Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2016г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего Кудряшова А.В.
при секретаре Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по включению периода работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту государственной службы и занятости населения Смоленской области о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периода ее работы в должности инженера-программиста в АО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., отметив, что с ДД.ММ.ГГГГ. замещала должности в отделе социальной зашиты населения Промышленного района г.Смоленска, а ДД.ММ.ГГГГ. заключенный с истицей служебный контракт прекращен, в связи с увольнением последней по собственной инициативе. Ответчик дважды неправомерно отказал ФИО1 во включении в упомянутый стаж спорного периода ее работы в должности инженера-программиста названного предприятия, опыт и знание работы в которой были необходимы истице для выполнения должностных обязанностей государственного гражданского служащего.
Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, указав на то, что в период работы АО «<данные изъяты>» истицей были приобретены навыки работы с компьютерной и иной оргтехникой, она овладела своевременными средствами, методикой и технологией работы с информацией и документацией, которые использовались в последующем последней при исполнении должностных обязанностей государственного гражданского служащего.
Представитель Департамента государственной службы и занятости населения Смоленской области ФИО3, возражая против удовлетворения иска, указала на отсутствие оснований для включения спорного периода работы истицы в стаж государственной гражданской службы, поскольку последняя в настоящее время государственной гражданской служащей не является, а в период замещения ФИО1 должности государственной гражданской службы соответствующий вопрос положительно разрешен не был. Кроме того, сослалась на то, что наличие полученных истицей в АО «<данные изъяты>» навыков работы не являлось определяющим для исполнения ею должностных обязанностей при замещении должностей государственной гражданской службы, работа в которых была связана в основном с осуществлением мероприятий по назначению и перерасчету различных социальных выплат, выдаче удостоверений и свидетельств, тогда как работа с компьютерной и иной оргтехникой, программным обеспечением и базами данных лишь обеспечивала выполнение ФИО1 основных функциональных обязанностей, которые существенно отличаются от выполняемых истицей обязанностей по должности инженера-программиста АО «<данные изъяты>».
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.7 Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Исходя из положений ст.3 Закона Смоленской области от 19.09.2005 №81-з «О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим государственные должности Смоленской области, государственные должности государственной службы Смоленской области, должности государственной гражданской службы Смоленской области», устанавливающего условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств областного бюджета, порядок назначения, расчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим на 16 августа 1995 года и позднее на постоянной основе государственные должности Смоленской области, государственные должности государственной службы Смоленской области, должности государственной гражданской службы Смоленской области, пенсия за выслугу лет назначается названным лицам при наличии стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, который для лиц уволенных по собственному желанию составляет не менее 15 лет. В стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включаются периоды службы (работы) на государственных должностях Смоленской области, государственных должностях государственной службы Смоленской области, должностях государственной гражданской службы Смоленской области и других должностях, установленных Положением о порядке включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов службы (работы) на государственных должностях Смоленской области, государственных должностях государственной службы Смоленской области, должностях государственной гражданской службы Смоленской области и других должностях (приложение).
На основании п/п.4.1 п.2 упомянутого Положения, являющегося приложением к Закону Смоленской области от 19.09.2005 №81-з, в стаж для назначения упомянутой пенсии включаются, в частности, периоды, засчитанные в соответствии с п.4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года №1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации». Указанные периоды работы в совокупности не должны превышать пяти лет.
В силу п.4 названного Порядка в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
По делу установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала в должности инженера-программиста в АО «<данные изъяты>», осуществляя расчеты по бухгалтерскому учету, по заработной плате и материалам, налогам и сборам, а также расчеты квартплаты и льгот по квартплате для отдельных категории граждан, обслуживание персональной сети ЭВМ, обеспечение ведения и сопровождения баз данных, электронного документооборота, развертывание и обновление программного обеспечения и баз данных, разработку и документирование программных интрефейсов, инструкций по работе с программами, организацию обучения работников предприятия основам работы с базами данных и использования специальных прикладных программ, составление аналитических справок по заработной плате и товарно-материальным ценностям. Во время исполнения данных трудовых обязанностей истица приобрела навыки работы с компьютерной и иной оргтехникой, овладела своевременными средствами, методикой и технологией работы с информацией и документацией (л.д.9, 20).
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 замещала должности ведущего специалиста, главного специалиста, руководителя сектора отдела социальной защиты населения Администрации <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ. была переведена на работу в Департамент Смоленской области по социальному развитию на младшую государственную должность государственной службы Смоленской области - специалиста 1-й категории отдела социальной защиты населения в Промышленном районе г.Смоленска (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ. заключенный с истицей служебный контракт прекращен, в связи с увольнением последней по собственной инициативе (л.д.12).
По утверждению ФИО1, при исполнении, как государственной гражданской служащей должностных обязанностей ею использовались навыки, полученные при работе в должности инженера-программиста в АО «<данные изъяты>», что следует из характера осуществлявшейся ею при замещении должности специалиста 1-й категории отдела социальной защиты населения в Промышленном районе г.Смоленска служебной деятельности, связанной согласно должностному регламенту с управлением процессом обмена информацией, информационно-технологическими потоками по эксплуатируемым программным комплексам, обеспечением поддержки электронного документооборота средствами телекоммуникаций, организацией актуализации баз данных, бесперебойного функционирования локальных вычислительных сетей, файл-серверов, организацией методико-консультативной работы по обучению специалистов особенностям работы с базами данных, программным обеспечением, правилам пользования средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи, тестированием технических средств и сетевого оборудования с помощью диагностических программ, организацией установки и настройки программно-технических средств коммуникационной ПЭВМ, ведением бухгалтерского учета, осуществлением операций по приему-выдаче денежных средств, расчетов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. (л.д.14-19).
ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обращалась в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлениями о включении в стаж ее государственной гражданской службы периода работы в должности инженера-программиста в АО «Смоленский <данные изъяты>» продолжительностью 5 лет, в чем истице было отказано, ввиду необоснованности ее требований (л.д.27-30, 45-46).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию с аналогичным заявлением. Однако письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении просьбы истицы отказано по причине того, что на момент обращения с упомянутым заявлением она не являлась государственной гражданской служащей (л.д.26-27).
Из приведенных выше нормативных положений не следует, что право на включение предусмотренных п/п.4.1 п.2 Положения, являющегося приложением к Закону Смоленской области от 19.09.2005 №81-з, периодов трудовой деятельности в стаж государственной гражданской службы имеют только действующие государственные гражданские служащие. Данная правовая норма прямо не устанавливает запрета на включение указанных периодов работы в данный стаж после увольнения гражданина со службы. Право лица на пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от нахождения его в момент обращения за реализацией данного права на службе.
Между тем, анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
По смыслу п.4 Порядка, утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года №1532, работа в качестве руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях включается в стаж государственной гражданской службы в том случае, если она имела место до поступления на государственную гражданскую службу и полученный на такой работе опыт был необходим государственному гражданскому служащему для исполнения его обязанностей по замещаемой должности. Профессиональная деятельность на предшествующей работе, как правило, должна соответствовать основным трудовым функциям государственного гражданского служащего по замещаемой им должности государственной гражданской службы.
При этом, в силу прямого указания, содержащегося в п/п.4.1 п.2 Положения, являющегося приложением к Закону Смоленской области от 19.09.2005 №81-з, в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, упомянутая выше работа включается только в том случае, если соответствующие периоды трудовой деятельности гражданина уже были засчитаны в соответствии с п.4 Порядка, утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года №1532, в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Решение вопроса о включении в стаж государственной гражданской службы названных периодов работы отнесено к компетенции представителя нанимателя на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, и подобное включение работы в специальный стаж является правом, а не безусловной обязанностью названных лиц, которыми эти периоды работы оцениваются только на предмет необходимости государственному гражданскому служащему опыта и знаний, приобретенных за время данной работы, для выполнения его обязанностей по должности государственного гражданского служащего.
Из объяснений представителей сторон спора следует, что в период прохождения ФИО1 государственной гражданской службы пятилетний период работы истицы в должности инженера-программиста в АО «<данные изъяты>» в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в установленном законодательством порядке включен не был. Решения об отказе во включении соответствующего периода работы в стаж государственной гражданской службы, принятые в 2008г. и в 2014г. ФИО1 не оспаривались.
Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37, в должностные обязанности инженера-программиста входит: разработка программ, обеспечивающих возможность выполнения алгоритма решения экономических и других задач средствами вычислительной техники, проведение их тестирования и отладки; осуществление выбора языка программирования для описания алгоритмов и структур данных; определение информации, подлежащей обработке средствами вычислительной техники, ее объемов, структуры и схемы ввода, обработки, хранения и вывода; выполнение работы по подготовке программ к отладке и проведение отладки; проведение корректировки разработанной программы на основе анализа выходных данных; разработка инструкции по работе с программами; осуществление сопровождения внедренных программ и программных средств и др.
В соответствии с представленным в дело должностным регламентом служащего Смоленской области, замещающего должность специалиста 1-й категории отдела социальной защиты населения в Промышленном районе г.Смоленска Департамента Смоленской области по социальному развитию, в должностные обязанности названного специалиста входит: осуществление мероприятий оказания материальной помощи в виде денежных средств гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям-сиротам, безнадзорным детям; осуществление мероприятий по назначению, отказу в назначении, приостановлению и прекращению выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям и иных социальных выплат; организация работы по направлению престарелых граждан и инвалидов в областные государственные учреждения социального обслуживания на временное и постоянное проживание; организация работы по оздоровлению и отдыху детей и подростков, осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений; выдача удостоверений и свидетельств о праве на льготы; участие в подготовке проектов договоров с организациями, осуществляющими коммунальное и иное обслуживание и др.
Таким образом, основные направления деятельности (трудовая функция) инженера-программиста по характеру и специфике работы не соответствуют основным должностным обязанностям специалиста 1-й категории отдела социальной защиты населения в Промышленном районе г.Смоленска, что позволяет суду согласиться с доводам представителя ответчика о том, что наличие полученных ФИО1 в АО «<данные изъяты>» навыков работы не являлось определяющим для исполнения ею должностных обязанностей при замещении должностей государственной гражданской службы, работа в которых с компьютерной и иной оргтехникой, программным обеспечением и базами данных лишь обеспечивала выполнение истицей основных функциональных обязанностей.
Имеющиеся в деле доказательства, указывающие лишь на частичное совпадение трудовых функций ФИО1 в спорный период и в период замещения ею должностей государственной гражданской службы, не дают суду оснований для вывода о том, что опыт и знания, приобретенные истицей в период работы в должности инженера-программиста действительно были объективно необходимы для выполнения ею должностных обязанностей государственного гражданского служащего и без таких знаний и опыта замещение ФИО1 упомянутых выше должностей государственной гражданской службы было бы невозможным.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по включению периода работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В.Кудряшов