Дело № 2-331/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 августа 2018 года город Обь
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Хомяковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Шевцовой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Аэропорт Толмачево» о понуждении обеспечить постоянную охрану периметра АО «Аэропорт Толмачево» подразделениями ведомственной охраны,
У С Т А Н О В И Л:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Аэропорт Толмачево» о понуждении обеспечить постоянную охрану периметра АО «Аэропорт Толмачево» подразделениями ведомственной охраны.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Новосибирской транспортной проведена проверка соблюдения АО «Аэропорт Толмачево» требований воздушного законодательства при организации охраны границ территории аэропорта Новосибирск (Толмачево).
Установлено, что АО «Аэропорт Толмачево» является держателем сертификата эксплуатанта аэродрома Новосибирск (Толмачево) № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в настоящее время охрана периметра контролируемой территории аэропорта Толмачево (Новосибирск) осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Толмачево» в соответствии с имеющимся Сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением транспортной безопасности ФАВТ.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГКУ «УВО ВНГ России по Новосибирской области» и АО «Аэропорт Толмачево», последнему оказываются услуги по экстренному реагированию по сигналу тревожного вызова.
Таким образом, в нарушение Правил охраны аэропортов, охрана границ территории аэропорта Толмачево (Новосибирск) осуществляется силами службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Толмачево» без привлечения подразделений ведомственной охраны ФГУП «УВО Минтранса России».
Учитывая, что несоблюдение требований авиационной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.
Тем самым, в аэропорту Толмачево (Новосибирск) допускаются существенные нарушения, влияющие на авиационную безопасность, создающие условия для совершения на территории аэропорта Толмачево (Новосибирск) актов незаконного вмешательства, террористических посягательств, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, а также имуществу юридических лиц.
На внесенное ДД.ММ.ГГГГ Новосибирским транспортным прокурором представление об устранении нарушений законодательства об авиационной безопасности, АО «Аэропорт Толмачево» в ответе ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что юридическим лицом принимаются меры по установлению договорных отношений с ФГУП «УВО Минтранса России», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание по вопросам передачи под охрану периметров аэропортов и объектов их инфраструктуры ФГУП.
Однако принятые АО «Аэропорт Толмачево» меры к положительным результатам не привели.
АО «Аэропорт Толмачево» не представлено доказательств, указывающих на объективно существующую невозможность исполнения законодательно установленного требования об охране периметра аэропорта Новосибирск (Толмачево) и объектов его инфраструктуры подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Также не представлены доказательства, свидетельствующие об урегулировании преддоговорного спора в установленном порядке, с соответствующим иском в суд предприятие не обращалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о созревшей необходимости применения в отношении АО «Аэропорт Толмачево» мер судебного понуждения, в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Перечисленные нарушения закона несут угрозу обеспечению транспортной (авиационной) безопасности в аэропорту Новосибирск (Толмачево), что влечет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты из аэропорта Новосибирск (Толмачево). Так, аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) способен обслуживать 1800 пассажиров в час на внутренних авиалиниях и 1300 — на международных.
На основании изложенного прокурор просил обязать АО «Аэропорт Толмачево» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Новосибирск (Толмачево) подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании старший помощник Новосибирского транспортного прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении, а также пояснила, что пунктом 4 Правил охраны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, закреплено, что охрана границ в отношении аэропортов осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Однако ответчиком АО «Аэропорт Толмачево» в добровольном порядке не исполнено требование закона, а именно - не заключен договор с Министерством транспорта Российской Федерации. И это как раз тот случай, где свобода договора не применяется. АО «Аэропорт Толмачево» уклоняется от этой обязанности.
Представитель АО «Аэропорт Толмачево» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что ни практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, ни Конституционного суда Российской Федерации, ни Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ не подразумевают обязанности заключения такого договора. При осуществлении охраны периметра аэропорта достаточно использования технических средств, а не личного присутствия. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена охрана войсками национальной гвардии Российской Федерации, согласно перечню объектов, подлежащих обязательной охране, в связи с чем, у АО «Аэропорт Толмачево» имеется соответствующий договор об охране, поскольку в данном перечне отсутствует информация о том, что объекты, не входящие в перечень, не могут охраняться войсками национальной гвардии. Ведомственная охрана реагирует по сигналам тревожного вызова. Согласно положению ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства», т.е. это является основной задачей и целью, для чего эта структура была создана. Остальные вопросы, касающиеся охраны и заключения договоров, относятся к извлечению прибыли.
Представитель АО «Аэропорт Толмачево» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, представил суду возражения относительно исковых требований, согласно которым, ответчик не согласен с исковыми требованиями прокурора, поскольку в исковом заявлении истец мотивирует основания обращения в суд - «защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц». При этом, на транспортной прокуратуре лежит обязанность доказать, в чем конкретно выражается нарушение таких прав, свобод и законных интересов. Указание в иске на ст.45 ГПК РФ не является безусловным основанием для обращения в суд, поскольку на транспортную прокуратуру возложена обязанность в силу требований ГПК РФ доказать наличие процессуальной правоспособности для обращения с подобным иском. В данном случае, истец, предъявляя иск, производит подмену понятий. Фактически как предмет, так и основание искового заявления направлены на лоббирование финансовых интересов ФГУП «УВО Минтранса России». При этом истцом не приведено в исковом заявлении доказательств, чем обусловлены цель подачи иска и планируемые результаты в случае удовлетворения требований, а главное, каким образом основание и в данном случае предмет иска соотносятся с «защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц». Поскольку, третье лицо в чьих интересах подано исковое заявление, не относится к неопределенному кругу лиц, не является Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, как это предусматривает ч. 1 ст.45 ГПК РФ, то основания для обращения в суд отсутствует, в связи с чем в иске надлежит отказать. Исходя из принципа, установленного ч.1 ст. 12 ГПК РФ, об осуществлении правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, а также положений ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, на прокуратуру возложена обязанность доказать обоснованность обращения в суд в интересах ФГУП «УВО Минтранса России». Исходя из положений п.4 ст.445 ГК РФ, если истец и (или) ФГУП «УВО Минтранса России» полагают, что АО «Аэропорт Толмачево» уклоняется от заключения договора, то единственным способом защиты будет иск ФГУП «УВО Минтранса России» к АО «Аэропорт Толмачево» о понуждении заключить договор. Прокуратура, обращаясь в суд, в защиту интересов ФГУП «УВО Минтранса России», производит вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Аэропорта, чем грубо нарушает положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно п.2 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. При этом указанное вмешательство выражается не только в исполнении, по мнению прокуратуры, обязанности заключить договор (хотя данная обязанность в силу закона отсутствует), но и принятия АО «Аэропорт Толмачево» условий, предложенных ФГУП «УВО Минтранса России», в бесспорном, одностороннем порядке, в том числе без обоснования цены и объема предлагаемых услуг. АО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии, обязан соблюдать в ходе осуществления деятельности требования, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, в направленном в адрес Аэропорт проекте договора исполнителем, т.е ФГУП «УВО Минтранса России», в одностороннем порядке была утверждена стоимость услуг по договору в размере 1 452 360,39 в месяц, таким образом, ФГУП «УВО Минтранса России», не предпринимая попыток договориться о стоимости оказываемых услуг, в одностороннем порядке установил ничем необоснованную сумму. ОАО «Аэропорт Толмачево» включено в реестр субъектов естественных монополий. Таким образом, предложенный ФГУП «УВО Минтранса России» проект договора не может быть заключен без проведения закупочных процедур, что также накладывает на АО «Аэропорт Толмачево» ряд дополнительных обязанностей.
Представитель третьего лица - Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» ФИО5 в судебном заседании полагала необходимым удовлетворить иск Новосибирского транспортного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Аэропорт Толмачево». Предприятие ответчика входит в аэропортовую сеть ООО «Новопорт Холдинг» - сеть региональных аэропортов России, включающую четырнадцать аэропортов, в таких городах, как Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул, Чита, Улан-Удэ, Тюмень, Челябинск, Пермь, Волгоград, Астрахань, Минеральные воды, Мурманск, Калининград. В международных аэропортах городов Томск, Барнаул, Тюмень, Челябинск, Пермь, Волгоград, Астрахань, Мурманск и Калининград, где проходит чемпионат мира по футболу, уже присутствуют подразделения ведомственной охраны соответствующих филиалов, которых у Министерства транспорта Российской Федерации насчитывается в количестве одиннадцати.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В соответствии с п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее - Правила), определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (пункт 1 Правил).
Согласно пунктам 3 и 4 указанных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст. 4 данного Закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Аналогичные положения содержит раздел V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно п. 53 которого охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в настоящее время охрана периметра контролируемой территории аэропорта Толмачево (Новосибирск) осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Толмачево» в соответствии с имеющимся Сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением транспортной безопасности ФАВТ.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГКУ «УВО ВНГ России по Новосибирской области» и АО «Аэропорт Толмачево», последнему оказываются услуги по экстренному реагированию по сигналу тревожного вызова.
В нарушение Правил охраны аэропортов охрана границ территории аэропорта Толмачево (Новосибирск) осуществляется силами службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Толмачево» без привлечения подразделений ведомственной охраны ФГУП «УВО Минтранса России».
Из письма АО «Аэропорт Толмачево» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договор на охрану периметра аэропорта Толмачево с ведомственной охраной Министерства транспорта РФ не заключен.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Аэропорт Новосибирск (Толмачево) в данный перечень не входит.
Таким образом, обязанность ответчика по организации охраны периметра аэропорта Новосибирск (Толмачево) путем заключения договора предусмотрена вышеуказанными нормативными актами. Неисполнение требований федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в аэропортах, создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Обращаясь в суд с заявлением к АО «Аэропорт Толмачево» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Новосибирск (Толмачево) подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам, а не в интересах конкретного юридического лица, как об этом говорил в судебном заседании представитель ответчика.
АО «Аэропорт Толмачево» не представлено доказательств, указывающих на объективно существующую невозможность исполнения законодательно установленного требования об охране периметра аэропорта Новосибирск (Толмачево) и объектов его инфраструктуры подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдаются требования законодательства в области обеспечения авиационной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами транспорта, безопасности государства, в связи с чем иск Новосибирского транспортного прокурора к ответчику АО «Аэропорт Толмачево» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Аэропорт Толмачево» о понуждении обеспечить постоянную охрану периметра АО «Аэропорт Толмачево» подразделениями ведомственной охраны удовлетворить.
Обязать АО «Аэропорт Толмачево» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Новосибирск (Толмачево) подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Хомякова
<данные изъяты>