РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2014 г. г.Октябрьский, РБ
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Александриной И.А.
при секретаре Закировой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3317/14 по Садового некоммерческого товарищества «Заря-1» к Председателю президиума Совета городского округа г.Октябрьский РБ ФИО1 о признании незаконным постановления Президиума Совета от 26.09.2014 г. № 89 «О публичных слушаниях» 10.10.2014 г. в части 2, п. 1,
УСТАНОВИЛ:
Садовое некоммерческое товарищество «Заря-1» в лице его председателя ФИО2 обратилось в суд с иском к председателю президиума Совета городского округа г.Октябрьский РБ ФИО1 о признании незаконным постановления Президиума Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О публичных слушаниях» ДД.ММ.ГГГГ в части 2, п. 1, в обоснование заявленных требований указал, что в газете Октябрьский нефтяник № от ДД.ММ.ГГГГ Совет городского округа <адрес> РБ известил о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний, в зале заседаний администрации ГО по <адрес>, по вопросу проекта планировки и проекта межевания квартала <адрес> ( территория Садово некоммерческого товарищества «Заря-1»), с проектом планировки и межевания они ознакомились в библиотечном центре по <адрес>. Как выяснилось ООО СК <данные изъяты> представивший проект планировки и межевания, не является правообладателем данных земель, так как собственниками земель являются сами садоводы, зарегистрировавшие свои права в регистрационном органе. Полагают что назначение публичных слушаний по данному вопросу противоречит законодательству, поскольку Совет городского округа г.Октябрьский имеет полномочия назначать публичные слушания лишь в случае слушаний по проектам муниципальных правовых актов и внесения изменений в генеральный план города, на публичные слушания выносится проект межевания территории только при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Указывает на то, городской Совет взял на себя полномочия распоряжаться имуществом принадлежащим членам товарищества в пользу ООО СК <данные изъяты> не имеющего никаких прав на данное имущество. Просит суд признать незаконным постановления Президиума Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О публичных слушаниях» ДД.ММ.ГГГГ в части 2, п. 1 «Проекта планировки и межевания квартала <адрес>
Представители истца ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что о публичных слушаниях им стало известно из публикации, само постановление так же как и сообщение о проведении публичных слушаний не содержат подробной информации о том, в связи с чем и на каком основании на публичные слушания будет поставлен вопрос о проектировки и межеванию земель, принадлежащих на праве собственности товариществу и его членам, что является недопустимым, кроме того основания для назначения публичных слушаний по данному вопросу не имеется, земля не является муниципальной тем самым нарушаются права самого товарищества и собственников земельных участков. Указали что проект изготовлен лицом, не имеющим каких-либо прав на данные земельные участки, правовая оценка данного проекта не проводилась.
Представитель Совета ГО г.Октябрьский РБ ФИО5 в судебном заседании возражала, полагала, что оспариваемое Постановление не нарушает прав и законных интересов товарищества и не является нормативно правовым актом.
Представитель Администрации ГО г.Октябрьский РБ ФИО6 также возражала против заявленных требований поддержала отзыв составленный ответчиком.
Заслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Положениями ст. 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Часть 1 статьи 249 ГПК РФ устанавливает, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Президиума Совета от ДД.ММ.ГГГГ № « О публичных слушаниях» ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести публичные слушания по вопросам: «…..проекта планировки и проект межевания квартала <адрес> г. в <данные изъяты> в зале заседаний администрации городского округа.
Истцом определен предмет судебной проверки, указано кем и каким образом нарушены права и свободы товарищества.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Дата и место проведения публичных слушаний по вопросу проекта планировки и проект межевания квартала <адрес> были установлены оспариваемым Постановлением.
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний было опубликовано, истец с ним был ознакомлен.
Истец полагал, что данное постановление ущемляет права товарищества, поскольку проект планировки и межевания затрагивает земельные участки, принадлежащие товариществу на праве собственности, в результате рассмотрения настоящего проекта на публичных слушаниях истцы могут лишиться своим законных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Представитель Совета городского округа считала, что истцом не представлены доказательства нарушения решением президиума Совета об объявлении публичных слушаний прав и свобод СНТ «Заря-1», создания препятствия к осуществлению прав и свобод истца или незаконного возложения на СНТ «Заря-1» какой-либо обязанности. Указала, что согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.45, ст.46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12 Устава городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан постановление Президиума Совета «О публичных слушаниях» от 26 сентября 2014 года № 89, по сути решение об объявлении публичных слушаний не является правовым актом по распоряжению земельными участками, принято в пределах полномочий Совета городского округа, в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией предложенных к обсуждению проектов.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, как это установлено пп. 1 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
При этом согласно п. 1 ст. 61 того же Кодекса ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Данная норма материального права корреспондирует положению п. 1 ст. 13 ГрК РФ, предусматривающей, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из вышеизложенного следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствия его закону или иному правовому акту; 2) нарушения им гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица и (или) физического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 20 ст. 14 ФЗ "О общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131 к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.По вопросам местного значения населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт - обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Согласно частям 1 - 3 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со ст. 46 (части 5, 6) ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
По смыслу ст. ст. 28, 39 ГрК РФ публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер. При этом проведение публичных слушаний направлено на соблюдение баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Совет городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан является представительным органом муниципального образования, осуществляющим на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан полномочия по решению вопросов местного значения.
Совет состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан.
В соответствии с Регламентом Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденным решением Советом от 04.07.2013г. №188 Президиум Совета создается для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета и осуществления иных полномочий, предусмотренных Уставом, регламентом и решениями Совета.
В Президиум входят председатель Совета, заместитель председателя Совета, председатели постоянных комиссий Совета и председатель Комиссии по соблюдению Регламента Совета, статусу и этике депутата. Постановления Президиума Совета подписывает председатель Совета. Соответственно постановления Президиума не являются единоличным решением должностного лица.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами представительного органа городского округа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний (ст.28 Федерального закона №131-Ф3, ст. 12 Устава).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определен Положением о публичных слушаниях по проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа город Октябрьский республики Башкортостан, утвержденным решением Совета от 11 апреля 2008 года №26.
В соответствии с ч.5 ст.46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Публичные слушания по проектам планировки территории и проектам межевания территории проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (ч.7 ст.46 ГрК РФ).
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч.ч. 8, 9 ст.46 ГрК РФ).
Поскольку публичные слушания, являясь формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер, так как результаты публичных слушаний не обязательны для уполномоченного органа местного самоуправления при принятии им распорядительного решения, то публичные слушания и их результаты не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 10 ст. 46 ГрК РФ).
В силу ч. 13 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ГО <адрес> было постановлено провести подготовку документации по планировке территории ГО <адрес> на пересечении <адрес> и ул. № в микрорайоне <адрес> с целью многоэтажной застройки. На основании принятия данного Постановления глава администрации ГО г.Октябрьский просил вынести на публичные слушания проект « Проект планировки и проект межевания квартала <адрес>» разработанный на основании постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке документации по планировке территории.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ предметом судебного исследования не являлось.
Суд оценив в совокупности положения и нормы действующего законодательства отвергает доводы истца о том, что публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания вышеуказанной территории нарушают права и законные интересы правообладателей земельных участков, поскольку они основаны на неверном толковании положений ГрК РФ.
Сами по себе публичные слушания не имеют отношения к разработке документации по планировке указанной территории и ее утверждению и согласованию.
Проект планировки никоем образом не определяет размеры и координаты земельных участков, кто обладает правами собственности на те или иные участки правами собственности на те или иные участки, и тем более не является актом распоряжения данными земельными участками, что прямо определено ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, исходя из смысла которой, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В проекте планировки определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории.
Истцом не приведено убедительных доказательств, нарушения его прав и охраняемых законом интересов оспариваемым Постановлением, поэтому оно не может нарушать прав заявителя.
Кроме того, задание на разработку проектов не является решением органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 254-256, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований Садового некоммерческого товарищества «Заря-1» к Председателю президиума Совета городского округа г.Октябрьский РБ ФИО1 о признании незаконным постановления Президиума Совета от 26.09.2014 г. № 89 «О публичных слушаниях» 10.10.2014 г. в части 2, п. 1 - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.А. Александрина