения трудового договора; в случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью; при этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, то есть увольнение носит дискриминационный характер; и только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ДД.ММ.ГГГГ на организационном собрании создана первичная профсоюзная организация Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский», ФИО5 выбрана председателем первичной профсоюзной организации, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя <адрес>ной организации профсоюза работников культуры было направлено заявление о постановке на профсоюзный учет, копия протокола организационного собрания, список учредителей ППО МУ «ЦБКМПиС «Юго-Камский».

ДД.ММ.ГГГГ первичная профсоюзная организация Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» поставлена на профсоюзный учет в <адрес>ную организацию Российского профсоюза работников культуры, председателем первичной профсоюзной организации избрана ФИО5 (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя первичной профсоюзной организации МУ «ЦБКМПиС «Юго-Камский» избрана ФИО1

03.12.2019г. в МУ «ЦБКМПиС «Юго-Камский» направлено уведомление о создании первичной профсоюзной организации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО5 и ФИО1 являются членами первичной профсоюзной организации Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский». ФИО5 является председателем первичной профсоюзной организации, а ФИО1 избрана заместителем председателя первичной профсоюзной организации муниципального учреждения.

Так же в суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ работодатель МУ «ЦБКМПиС «Юго-Камский» вручил уведомление ФИО1 о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата сотрудников по приказу от ДД.ММ.ГГГГ-р.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена в связи с сокращением штата сотрудников на основании п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Муниципальное учреждение «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» запрашивало у <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры согласие на увольнение ФИО5 и ФИО1 в связи с сокращением штата.

ДД.ММ.ГГГГ директору МУ «ЦБКМПиС «Юго-Камский» направлено заявление о несогласии с увольнением ФИО1, заведующей отделом «Библиотека», заместителя председателя первичной профсоюзной организации «ЦБКМПиС «Юго-Камский», которое получено учреждением.

В обосновании мотивированного решения было указано, что не было представлено письменное мотивированное мнение профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации библиотеки по вопросу сокращения ФИО1; не были учтены положения законодательства, в том числе ФЗ «О библиотечном деле», Приказ Минкультуры РФ от 20.02.2008г. , которым утверждены нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений); исходя из утвержденных норм, с учетом численности населения Юго-Камского сельского поселения (9196 человек, в том числе дети до 14 лет-1679 человек), численность штата сотрудников библиотеки существенно занижена; действия директора Муниципального учреждения рассматриваются как воспрепятствование деятельности профсоюзной организации и ее лидеров, поскольку с момента создания первичной профсоюзной организации директор несколько раз пыталась уволить председателя первичной профсоюзной организации ФИО5 и ее заместителя ФИО1, членам профсоюзной организации запрещалось проводить собрания в учреждении, предложение профсоюзных лидеров начать переговоры о заключении коллективного договора было проигнорировано, и т.п. (л.д. оборот 19-20).

Из имеющихся в деле материалов следует, что в решении <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры были приведены конкретные нарушения работодателем процедуры, предусмотренной трудовым законодательством при сокращении штата работников, выводы мотивированы и проанализированы представленными документами о сокращении. Обжалуемое решение <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры ДД.ММ.ГГГГ права истца, как работодателя не нарушает. Законодательством установлен для работодателя особый порядок процедуры увольнения по сокращению штата работников состоящих в профсоюзном органе.

Доводы, представителя истца о том, что отсутствуют доказательства, что предполагаемое увольнение фактически носит дискриминационный характер судом отклоняется, поскольку наличие дискриминации не указано ответчиком в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в согласовании увольнения по сокращению штата.

Суд считает не имеющими юридического значения доводы представителя ответчика о том, что первичная профсоюзная организация в учреждении не была создана, фактически не осуществляла деятельность, поэтому не могла выносить какие либо решения и не было необходимости их уведомлять о предстоящем увольнении работников по сокращению штата, поскольку соответствующие доводы опровергаются материалами дела и в суде не установлены. Недействующей профсоюзная организация в установленном законом порядке не признана.

При указанных выше обстоятельствах изложенный в мотивированном мнении профсоюзного органа вывод по вопросу о несогласии увольнением председателя первичной профсоюзной организации ФИО5 и заместителя председателя первичной профсоюзной организации ФИО1 нельзя признать необоснованным.

Оспариваемым решением права истца муниципального учреждения Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» не нарушены. <адрес> организация Российского профсоюза работников культуры высказала свое мнение по поводу увольнения работников по сокращению штатов.

Руководствуясь ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление муниципального учреждения Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» к <адрес>ной организации Российского профсоюза работников культуры о признании необоснованным решения от ДД.ММ.ГГГГ о несогласии увольнением председателя первичной профсоюзной организации ФИО5 и заместителя председателя первичной профсоюзной организации ФИО1 – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья Е.В. Овчинникова

подлинник подшит

в гражданском деле

Пермского районного суда <адрес>

УИД 59RS0-51