ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3315 от 18.10.2011 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

                                                                                    Промышленный районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

г. Смоленск дело № 2-3315/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Шерина А.А.,

При секретаре Маренковой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах Ивановой В.М., Васильевой О.П., Федосеевой А.М., Коваль Т.П., Тимофеева О.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрации города Смоленска, Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Смоленского района Смоленской области в интересах Ивановой В.М., Васильевой О.П., Федосеевой А.М., Коваль Т.П., Тимофеева О.В. обратился в суд с иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Администрации города Смоленска, Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании права собственности.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Смоленского района Смоленской области по заявлению Коваль Т.П., проживающей в , была проведена проверка, в ходе которой установлено, что строение, в котором проживают граждане, является 6-ти квартирным деревянным одноэтажным жилым домом, общей площадью 183,1 м^2, жилой площадью 132,8 м^2. Указанный дом, возведенный в 1964 году, в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, ни капитальный ремонт, ни реконструкция названного жилья не производились. В доме отсутствуют инженерные сети, проживать в нем невозможно, однако разрешить обращения граждан не представляется возможным в связи с тем, что указанный объект недвижимого имущества не зарегистрирован в установленном законом порядке за определенным собственником. Администрация г. Смоленска, на территории которой с 1989 года находится дом, а также Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области, на территории которой дом находился ранее, отрицают, что являются собственниками указанного объекта недвижимого имущества.

Уточнив требования, просит суд:

- признать бездействие Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, не решающей вопрос по управлению многоквартирным домом , а также не проводящей обследование указанного дома на предмет пригодности его жилых помещений для проживания, признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - незаконным;

- обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в целях обеспечения контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам выбрать способ управления многоквартирным домом и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор обслуживания данного дома с организацией жилищно-коммунального хозяйства, создать комиссию для оценки спорного дома на предмет признания жилых помещений пригодными для проживания;

- признать право собственности на дом  за городом Смоленском. Обязать Администрацию города Смоленска оформить право собственности на указанный дом в установленном законом порядке;

- признать жилые помещения жилого дома  не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещения признаются непригодными для проживания;

- признать многоквартирный дом  аварийным и подлежащим сносу;

- обязать Администрацию г. Смоленска предоставить Ивановой В.М., Васильевой О.П., Федосеевой А.М., Коваль Т.П., Тимофееву О.В. жилые помещения по договорам социального найма;

- обязать межведомственную комиссию г. Смоленска, созданную в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, провести обследование многоквартирного жилого дома  на предмет соответствия жилых помещений указанного дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.08.2011 исковое требование прокурора Смоленского района Смоленской области о признании права собственности на объект недвижимости - дом  за Администрацией г. Смоленска выделено в отдельное производство, производство по остальным требованиям приостановлено до вступления в законную силу решения по требованию о признании права собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Олифиренко С.Н. требование о признании права собственности на спорный жилой дом за городом Смоленском поддержала, пояснив, что указанный дом в реестрах имущества Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области и Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области не числится, при этом в рамках проводимых в стране реформ объекты собственности, в частности муниципальной, имели территориальную привязку независимо от того, на чьем балансе они находились, следовательно спорный дом с момента включения  в территорию г. Смоленска является муниципальной собственностью г. Смоленска.

Истцы Иванова В.М., Васильева О.П., Федосеева А.М., Тимофеева О.В. заявленное прокурором требование поддержали.

Представитель ответчика - Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Голактионова И.В. просила требование о признании за Администрацией г. Смоленска права собственности на жилой дом  удовлетворить, пояснив, что спорный объект недвижимости на момент ввода в эксплуатацию (1965 год) находился на территории Смоленского района Козинского сельского поселения и состоял на балансе Смоленского районного совета народных депутатов. Ввиду отсутствия сведений в реестре муниципальной собственности жилой дом в 2008 году был снят с баланса Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области. Изначально дом правомерно находился на балансе администрации Смоленского района, так как территориально был расположен в Смоленском районе, впоследующем, в силу отнесения  к городу Смоленску, согласно Закону РСФСР «О собственности в РСФСР» и Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 дом доложен был передаваться на баланс Администрации г. Смоленска, что своевременно сделано не было. Учетные документы, по которым дом после территориального изменения остался на балансе Смоленского района, по существу ничтожны и не влекут правовых последствий. Исходя из положений ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Смоленского района не может являться собственником жилищного фонда, таким собственником могло бы быть сельское поселение, однако дом расположен на территории города и документально сельскому поселению не передавался.

Представитель ответчика - Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Гурченкова Т.В. позицию представителя Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области поддержала.

Представитель ответчика - Администрации города Смоленска Шрайбер О.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в 1991-1992 годах имущество передавалось в муниципальную собственность вместе с жилищно-эксплуатационными предприятиями в соответствии с утвержденным перечнем имущества, подлежащего включению в реестр муниципальной собственности. При этом жилой дом  в муниципальную собственность города Смоленска не передавался, в реестр муниципальной собственности Администрации города Смоленска не включался, из чего следует вывод о том, что он не значился на балансе жилищно-эксплуатационного предприятия - ПЖРЭП-№. Спорный дом находился на балансе Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, которая осуществляла в отношении него функции собственника, при этом исключение объекта недвижимости из реестра муниципальной собственности Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области не является основанием для возникновения права собственности города Смоленска на жилой дом. Передача объекта недвижимости должна соответствовать определенному законом порядку перераспределения имущества, однако вышеуказанный жилой дом ни при первоначальной передаче, ни впоследствии Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области в муниципальную собственность города не передавался, в реестре муниципального имущества не значился. Более того, решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 13.02.2007 Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области обязана выбрать способ управления многоквартирным жилым домом  и в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор обслуживания жилого дома с организацией жилищно-коммунального хозяйства, а также организовать сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов по указанному адресу.

Истец Коваль Т.П., привлеченные судом в качестве третьих лиц УЖКХ Администрации г. Смоленска и ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район», будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что жилой дом  введен в эксплуатацию 01.10.1965. До 1988 года указанный объект недвижимости находился на территории Смоленского района по адресу: д. Шейновка, ул. Школьная, д. 15, и состоял на балансе Смоленского районного совета народных депутатов Смоленской области, что подтверждается копией инвентарной карточки учета основных средств (л.д. 18), копией справки исполнительного комитета Смоленского районного Совета народных депутатов Смоленской области от 26.01.1989 (л.д. 120).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.02.1988 № 8330-XI (л.д. 118)  включена в состав г. Смоленска Смоленской области.

Из копии домовой книги следует, что в 1989 году граждане, проживающие в спорном жилом доме, были перерегистрированы по новому адресу:  (л.д. 68-86).

Согласно копии архивной выписки решением исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 16.02.1990 № 94 улица  переименована в улицу  (л.д. 121).

Решением исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов (без реквизитов) утверждено заключение ОБТИ, согласно которому владельцем спорного жилого дома является Промышленный райисполком, вид права - местные Советы (л.д. 122-123).

Вместе с тем, на основании решения Малого совета Смоленского районного Совета народных депутатов от 14.09.1993 № 67 (л.д. 62) жилой дом  включен в реестр муниципальной собственности МО «Смоленский район» Смоленской области, что подтверждается копией выписки из реестра муниципальной собственности от 25.03.2008 № (л.д. 29).

Согласно справке СФ ФГУП «Ростехинвентаризация» от 14.10.2004 спорный жилой дом зарегистрирован за Администрацией Смоленского района, при этом документов, подтверждающих право владения в ФГУП «Ростехинвентаризация» не зарегистрировано (л.д. 20).

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 14.08.2008 № 39 домовладение снято с баланса Администрации в связи с отсутствием документов о передаче жилого дома в собственность МО «Смоленский район» Смоленской области (л.д. 150-151).

Из ответа СФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 25.08.2010 следует, что квартиры, расположенные в доме  не приватизированы (л.д. 57).

Суд находит заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 5 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) в период включения  в состав г. Смоленска, жилой дом  относился к государственному жилищному фонду, находящемуся в соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР в ведении местных Советов народных депутатов, и до 1989 года числился на балансе Смоленского райисполкома.

Пунктами 1.5 и 2.3 Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 № 380, предусмотрено, что регистрации подлежат жилые дома, находящиеся на территории СССР, независимо от того, в чьем ведении они находятся, в том числе принадлежащие на праве государственной собственности, находящиеся в ведении местных Советов народных депутатов. В сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации, производимой в порядке указанной Инструкции, являются подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также другие документы, подтверждающие право собственности на строения.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

В силу п. 1 ст. 23 названного Закона РСФСР в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении.

Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации 27.12.1991 издал Постановление № 3020-1, в соответствии с п. 2 и приложением 3 которого, объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу п. 1 ст. 215 ГК РФ, ч.ч. 2-4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жилищный фонд может находиться в собственности городских округов и сельских поселений и не может находиться в собственности муниципального района.

Аналогичные положения закреплены в Уставах города Смоленска и МО «Смоленский район» Смоленской области (л.д. 124-131).

Постановлением Администрации Смоленской области от 24.10.2008 № 604 утверждены перечни имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности МО «Смоленский район» Смоленской области в муниципальную собственность вновь образованных сельских поселений Смоленской области, входящих в состав МО «Смоленский район» Смоленской области. Данные перечни не содержат информации о передаче спорного жилого дома.

Несмотря на то, что основанием для включения жилого дома  в реестр муниципальной собственности МО «Смоленский район» Смоленской области указано решение Малого совета Смоленского районного Совета народных депутатов от 14.09.1993 № 67, суд считает, что данное решение, регулирующее отношения по передаче жилищного фонда от сельхозпредприятий в ведение органов местного самоуправления, не распространяется на спорный жилой дом, поскольку он не находился и не должен был находиться, после включения  в черту города Смоленска, как в собственности МО «Смоленский район» Смоленской области, так и в собственности Козинского сельского поселения. Кроме того, отсутствует документальное подтверждение первоначального нахождения дома на балансе сельскохозяйственного предприятия.

На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При таких обстоятельствах, с момента включения  в состав г. Смоленска, спорный жилой дом в силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 должен был перейти в муниципальную собственность города Смоленска, независимо от того на чьем балансе он числился, Администрация города была обязана оформить право собственности на указанный объект недвижимости в установленном законом порядке и как собственник использовать его и нести бремя содержания (ст.ст. 209, 210 ГК РФ). Само по себе отсутствие регистрации права собственности на жилой дом, как в реестре муниципального имущества, так и в ЕГРП, юридического значения не имеет, поскольку согласно вышеприведенным нормам права, такое имущество должно принадлежать городу Смоленску на праве муниципальной собственности в силу Закона. При этом действия Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области по предоставлению гражданам жилой площади в жилом доме  (л.д. 28), а также иные действия по распоряжению указанным имуществом не порождают право собственности МО «Смоленский район» Смоленской области на данное имущество по вышеназванным причинам.

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 13.02.2007 (л.д. 132-133), которым Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области обязана выбрать способ управления многоквартирным жилым домом  и в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор обслуживания жилого дома с организацией жилищно-коммунального хозяйства, а также организовать сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов по указанному адресу не является преюдициальным по настоящему спору, в связи с тем, что вынесено по иным основаниям и вопрос о принадлежности дома, его надлежащем собственнике не был самостоятельным предметом исследования.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах Ивановой В.М., Васильевой О.П., Федосеевой А.М., Коваль Т.П., Тимофеева О.В. удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием - город Смоленск право муниципальной собственности на жилой дом .

Обязать Администрацию города Смоленска оформить право муниципальной собственности на жилой дом , с регистрацией права собственности в органах государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья А.А. Шерин