ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3316/2022 от 16.08.2022 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд 27.07.2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

16 августа 2022 года

Калининский районный суд в составе:

председательствующего судьи: О.В. Гайворонской,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания М.А. Демиденко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО Верхнеобского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству к СНТ «Железнодорожник» о возложении обязанности по проведению мероприятий,

У С Т А Н О В И Л :

Верхнеобское ТУ Росрыболовства обратилось в суд с иском к СНТ «Железнодорожник» о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование иска указано, что Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству выявлены нарушения в части не проведения компенсационных мероприятий СНТ «Железнодорожник», предусмотренных заключением Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 09.09.2019г. о согласовании осуществления деятельности в рамках представленных материалов по объекту «Забор вод из для полива СНТ «Железнодорожник». СНТ «Железнодорожник» было согласовано осуществление деятельности в рамках материалов проектной документации по объекту «Забор вод из для полива СНТ «Железнодорожник» при условии:- заключения договоров искусственного воспроизведения водных биоресурсов с Верхнеобским ТУ Росрыболовства и выпуска в 2020 году, в водные объекты, установленные указанными выше договорами, 267 экз. молоди нельмы, навеской не менее 0,5 г в водные объекты Обь-Иртышского рыбохозяйственного района Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, до прекращения негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. На основании представленной заявки на согласование деятельности последствия негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания СНТ «Железнодорожник» планировал устранить в 2020 году в 2020 году путем выпуска В случае приостановления ил прекращения согласованной деятельности, в соответствии с условиями согласования необходимо направить в Верхнеобское ТУ Росрыболовства соответствующее уведомление не позднее 3-х месяцев после принятия решения о такой приостановке и/или прекращении деятельности, такое уведомление от СНТ «Железнодорожник» в Верхнеобское ТУ Росрыболовства не поступало. Поскольку в силу п. 7 Положения 380 проведение мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения возложено на хозяйствующие субъекты, доказать невозможность проведения восстановительных мероприятий посредством искусственного воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов обязанность СНТ «Железнодорожник». По данным сайта ГИС Рыбоохрана СНТ «Железнодорожник» не проводило компенсационных мероприятий. Так же, был сделан запрос в Верхнеобское ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе Верхнеобского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ на запрос указано на то что: от СНТ «Железнодорожник» сведения (информация) о приостановке или прекращении деятельности, а так же заявлений на включение в план искусственного воспроизводства водных биоресурсов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступало. Таким образом, в нарушение выданного Верхнеобским ТУ Росрыболовства заключения СНТ «Железнодорожник» осуществило деятельность без проведения компенсационных мероприятий.

Верхнеобское ТУ Росрыболовства просит обязать СНТ «Железнодорожник» провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением Вернеобского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании осуществления деятельности в рамках представленных материалов по объекту: «Забор вод из для полива СНТ «Железнодорожник» (л.д. 2-7).

Представитель истца Верхнеобского ТУ Росрыболовства в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.32).

Представитель ответчика СНТ «Железнодорожник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Возврат судебной повестки за истечением срока хранения ответчику суд на основании ст. 115, 117 ГПК РФ оценивает как отказ от получения судебной повестки и злоупотребление правом, в связи с чем признает надлежащим извещением. Сведениями из ЕГРЮЛ подтверждается адрес места нахождения ответчика. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Применительно к положениям п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 221, и ч. 2 ст. 117 ГПК ПФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Железнодорожник» направил в адрес Верхнеобского ТУ Росрыболовства заявку на согласование программы планируемых работ по проекту «Забор вод из для полива СНТ «Железнодорожник» для соблюдения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных пп. «з» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ – выпуск молоди нельмы в количестве 267 экз., сроки выполнения мер – 2020г. (л.д.23-24).

При этом, ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Железнодорожник» получено заключение Верхнеобского ТУ Росрыболовства о согласовании осуществления вышеуказанной деятельности до 2020 года включительно (л.д.8-11).

Из указанного заключения следует, что обязательным условием согласования деятельности является проведение запланированных природоохранных мероприятий, в том числе предусматривающих ограничение производства работ в водном объекте в период нереста и развития и ската личинок к местам нагула от начала распаления льда (появления забегов) по 20 мая.

В качестве компенсационных мероприятий для восстановления нарушенного состояния водных биологических ресурсов Верхне-Обским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» рекомендовано осуществление искусственного воспроизводства молоди одного из следующих видов рыб в количестве: осётра- 1109 экз., нельмы-2678 экз., муксуна – 719 экз., стерляди-2822 экз., с последующим выпуском в водный объект Обь-Иртышского рыбохозяйственного района Западно- Сибирского рыбохозяйственного бассейна.

Устранение последствий негативного воздействия на окружающую среду будет осуществляться путем заключения договоров искусственного воспроизводства водных биоресурсов с Верхнеобским ТУ Росрыболовства и выпуска в 2020г. в водные объекты, установленные указанными выше договорами, 267 экз. молоди нельмы, навеской не менее 0,5 г. в водные объекты Обь-Иртышского рыбохозяйственного района Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, до прекращения негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания.

В случае приостановки и/или прекращения согласованной деятельности необходимо направить в Верхнеобское ТУ Росрыболовства соответствующее уведомление не позднее 3 месяцев после принятия решения о такой приостановке и/или прекращении деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, указанной в настоящей статье, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В силу положений ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в час.1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ).

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды из обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.

В соответствии с п. 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» пункта 2 настоящего Положения.

Подпунктом «з» пункта 2 Положения установлены меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Согласно п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Ч. 6 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, Верхнеобским ТУ Росрыболовства выявлено нарушение СНТ «Железнодорожник», выразившееся в не проведении компенсационных мероприятий, предусмотренных заключением Верхнеобского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес СНТ «Железнодорожник» была направлена претензия, в которой последний обязан в течение месяца со дня получения претензии провести компенсационные мероприятия, либо предоставить, подтверждающие документы проведения компенсационных мероприятий (л.д.19-20).

Однако, в судебном заседании было установлено, что до настоящего времени компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением Верхнеобского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не выполнены, что влечет нарушение интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, как указано в иске, из сведений ГИС Рыбоохрана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Железнодорожник» не проводило компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением Верхнеобского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Также из ответа Верхнеобского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что сведений о приостановке или прекращении деятельности, а также заявлений на включение в план искусственного воспроизводство водных ресурсов от СНТ «Железнодорожник» не поступало (л.д.26).

Так, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, ответчик не представил каких-либо возражений против заявленных исковых требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Верхнеобского ТУ Росрыболовства об обязании ответчика провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании осуществления деятельности в рамках представленных материалов по объекту: «Забор вод из для полива СНТ «Железнодорожник подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Также, с ответчика СНТ «Железнодорожник» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлины в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО Верхнеобского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворить.

Обязать СНТ «Железнодорожник» провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании осуществления деятельности в рамках представленных материалов по объекту: «Забор вод из для полива СНТ «Железнодорожник».

Взыскать с СНТ «Железнодорожник» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

Заочное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

На «___» __________ 2022 решение суда в законную силу не вступило.

Подлинное решение находится в материалах гражданского дела за Калининского районного суда (уникальный идентификатор дела 54RS0-57).

Судья