ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3315/19 от 08.08.2019 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего Путиловой Н.А.

при секретаре Хрибковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ года

дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> к ООО «НК-Нефтепродукт» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «НК-Нефтепродукт» о понуждении к совершению действий. Просит суд обязать ООО «НК-Нефтепродукт» по промплощадке, расположенной по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить следующие мероприятия:

-установить размеры санитарно-защитной зоны;

- разработать и утвердить программу производственного контроля в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства.

При проведении административного расследования с ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ООО «НК-Нефтепродукт», возбужденного по обращениям жителей <адрес> направленным в адрес прокуратуры <адрес> на неудовлетворенные условия проживания с в связи с деятельностью ООО «НК-Нефтепродукт» (размещение сливноналивной эстакады вблизи жилых домов на расстоянии менее 50 м, шумовое воздействие, испарения нефтепродуктов), выявлены следующие нарушения требований санитарных норм, допущенные ответчиком.

Место осуществления деятельности ООО «НК-Нефтепродукт»: <адрес>. Основной вид деятельности ОКВЭД 52.10.21 «Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки».

ООО «НК-Нефтепродукт» осуществляет эксплуатацию промплощадки, расположенной по адресу: <адрес>, согласно договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ. с ИП ФИО1, в том числе здание автозаправочной станции, подъездной железнодорожный путь, движимое имущество.

На площадке слива железнодорожных цистерн расположен железнодорожный тупик, протяженностью 1,8 км, эстакада слива нефтепродуктов, устройство слива нижнее (УСН) в количестве 5 ед., два трубопровода наземного исполнения до емкостей хранения резервуарного парка, бытовое помещение машиниста помещение насосной. Вместимость вагонов по фронту выгрузки - 5 вагонов-цистерн, Вместимость цистерны 70-80 м3. осуществляется прием только дизельного топлива.

На площадке нефтебазы располагается административно-бытовое помещение, два пункта выдачи нефтепродуктов в бензовозы, резервуарный парк, две насосные. В состав резервуарного парка входят емкости объемами: 2000 м3, 1000 м3, 3 единицы по 400 м3, 4 единицы по 50 м3, 3 единицы по 25 м3; остальные емкости: 6 единиц по 50 м3, 3 единицы по 25 м3 демонтируются.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные хоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции с изменениями составляет 100 м3 (раздел 7.1.11 «Объекты и «Склады горюче-смазочных материалов»). Ответчик является источником загрязнения атмосферного воздуха (пары нефтепродуктов, шумовое воздействие).

В пределах ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в южном направлении от площадки слива железнодорожных цистерн расположена жилая застройка <адрес>.

Установленные размеры санитарно-защитной зоны ООО «НК-Нефтепродукт» для объектов промплощадки по адресу: <адрес>, отсутствуют.

Программа производственного экологического контроля ООО «НК-Нефтепродукт» не представлена (отсутствует), что не соответствует требованиям ст.ст. 11,20,32 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ РФ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5., п.2.2., п.2.3., п.2.4., п.2.5., п.2.6., п.2.7., 4.1 СП 1.1.1058-01 и СП 1.1.2193-07 (Изменения и дополнения №1) «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4.1.1., п.5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

До настоящего времени заявление об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки ООО «НК-Нефтепродукт» по адресу: <адрес> с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес> не представлено.

Хозяйственная деятельность ООО «НК-Нефтепродукт» по фактическому адресу объекта осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, то является нарушением требований санитарного законодательства. В связи с этим ООО «НК-Нефтепродукт» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Постановлением рудничного районного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ. вина ООО «НК-Нефтепродукт» установлена и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.

Ответчик ООО «НК-Нефтепродукт» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено надлежащим образом, причину неявки суду не сообщило.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ ("Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В соответствии с п.3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018г. №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определены порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018г. №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставить в Федеральную службу по надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно п. 3 указанного постановления, в случае, если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу пор надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В судебном заседании установлено, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> на основании обращения жителей <адрес> направленным в адрес прокуратуры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. проведено административное расследование в отношении ООО «НК-Нефтепродукт».

В ходе расследования установлено, что ООО «НК-Нефтепродукт» осуществляет эксплуатацию промплощадки, расположенной по адрес: <адрес> согласно договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ. с ИП ФИО1, в том числе здания автозаправочной станции, подъездного железнодорожного пути, движимого имущества.

При проведении административного расследования выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: п.1.5., п.2.2., п.2.3., п.2.4., п.2.5., п.2.6., п.2.7., 4.1 СП 1.1.1058-01 и СП 1.1.2193-07 (Изменения и дополнения №1) «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4.1.1., п.5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

ООО «НК-Нефтепродукт» осуществляет свою деятельность по указанному адресу без установления размеров санитарно-защитной зоны в нарушение п.1.2, п.1.5., п.2.1., п.2.2., п.3.1., п.4.1., п.4.3 СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в новой редакции), п.3.1.6., п.3.1.7., разделом 3.3., п.4.11. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес> в отношении ООО «НК-Нефтепродукт» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. по ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановлением Рудничного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ООО «НК-Нефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Сведений о том, что ООО «НК-Нефтепродукт» обратилось в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки, суду не представлено, письменные доказательства, подтверждающие обратное, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, ответчик ООО «НК-Нефтепродукт» при осуществлении хозяйственной деятельности по адресу: <адрес> нарушает требования санитарного законодательства, а именно: ст.11, п.3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002г. «7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п.3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Правительства РФ от 03.03.2018г. «Об утверждении правилу установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», до настоящего времени не представил в Управление Роспотребнадзора по <адрес> заявление об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки по адресу: <адрес>, доказательств иного не представил.

Поскольку ответчиком нарушения санитарного законодательства не устранены, то суд находит, что следует обязать ООО «НК-Нефтепродукт» установить размеры санитарно-защитной зоны и разработать и утвердить программу производственного контроля в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

При определении срока исполнения вышеуказанных обязанностей, во исполнение требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что разумным необходимо определить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, то суд находит, что с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт» по промплощадке, расположенной по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия:

-установить размеры санитарно-защитной зоны;

- разработать и утвердить программу производственного контроля в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт» в местный бюджет госпошлину в размере 6000 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: (подпись)

Верно. Судья: Н.А. Путилова

Подлинник документа подшит в деле Центрального районного суда <адрес>