Дело № 2-331/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2013 года с. Красный Чикой
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Малаховой Е.А.,
при секретаре Кузаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы сельского поселения «Красночикойское» ФИО1 о признании представлений прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля незаконными и о понуждении прокурора их отменить,
У С Т А Н О В И Л:
Глава сельского поселения «Красночикойское» ФИО1 обратился в суд с вышеназванным заявлением ссылаясь на следующее.
В администрацию сельского поселения «Красночикойское» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ поступили представления прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. Требования, изложенные в представлениях считает незаконными, ущемляющими права жителей сельского поселения «Красночикойское» на местное самоуправление, так как согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению перечисленных вопросов местного значения, то есть правом решать эти вопросы самостоятельно и под свою ответственность, а не обязанностью. В своей деятельности администрация и глава сельского поселения подотчетны и подконтрольны Совету поселения, согласно ст. 133 Конституции РФ решения, принимаемые органами государственной власти, влекущие за собой увеличение расходов местному самоуправлению должны компенсироваться. Считает, что в своих представлениях прокурор дает указания, как решать вопросы местного значения и им определяется срок выполнения, что противоречит ст. 133 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Просит суд признать незаконными данные требования и принудить прокурора их отменить.
Заинтересованное лицо прокуратура <адрес> в лице заместителя прокурора Тюричкина И.Н. считает, что представления вынесены на законном основании, доводы Главы администрации сельского поселения «Красночикойское» являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, за исключением направления докладов о состоянии контроля в области использования и охраны, особо охраняемых природных территорий местного значения и контроля на территории особой экономической зоны и направления отчетов об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения по данным видам муниципального контроля, указанных в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Соответственно, должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.
Учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе
обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Поскольку из заявления следует, что представления прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля были вынесены в отношении Главы администрации сельского поселения «Красночикойское» ФИО1, который не согласен с данными представлениями, то в силу вышеуказанных правовых норм он наделен правом оспаривания указанных представлений в судебном порядке в соответствии с главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуреРоссийской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является, в том числе соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.1).
Согласно п. п. 1,2 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21 данного Федерального закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, сущность надзора прокуратуры за исполнением законодательства можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации о фактах нарушения законов, ущемления в связи с этим прав и свобод и интересов граждан, общества и государства, а также проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.
ДД.ММ.ГГГГ годапрокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением законов проведена проверка исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и (надзора) и муниципального контроля.
В данном представлении указано, что проверкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушаются требования ст. 1, ст. 2, п. 1,2, и 5 ст. 11 ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», ст. 2, п.п. 5,6,20,27,32,35,36 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления», ч. 1 ст. 1, п.3 ч.2 ст. 5, ч. 5 ст. 7 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о Министерстве экономического развития утвержденное Постановлением Правительства РФ № 437 от 05.06.2008 г., Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 215 от 05.04.2010 г.
В материалах дела имеется акт проверки прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ и объяснения заместителя главы сельского поселения «Красночикойское» И.В.М. от ДД.ММ.ГГГГ г., которая по существу пояснила, что работает в данной должности с 2008 г., в ее должностные обязанности входит организация решения вопросов местного значения в сфере развития малого и среднего предпринимательства и осуществление муниципального контроля, считает, что в действительности описанные нарушения есть, допущены в связи с незнанием требований соответствующих законов. Данные показания также подтвердила в судебном заседании, дополнительно пояснив, что в отношении представлений вынесенных прокуратурой также проводится работа каждого специалиста по своему направлению.
В представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор требует от Главы сельского поселения «Красночикойское» принять меры для устранения выявленных нарушений, а именно разработать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, обеспечить проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности принятия мер по его развитию, осуществление прогноза развития малого и среднего на территории сельского поселения, обеспечить образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства и направление докладов о состоянии контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, жилищного контроля, земельного контроля за использованием земель поселения, контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, лесного контроля, контроля за проведением муниципальных лотерей, контроля на территории особой экономической зоны и направления отчетов об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.
Требование прокурора <адрес> о разработке муниципальной программыразвития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, обеспечить проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности принятия мер по его развитию, осуществить прогноз развития малого и среднего на территории сельского поселения, обеспечить образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства суд считает основанным на законе.
В соответствии сп. 28 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с частью 5 статьи 3 данного Закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность в том числе органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными
программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 6 данного Закона основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего
предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
В силу части 3 статьи 6 данного Закона основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании п.п. 1,2,5 ст. 11 ФЗ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Как следует из пояснений представителя заявителя Я Е.Н. и показаний свидетеля И.В.М. в сельском поселении «Красночикойское» началась разработка программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
В ходе рассмотрения дела судом было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении в качестве заинтересованного лица администрации муниципального района «<адрес>», истребован Устав муниципального района «<адрес>» и муниципальная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за № Советом муниципального района «<адрес>» было принято решение «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2009-2013 годы».
Из муниципальной программы «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2009-2013 годы» следует, что ее основанная цель - улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в Красночикойском муниципальном районе. Программа предусматривает единые условия и порядок оказания поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Красночикойском муниципальном районе, а не в каком-либо отдельном сельском поселении, входящем в состав района.
Однако ни Уставом Красночикойского муниципального района, ни муниципальной программой «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2009-2013 годы» не предусмотрено, что данный муниципальный правовой акт подлежит обязательному исполнению муниципальным образованием сельским поселением «Красночикойское».
При данных обстоятельствах, факт бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «Красночикойское» <адрес> по непринятию на территории муниципального образования программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства судом установлен и подтвержден материалами дела, по существу заявителем не оспаривался.
ДД.ММ.ГГГГ годапрокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении муниципального контроля.
В данном представлении указано, что проверкой установлено нарушение требований ст. 6 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 1 ст. 7 ФЗ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», п.5. ст. 5 ФЗ № 2395-1 «О недрах», п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч. 1 ст. 16 ФЗ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», ч. 2 ст. 23 ФЗ № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ст. 21 ФЗ № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» п.п. 13 п. 2 ст. 33 п. 2 ст. 9.3. ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», ст. 353.1 Трудового кодекса РФ, Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 215 от 05.04.2010 г., ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления».
В представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор требует от Главы сельского поселения «Красночикойское» принять меры для устранения нарушений, а именно определить орган по осуществлению: - муниципального контроля за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; - муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; - муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; - муниципального жилищного контроля; - муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения; - муниципального лесного контроля; - муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - муниципального контроля за соблюдением требований, установленных ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»; - муниципального контроля за предоставлением обязательного экземпляра документов муниципального образования; - муниципального контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; - муниципального контроля в области торговой деятельности; - муниципального контроля за состоянием объектов культурно наследия; а также разработать и принять административные регламенты по вышеуказанным видам муниципального контроля, обеспечить своевременное предоставление докладов о состоянии муниципального контроля и отчетов о результатах контрольной деятельности.
При сравнительном анализе постановления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора <адрес> в части разработки административных регламентов взаимоувязаны в части трех видов муниципального контроля, а именно муниципального жилищного контроля, муниципального лесного контроля, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В представлении от ДД.ММ.ГГГГ не содержится требований прокурора в отношении разработки административных регламентов, однако и в представлении от ДД.ММ.ГГГГ и в представлении от ДД.ММ.ГГГГ содержится требование о своевременном представлении докладов о состоянии муниципального контроля и отчетов о результатах контрольной деятельности.
Согласно ч.2 ст. 1 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций.
Согласно ст. 17.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В статье 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дано понятие муниципального контроля, согласно которому муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ч. 2 ст. 6ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Анализ приведенных норм федерального и регионального законодательства показывает, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.
Административный регламент осуществления муниципального контроля - нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также устанавливает порядок взаимодействия органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при осуществлении муниципального контроля.
Необходимость разработки соответствующих административных регламентов обусловлена требованиями ФЗ от 26.12.08. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отсутствие нормативной базы, на основании которой контролирующий орган должен осуществлять контрольные мероприятия может привести к ненадлежащему муниципальному контролю, однако в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данные требования к администрации сельского поселения «Красночикойское» не заявлялись, и следовательно не могут быть предметом рассмотрения.
Требование прокурора указанное в представлении от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее администрацию сельского поселения «Красночикойское» направить докладыо состоянии муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, о состоянии муниципального жилищного контроля, о состоянии муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, о муниципальном контроле в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, по лесному муниципальному контролю, по муниципального контролю за проведением муниципальных лотерей, о муниципальном контроле на территории особой экономической зоны и направления отчетов об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения суд считает законными в части.
В статье 3 Устава сельского поселения «Красночикойское» принятого решением Совета сельского поселения «Красночикойское» ДД.ММ.ГГГГ № №, указано, наименование муниципального образования - сельское поселение «Красночикойское» муниципального района «<адрес>» <адрес>.
В настоящем уставе понятия «муниципальное образование» и «сельское поселение» используются как равнозначные.
В соответствии со статьей 9 Устава сельского поселения «Красночикойское» к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся организация и осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Следовательно, законом и нормативно-правовым муниципальным актом органа местного самоуправления на администрацию сельского поселения «Красночикойское» возложена обязанность по муниципальному контролю за состоянием автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 9 Устава сельского поселения «Красночикойское» к вопросам местного значения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а так же иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Положениями п.6 ч.1 ст. 14, ст. 17.1 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществление муниципального жилищного контроля также отнесено законом к вопросам местного значения. Для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Земельное законодательство, регулирующее отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения - ст. 3 ЗК РФ), как следует из ст. 2 ЗК РФ, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 ЗК РФ земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно п.п.1 и 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из анализа приведенных норм следует, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства.
Вынесенное оспариваемое предписание, направленное на устранение нарушений по организации муниципального контроля, при осуществлении государственного земельного надзора не противоречит требованиям ч.2 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, поскольку данная обязанность предусмотрена федеральным законом и нормативно-правовым муниципальным актом органа местного самоуправления.
Во вводной части Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" дается понятие особо охраняемых природных территорий - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 338-ЗК «Об особо охраняемых природных территориях» схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес> разрабатывается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес> на период до 2021 года» <адрес> к зоне особо охраняемой природной территории не относится.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в данной области отнесено осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п.п.1,4,5 ч.1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации, муниципальный лесной контроль на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что применительно к объектам муниципального контроля согласно статье 98 Лесного кодекса РФ такой контроль осуществляется на территории муниципального образования, в отношении любых лесов, с другой же стороны, в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ муниципальный лесной контроль осуществляется в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Следовательно, на муниципальное образование сельское поселение «Красночикойское» возложена обязанность муниципального контроля в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования сельского поселения.
В соответствии с п.6 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" организатором муниципальной лотереи является муниципальное образование. Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" регулирование отношений, возникающих в области организации муниципальных лотерей и их проведения, включает в себя: выдачу разрешений на проведение муниципальных лотерей; ведение реестра муниципальных лотерей; муниципальный контроль за проведением муниципальных лотереи, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
В соответствии со статьей 9 Устава сельского поселения «Красночикойское» к вопросам местного значения относится осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
Как следует из пояснений свидетеля И.В.М., заместителя главы администрации сельского поселения «Красночикойское» на территории муниципального образования - сельского поселения «Красночикойкое» проводились лотереи, при этом правовые акты в сфере проведения муниципальных лотерей администрацией Красночикойского сельского поселения не принимались.
В статье 2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дается понятие особой экономической зоны - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии со статьей 3 данного закона особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется Постановлением Правительства Российской Федерации (статья 6).
В соответствии состатьей 11 закона 161-ФЗ муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно действующего законодательства Российской Федерации Красночикойский <адрес> не относится к особой экономической зоне на территории субъекта Российской Федерации.
Следовательно, требования указанные в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являются неправомерными в части возложения обязанностей по муниципальному контролю в области особо охраняемой природной территории и особой экономической зоны.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Статья 20 данного закона обязывает осуществлять проверку готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду органы местного самоуправления поселений.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области торговой деятельности, который проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 31.12.2006 г. № 271 -ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» органами местного самоуправления в пределах их компетенции осуществляется контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» органами местного самоуправления осуществляется контроль за предоставлением обязательного экземпляра документов муниципального образования.
Согласно пункта 2 ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно п.п. 13 п. 2 ст. 33 вышеназванного закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя контроль за состоянием объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 353.1 ТК РФ органами местного самоуправления осуществляется ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, требования указанные в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд считает возможным признать законными в части всех видов муниципального контроля перечисленного в представлении за исключением муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения и необходимости разработки административного регламента по данному виду муниципального контроля.
В представлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обязывает ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществлять подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представлять указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 437 от 05.06.2008 г. утверждено Положение о Министерстве экономического развития, согласно п. 5.3.13.1
указанное Министерство осуществляет подготовку и представление в Правительство российской Федерации ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 215 от 05.04.2010 г., настоящие правила определяют порядок подготовки докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) и представления их в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Согласно п.п. «в» пункта 2 данных Правил, доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории муниципального образования, в части осуществления полномочий субъекта Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, а также уполномоченными на осуществление муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 4 к докладу прилагается отчет об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.
В силу пункта 6 Правил, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории муниципального образования, в части осуществления полномочий субъекта Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, а также органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, представляют доклады органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственному за подготовку в установленном порядке докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора). Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственные за подготовку в установленном порядке докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора), представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации сводный доклад об осуществлении на территории субъекта Российской Федерации муниципального контроля уполномоченными органами местного самоуправления с указанием в нем сведений по отдельным видам осуществляемого муниципального контроля. Доклады представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС "Мониторинг"), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.
Следовательно, требование прокуратуры <адрес> указанное в представлении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее администрацию сельского поселения «Красночикойское» направить докладыо состоянии муниципального контроля и направления отчетов об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения и приложении к докладу отчета об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения суд считает возможным признать законными в части, а именно сельское поселение «Красночикойское» обязано направить доклады о состоянии муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, о состоянии муниципального жилищного контроля, о состоянии муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, о состоянии лесного муниципального контроля, по муниципальному контролю за проведением муниципальных лотерей, по муниципальному контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, тепловых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному сезону, муниципальному контролю за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, муниципального контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», муниципального контроля за предоставлением обязательного экземпляра документов муниципального образования, муниципального контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, муниципального контроля в области торговой деятельности, муниципального контроля за состоянием объектов культурного наследия с приложением к докладу отчетов об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Главы сельского поселения «Красночикойское» удовлетворить частично.
Признать незаконным представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное прокуратурой <адрес> в части обязания сельского поселения «Красночикойское» направить доклады о состоянии контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения и контроля на территории особой экономической зоны и направлении отчетов об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения в области использования и охраны, особо охраняемых природных территорий местного значения и контроля на территории особой экономической зоны.
Признать незаконным представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное прокуратурой <адрес> в части обязания сельского поселения «Красночикойское» определить орган по осуществлению муниципального контроля, разработать административный регламент в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения и направлении доклада и направлении отчета об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения о состоянии контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В остальной части заявленных требований Главы сельского поселения «Красночикойское» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Малахова Е.А.