ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3315/20 от 09.12.2020 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

№2-3315/2020

35RS0001-02-2020-003068-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2020 года г. Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи Савичевой И.Д.,

при секретаре Кошуровой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1< > к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1< > обратился в суд с указанным иском. В основание указал, что решением ответчика ему отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа 8 лет и необходимого страхового коэффициента 11, 4 бала по ст. 8 Федерального закона от 18.12. 2013 № 400 «О страховых пенсиях». На дату определения права страховой стаж истца составил 4 года 10 месяцев 17 дней.

Истец работал в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.

Отказано в зачете в страховой общий стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку печати организаций на записях в трудовой книжке не просматриваются; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в записи о приеме на работу отсутствует должность; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ опять же по причине отсутствия четких печатей.

Кроме того, в его военном билете неверно указана фамилия и отчество. В связи с чем также отказано в оценке пенсионных прав по указанному военному билету.

Истец считает данное решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) необоснованным. При этом ссылается на Письмо Министерства социальной защиты РФ от 31.01.1994г № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан прибывших в РФ из государств ранее входивших в состав СССР» согласно которому при назначении пенсии гражданам прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников соглашения от 13.03.1992.

Просит признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика зачесть в страховую пенсию по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < > с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе имени < > с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в плодовом совхозе < > с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПО < > с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе сантехника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кооперативе < > Также просит признать пенсионные права застрахованного лица по военному билету < > от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Ф.И.О. соответствует его имени ФИО1< >.

В ходе судебного разбирательства ФИО1< > исковые требования уточнил. Просил включить в страховую пенсию стаж по военному билету от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Ф.И.О. соответствует его имени ФИО1< >. Пенсию назначить с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание ФИО1< > не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.

В судебное заседание ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) не обеспечил явки представителя, в письменном отзыве просит в иске отказать ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требований.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии по ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Соглашение стран < > от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> не подписала, участником Соглашения не является.

В Решении Экономического Суда < > от ДД.ММ.ГГГГ N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.

После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.

Такую же правовую позицию высказал в Определении от 15.07.2010 года N 1011-О-О Конституционный Суд РФ, указавший, что разрешение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики после 1 декабря 1991 года в страховой стаж гражданина, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.

В настоящее время какие-либо международные Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения отсутствуют.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР".

Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 8 данного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до ДД.ММ.ГГГГ, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

10 февраля 1995 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения заключено (далее также Соглашение от 10 февраля 1995 г.).

Пункт 4 статьи 1 названного соглашения предусматривает, что трудовой (страховой) стаж - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьей 2 Соглашения от 10 февраля 1995 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 6 Соглашения от 10 февраля 1995 г. предусмотрено, что назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.

При переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца прописки или получения вида на жительство (статья 7 Соглашения от 10 февраля 1995 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В пункте 6 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.

Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Указанные периоды работы на территории Республик Молдова подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения.

Исходя из вышеперечисленных норм права включению в страховой стаж истца периоды работы в Республике Азербайджан и Республике Молдова до 31.12.1990.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа 8 лет и необходимого страхового коэффициента 11, 4 бала по ст. 8 Федерального закона от 18.12. 2013 «О страховых пенсиях». На дату определения права страховой стаж истца составил 4 года 10 месяцев 17 дней.

При этом оценка пенсионных прав истца по периодам работы в Республике Азербайджан и Республике Молдова произведена по его трудовой книжке, которая, в свою очередь, имеет ряд недочетов, а именно не просматриваются или отсутствуют печати организаций на записях об увольнении, в записи на стр. 17-18 о приеме на работу отсутствует должность. Кроме того, трудовая книжка имеет незаверенные исправления, отсутствует нумерация и перевод.

По указанным основаниям истцу отказано в зачете периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в плодовом совхозе < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПО < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе < >, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ< >.

Суд не может согласиться с данным решением ввиду следующего.

Оценивая представленную трудовую книжку, суд приходит к выводу о том, что факт плохо просматриваемых печатей, либо их отсутствие, ненадлежащее оформление трудовой книжки работодателем сам по себе не может повлечь отрицательные последствия для работника и нарушать его пенсионные права. Оснований считать указанную трудовую книжку фиктивной у суда не имеется, ответчиком трудовая занятость истца в спорные периоды не опровергнута, подтверждается записями в трудовой книжке, которые отражают даты приема на работу и увольнения, номера приказов, расположены в хронологическом порядке. Все записи содержат указание на работодателя. Произведен перевод трудовой книжки, который заверен нотариально.

Каких-либо безусловных доказательств того, что произведенные работодателем записи являются недостоверными, а трудовые отношения истца в спорные периоды отсутствовали, ответчиком в материалы дела не представлено.

Отсутствие подтверждающих документов из компетентных органов < > также не может ущемлять пенсионные права истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о включении спорных периодов в страховой, общий трудовой стаж.

Также указанным решением ответчика истцу отказано оценке пенсионных прав по военному билету от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, неверно указана фамилия истца – «Оруджев», отчество – « Х.».

Поскольку в военный билет внесена запись в раздел «Особые отметки» - «Следует читать: фамилия ФИО1, имя: М., отчество: Г., оснований для отказа в оценке пенсионных прав суд не усматривает. Период службы в рядах Вооруженных Сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж в соответствии со подп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013, а также п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015.

С учетом включения спорных периодов, у истца имеется право на установление страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) отДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) зачесть ФИО1< > в страховой, общий трудовой стаж периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе < >;

с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в < >;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в плодовом совхозе < >;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПО < >,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в < >,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе < >,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период службы в Вооруженных Силах

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе < >.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГФИО1< >

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 года.

Судья И.Д. Савичева