Дело № 2-331/2020
Категория: 2.209 – Прочие исковые дела.
Строка отчета: 209.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2020 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Абеляшева А.В.,
секретарь судебного заседания Чеботарева А.В.,
с участием прокурора Хмелёвой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Раздольненская школа-лицей №» <адрес> Республики Крым, третье лицо – <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Раздольненская школа-лицей №» <адрес> Республики Крым, третье лицо – <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка учебного заведения и выявлены несоответствия некоторых пунктов Устава нормам действующего законодательства, которые следует устранить.
В судебное заседание <адрес> явился, поддержал заявленные требования в полном объеме, проси иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Раздольненская школа-лицей №» <адрес> Республики Крым и третьего лица – <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, причины не явки суду не сообщили. Ранее в подготовительном судебном заседании, признавали исковые требования в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что рассматриваемое исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
<адрес>, была проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Раздольненская школа - лицей №» <адрес> Республики Крым (далее - Учреждение) требований законодательства в сфере образования, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних при осуществлении учебно-воспитательного процесса.
По результатам проведения данной проверки установлено, что Устав Учреждения не соответствует действующему федеральному законодательству. по следующим основаниям.
Нормами Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ) установлены правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ, № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В п. 1.10 Устава ответчика указано, что образовательное учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой свет, открытый в установленном порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, а также ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерациию
В такой редакции указанный пункт Устава, не соответствует п. 18 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ и п. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, так как не определяет его конкретную форму в соответствии с целями, ради достижения которых данное Учреждение создано.
Абзацем 5 п. 3 ст. 14 в п.1.25 Устава указано, что образовательное учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доход: обучение по дополнительным общеобразовательным программам; консультационная, просветительская деятельность; деятельность в сфере охраны здоровья; отдыха и оздоровления обучающихся и воспитанников в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также иную не противоречащую целям создания общеобразовательного учреждения деятельность, указанные положения противоречат ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ и п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ.
Кроме того, вопреки этой же норме Закона № 7-ФЗ и п. 4 ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ в Уставе отсутствует указание на срок полномочий директора данного образовательного учреждения.
Также, исходя из п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ, основной целью деятельности общеобразовательной организации является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; дошкольной образовательной организации - образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Однако, в нарушение указанной правовой нормы п. 1.8 и п. 2.1 Устава в качестве основной цели деятельности общеобразовательного учреждения определена цель для учреждения типа: «дошкольная образовательная организация», а именно: присмотр и уход за детьми.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Однако, в нарушении данной правовой нормы п. 5.9 Устава предусматривает, что не использованные до конца финансового года средства субсидий, предоставленных образовательному учреждению на выполнение муниципального задания, используются образовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 2, 3, 4, 5 ст. 26 Закона № - ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
При этом, структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Закона № 273-ФЗ, п. 4.26 Устава регламентирует полномочия отдела образования, молодежи и спорта, являющегося структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - <адрес> Республики Крым, и осуществляющего свою деятельность согласно Положению об отделе образования, молодежи и спорта <адрес> Республики Крым (Приложение №), утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), в соответствии с нормами п. 1.3 которого: отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования <адрес> Республики Крым, Положением об <адрес> Республики Крым, а также настоящим Положением.
Кроме того, в нарушение п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в п. 5.14 Устава определено, что крупная сделка может быть совершена образовательным учреждением только с предварительного согласия отдела образования, который не является учредителем данного образовательного учреждения и не наделен такими полномочиями в соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, п. 5 ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами Положения об отделе образования, молодежи и спорта <адрес> Республики Крым (Приложение №), утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
В связи с чем, п. 5.14 Устава не соответствует действующему законодательству.
Деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Раздольненская школа - лицей №» связана с реализацией конституционного права граждан на получение основного общего образования, которое гарантируется государством (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Для реализации этого права деятельность муниципальных образовательных учреждений должна строго соответствовать требованиям закона.
Учитывая тот факт, что устав образовательного учреждения является в силу ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основным учредительным документом юридического лица, а положения устава регламентируют деятельность юридического лица, которая должна соответствовать закону, несоответствие действующему законодательству устава юридического лица нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, обучающихся и обращающихся в данное учреждение.
Наличие в уставе образовательного учреждения положений, не соответствующих законодательству, а также отсутствие норм, которые должны содержаться в уставе в силу закона, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников образовательных отношений, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов, установленных ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и направлено на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконными пункты устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Раздольненская школа - лицей №» <адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, №, а имено: п. 4,26; п. 5.9; п. 5.14; п. 1.10 - в части определения общего понятия образовательного учреждения как юридического лица; п. 1.25 - в части указания на иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность; п. 1.8, и. 2.1 - в части определения основной цели деятельности общеобразовательного учреждения «присмотр и уход за детьми».
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раздольненская школа - лицей №» <адрес> Республики Крым в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Раздольненская школа - лицей №» <адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, №, в соответствие с действующим законодательством, а именно: исключить из устава п. 4,26; п. 5.9; п. 5.14; исключить из пункта 1.25 устава положения в части указания на иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность; исключить из п. 1.8 и п. 2.1 положения в части определения основной цели деятельности общеобразовательного учреждения «присмотр и уход за детьми»; дополнить устав нормой, устанавливающей статус образовательного учреждения как некоммерческой организации, срока полномочий директора.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья -