ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3315/2022 от 26.05.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2-3315/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 26 мая 2022 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Котовой С.М.,

при секретаре Семеновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борнякова Н.Н. к Правительству Тюменской области, Администрации г.Тюмени о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения, заключении договора социального найма,

у с т а н о в и л:

истец Борняков Н.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Тюменской области, Администрации г.Тюмени о признании права состоять в списке лиц, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязании Правительства Тюменской области предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании Администрации г.Тюмени заключить договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что Борняков Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в . Постоянного благоустроенного жилья истец в собственности до настоящего времени не имеет, органы опеки и попечительства своевременно не поставили его на учет в компетентные органы с целью обеспечения жильем, в связи с чем им заявлены вышеуказанные требования.

В судебном заседании истец Борняков Н.И. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что впервые обратился в органы опеки и попечительства с целью включения в список лиц, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, около 10 лет назад.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Тюменской области, третьего лица Департамента социального развития Тюменской области Воронцова И.О. исковые требования не признала.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации города Тюмени при надлежащем извещении не явился.

Суд, заслушав участвующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно материалов дела, иск о признании права состоять в списке лиц, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставлении жилого помещения, заявлен истцом в целях того, чтобы он имел возможность воспользоваться дополнительными гарантиями по социальной поддержке, установленными для лиц указанной категории Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет время вступления закона в силу, то есть время, с которого закон начинает применяться в Российской Федерации.

Общий порядок вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». По общему правилу, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Текст Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 №52, ст. 5880.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие. Содержание данного принципа имеет две составляющие, одна из которых касается вновь возникающих после вступления Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отношений, другая - продолжающихся после введения в действие данного закона правоотношений.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу. Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется в полной мере. К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу названного закона, закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

Как установлено судом, Борняков Н.Н. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в , что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент социального развития Тюменской области с вопрос обеспечения жилым помещением по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа».

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом социального развития Тюменской области истцу разъяснено, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что Борняков Н.Н. остался без попечения возрасте до 18 лет, достижением возраста 23 лет, вопрос обеспечения жильем по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа» может быть рассмотрен судом.

Истец Борянков Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершеннолетия достиг в ДД.ММ.ГГГГ, возраста 23 лет - в ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на истца не распространяется.

Истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий впервые обратился в 2021 году в возрасте 64 лет, тогда как по достижении возраста 23 лет лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Более того, в силу п. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилые помещения предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечении родителей, гражданам из числа сирот детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в вооруженных силах либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Пунктом 3 ст. 60 ЖК РСФСР предусмотрено, что в случае, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение не возможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

Жилищное законодательство РФ и РСФСР в части, касающееся предоставления жилых помещений по договору социального найма, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в жилых помещениях.

По достижении 23 лет указанные лица уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на поучение такой социальной поддержки.

До достижения возраста 23 лет истец с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращался, вопрос о предоставлении мер социальной поддержки не ставил, что им не оспаривается.

Поскольку истец в суд обратился в 2022 года, т.е. после достижения 23-летнего возраста, то оснований для признания права состоять в списке лиц, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений», суд не находит. В связи с чем отказывает и в удовлетворении требовний об обязании Правительства Тюменской области предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании Администрации г.Тюмени заключить договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 263-265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Борнякова Н.Н. к Правительству Тюменской области, Администрации г.Тюмени о признании права состоять в списке лиц, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязании Правительства Тюменской области предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании Администрации г.Тюмени заключить договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2022 года.

Судья С.М. Котова