Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сковородино 28 июня 2013 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Куц Е.В.,
представителя ответчика – Администрации Сковородинского района – Рябовой В.С.,
при секретаре Гунькиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах Белкановой <данные изъяты> к Администрации пгт.Ерофей Павлович Сковородинского <адрес>, Администрации Сковородинского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района в интересах Белкановой <данные изъяты> обратился в суд с иском к <адрес>, <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования прокурор Сковородинского района указал, что в прокуратуру Сковородинского района поступило обращение от гр. Белкановой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов как лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате проведенной проверки установлено, что Белканова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей: мать - Белканова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ№), отец- Белканов <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления главы Сковородинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждении опеки над н/л Белкановой Е.А.» над н/л Белкановой Е.А. установлена опека, опекуном назначен Салямов <данные изъяты>.
Постановлением главы муниципального образования пос<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ за Белкановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, закреплена жилая площадь по адресу: Большая Омутная, <адрес>, общей площадью 61,00 кв.м.
В силу положений ст.<адрес> «О жилищной политике в <адрес>» нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии устанавливается учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - на семью из 2-х человек;
18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Согласно договору социального найма (№ от ДД.ММ.ГГГГ) в квартире, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 61,00 кв.м. зарегистрированы и проживают: Салямов <данные изъяты> (наниматель), Салямова <данные изъяты> (жена), Салямова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), Салямов <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), Белканова <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким, образом, норма жилого помещения не соответствует условиям проживания граждан.
Кроме того, из содержания ч.1 ст.62 Жилищного кодекса РФ следует, что предметом договора социального найма является жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). В свою очередь жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, далее - Положение), основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (п. 15 Положения).
Между тем, из обращения заявителя усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной жилищной комиссией Сковородинского района проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и составлен Акт б/№, где дано заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.
Вышеперечисленные недостатки свидетельствуют о том, что жилое помещение, предоставленное Белкановой Е.А., не соответствует установленным требованиям. Таким образом, право Белкановой Е.А. на получение жилого помещения, отвечающего требованиям жилишного законодательства нарушено.
Одним из способов защиты жилищных прав является восс ановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права. В данном случае с целью восстановления нарушенного права Белкановой Е.А. ее следует признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как гражданина, являющегося лицом из числа детей-сирот.
Согласно действующей редакции ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч.1 ст.4 настоящего Закона (однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления).
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В связи с чем, просит суд признать недействительным постановление главы муниципального образования пос.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья по адресу: <адрес>, за несовершеннолетней Белкановой Е.А.».
Возложить на администрацию рабочего поселка (пгт.) Ерофей Павлович обязанность признать Белканову <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как гражданина, являющегося лицом из числа детей-сирот.
Возложить на администрацию Сковородинского района обязанность предоставить Белкановой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - рабочий поселок (пгт.) <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Куц Е.В. отказалась от поддержания исковых требований о признании недействительным постановления главы муниципального образования пос.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья по адресу: <адрес>, за несовершеннолетней Белкановой Е.А.» и возложении на администрацию рабочего поселка (пгт.) <адрес> обязанности признать Белканову <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как гражданина, являющегося лицом из числа детей-сирот.
Просит суд обязать администрацию Сковородинского района Амурской области предоставить Белкановой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - рабочий поселок (пгт.) <адрес><адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.
Истица Белканова Е.А., надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Согласно ходатайству, поступившему от Белкановой Е.А., она просит рассмотреть дело в ее отсутствие. На исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации рабочего поселка (пгт) <адрес> должным образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие <адрес>.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – Администрации рабочего поселка (пгт) <адрес><адрес>.
Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление следует, что на момент закрепления жилого помещения за несовершеннолетней Белкановой <данные изъяты>, 1991 года рождения, по адресу: <адрес> в квартире, общей площадью 61 кв.м., совместно с ней проживали : Елхин А.А.- отчим, Салямов Е.А.- брат. Таким образом, учетная норма на каждого члена семьи составляла более 18 кв.м. В результате обследования данного жилого помещения межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с этим возникает необходимость проведения капитального ремонта для продолжения процедуры оценки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Статья 109.1 Жилищного Кодекса устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном <адрес>.
Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи в порядке, установленном статьей 4.1 настоящего Закона.
Уполномоченным органом является исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования.
Исходя из вышеизложенного следует, что администрация рабочего поселка Ерофей Павлович в соответствии с действующим законодательством не наделена полномочиями для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Белкановой <данные изъяты>, имеющей статус сироты.
Представитель Администрации Сковородинского района Рябова В.С. суду показала, что исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Белкановой Е.А. не признает в полном объеме. Считает, что указанные требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: обеспечиваются органами исполнительной власти по месту очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.».
Согласно информации органа опеки и попечительства отдела образования администрации Сковородинского района, за Белкановой Е.А. было закреплено жилое помещение на территории Сковородинского района, в котором сейчас она и проживает. Указанное обстоятельство исключает возможность удовлетворения заявленных требований и предоставления Белкановой Е.А. другого жилого помещения.
Третье лицо на стороне ответчика - Министерство образования и науки Амурской области, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Амурской области.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - Министерства образования и науки <адрес>.
Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление Министерства образования и науки <адрес> следует, что согласно ст.1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.7 ст.1 Закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям, соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями" (п.. 9).
Согласно ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (п. 1).
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (п.2).
Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N15-03) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления его в силу.
В соответствии с абзацем первым статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.16-03, от ДД.ММ.ГГГГ.№ (ред. ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, отДД.ММ.ГГГГ№), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены федеральными полномочиями по обеспечению вне очереди жилой площадью, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 222 утвержден порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Ежегодно, в соответствии <адрес> «Об областном бюджете» на календарный год муниципальным образованиям, представившим необходимую документацию, предусмотрены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья.
В связи с чем, полагают, что исковые требования прокурора Сковородинского района Амурской области, действующего в интересах Белкановой <данные изъяты>, подлежат удовлетворению.
Третье лицо - Министерство финансов Амурской области, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Амурской области.
Третье лицо - Отдел образования администрации Сковородинского района, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела образования администрации Сковородинского района.
Судом исследованы материалы дела, из которых установлено следующее.
Из заявления Белкановой Е.А. прокурору Сковородинского района следует, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, так ее родители умерли. В 2003 году ее брат оформил над ней опеку. Сначала ее мама жила в пос.Ерофей Павлович, затем переехала на <адрес>, проживала с Елхиным А.А.. ДД.ММ.ГГГГ Елхин А.А. умер, на тот момент она уже поступила учится в <адрес>. Квартира, закрепленная за ней, согласно постановлению главы, нуждается в капитальном ремонте. Просит разобраться в сложившейся ситуации и помочь ей получить квартиру в соответствии с предъявляемыми нормами.
Из копии свидетельства о рождении видно, что Белканова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в п<адрес>, ее родителями являются Белканов <данные изъяты> и Белканова <данные изъяты>.
Из копии паспорта на имя Белкановой Е.А. видно, что Белканова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в п<адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ МО УФМС России по <адрес> в городе Белогорске.
Из копии свидетельства о смерти серит I - ОТ № видно, что Белканова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись №.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация рабочего поселка Ерофей Павлович в лице Главы Соломкина <данные изъяты> передала Салямову Е.А. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, общей площадью 61 кв.м., по адресу: <адрес>. Совместно с Салямовым Е.А. в жилое помещение вселены: жена – Салямова Е.В., дочь – Салямова А.Е., сын – Салямов В.Е., сестра – Белканова Е.А..
Из заключения межведомственной комиссии, назначенной Главой Сковородинского района, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с этим, возникает необходимость проведения капитального ремонта для продолжения процедуры оценки.
Из акта проверки сохранности и состояния жилья от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией в составе: управляющего делами администрации поселка Бархатовой С.В., ведущего специалиста Администрации Поповской О.М., инспектора ПДН ПОП Янышевской Л.В. проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Жилое помещение закреплено за Белкановой Е.А.. Жилое помещение представляет собой квартиру, в многоквартирном кирпичном доме с печным отоплением. Потолок побелен, стены оклеены обоями, пол покрашен, оконные и дверные блоки в удовлетворительном состоянии, печь и электропроводка исправна. В квартире в настоящее время проживает брат Салямов Е.А. с семьей.
Согласно постановлению Главы муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, Салямов <данные изъяты><данные изъяты> назначен опекуном над несовершеннолетней Белкановой <данные изъяты>.
Согласно постановлению главы муниципального образования пос.Ерофей Павлович № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за несовершеннолетней Белкановой Екатериной, <данные изъяты> года рождения, закреплена жилая площадь по адресу: <данные изъяты> принадлежащая Елхину А.А..
Заслушав позицию прокурора, изучив доводы представителя ответчика, позицию третьего лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что Белканова Е.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ года, мать Белкановой Е.А. – Белканова Т.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Белканов <данные изъяты> – записан со слов матери.
Согласно статье 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что за несовершеннолетней Белкановой Е.А. постановлением главы муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, проживает Салямов Е.А., Салямова Е.В., Салямова А.Е., Салямов В.Е., Белканова Е.А..
Также из данного договора установлено, что общая площадь вышеуказанного жилого помещения - 61 кв.м.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации признало детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, и установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.7 ст.8 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст.<адрес> «О жилищной политике в <адрес>» нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии устанавливается учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - на семью из 2-х человек;
18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
В судебном заседании установлено, что за Белкановой Е.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором кроме нее проживает ее брат - Салямов Е.А., жена брата - Салямова Е.В., дети брата - Салямова А.Е., Салямов В.Е..
Кроме того, размер жилой площади вышеуказанного жилого помещения с учетом все проживающих в нем лиц, не соответствует нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на данный момент Белканова Е.А. не может быть признана обеспеченной органом местного самоуправления жилым помещением, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части исковых требований прокурора Сковородинского района в интересах Белкановой Е.А. о возложении на администрацию Сковородинского района обязанности предоставить Белкановой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд полагает следующее.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан закреплено и в пункте 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ.
Исходя из буквального понимания требований п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает, что требование о предоставлении Белкановой Е.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – пгт<адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не выполнено ответчиком, в связи с чем, усматривает наличие законных оснований для его удовлетворения.
При этом, системное толкование приведенных норм материального права не предусматривают возможность ограничения прав Белкановой Е.А. в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Согласно ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном <адрес>.
Из статьи <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются <адрес>. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению <адрес> вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приёмную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ N222.
В соответствии с пунктом 9 названного Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.
Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.
Согласно п. 8 Порядка обеспечения жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утв. постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счёт субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Кроме того, в силу ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Белкановой Е.А. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Белкановой Е.А. к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – пгт.<адрес>,
Согласно Решению поселкового Совета народных депутатов поселка <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об основах жилищной политики на территории муниципального образования пос.<адрес>», из которого следует, что минимальный размер нормы предоставления площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на территории пос.<адрес>, составляет 33 кв.метра – для одиноко проживающих граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Белкановой <данные изъяты> к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда применительно к условиям соответствующего населенного пункта – рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес>
Обязать Администрацию Сковородинского района предоставить Белкановой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес><адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в размере не менее 33 кв. метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю.Сушко