Дело № 2-331/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2013 года пгт.Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Лопсан В.К.,
при секретаре Хайдып А.Н.,
с участием заместителя прокурора Республики Тыва Санчай М.И., старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ш.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский <адрес> о возложении обязанности установить пандус и поручни для инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, к администрации муниципального района <адрес> Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней.
УСТАНОВИЛ:
Кызылский межрайонный прокурор Монгуш С.Ш., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению <адрес> о возложении обязанности установить пандус и поручни для инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, к администрации муниципального района <адрес> Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней.
В обоснование заявленных требований указав, что при проведении прокуратурой проверки исполнения законодательства о защите прав и интересов инвалидов и ветеранов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлено, что у входа в здание дошкольного учреждения пандус не имеется, и не установлены поручни, чем нарушаются права граждан, инвалидов, на беспрепятственный доступ в здание школы.
В соответствии с Уставом МАДОУ <адрес>» учредителем является Администрация муниципального района «<адрес>».
В соответствии с п. 5.2 Устава к компетенции учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений МБДОУ, финансирование и осуществление материально-технического обеспечения МБДОУ в пределах средств, предусмотренных на эти цели муниципальным бюджетом на соответствующий год.
В нарушение указанных требований МБДОУ <адрес> не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в образовательное учреждение; соответствующие устройства для лиц с ограниченными физическими возможностями у входа в здание отсутствуют.
Вышеуказанные обстоятельства ущемляют права инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, лишает лиц с ограниченными физическими возможностями, пользующихся для передвижения креслами - колясками, самостоятельно, без посторонней помощи посетить данное образовательное учреждение, что нарушает гарантированные федеральным законодательством права указанных граждан.
Поскольку здание муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения <адрес> муниципального района <адрес>» Республики Тыва имеет техническую возможность для устройства пандуса просит обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение <адрес> муниципального района «<адрес>» Республики Тыва установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры - зданию детского сада, находящейся по адресу: <адрес>, соответствующие требованиям п. 1.5 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 73), п. п. 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 73), п. 4.3.3. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения Контроль качеств социальных услуг Основные положения ГОСТ Р 52496-2005».
Поскольку администрации МР <адрес> является учредителем МАДОУ <адрес>, просит обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры - зданию детского сада <адрес>
В судебном заседании старший помощник Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ш.В. полностью подержала требование прокурора, просила удовлетворить, возложив на МАДОУ <адрес> обязанность по установке пандуса и поручней для инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, также возложить на администрацию <адрес> обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней и для подхода к садику, поскольку данное нарушение ограничивает доступ инвалидов к подходу детскому саду.
Заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И. в судебном заседании также полностью поддержал требования, по приведенным основаниям, дополнив, что детское учреждение –<адрес> является соучредителем, там сумма не предусмотрена. С учетом федерального бюджетного кодекса, просит рассмотреть вопрос с учетом бюджетного кодекса на текущие годы, при обязании рассмотреть вопрос при принятии бюджета на 2015 год, обязать до ДД.ММ.ГГГГ с реальным финансированием и после получения финансирования устранить имеющийся недостаток.
Представитель заинтересованного лица -Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, сведения и причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального района <адрес> Республики Тыва ФИО10 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, им представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в котором он выразил не согласие с требованием прокурора в части возложения на администрацию кожууна обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий, указав, что <адрес> установку пандуса и поручней для инвалидов должен осуществлять за свой счет, в бюджете Кызылского кожууна не предусмотрены денежные средства на установку пандусов и поручней для данного учреждения.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц, согласно ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом, что Кызылской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о защите права граждан, относящихся к маломобильным группам населения, по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры.
В результате проверки установлено, что <адрес> муниципального района <адрес> Республики Тыва, основная цель деятельности которого – реализация основных задач дошкольного образования, подготовка детей к школе, располагается в здании по адресу: <адрес> в указанном здании отсутствуют специально оборудованные пандусы и поручни для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, что препятствует их доступу в здание указанного объекта социальной инфраструктуры.
Здание является муниципальной собственностью муниципального района <адрес> Республики Тыва (п. 7.1 Устава) и передано образовательному учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавшие на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Тыва и бюджетах муниципальных образований Республики Тыва. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Республики Тыва и бюджетов муниципальных образований Республики Тыва, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с Уставом МАДОУ <адрес> учредителем является муниципальное образование - Администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва.
В соответствии с п. 5.2. Устава к компетенции учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений МБДОУ, финансирование и осуществление материально-технического обеспечения МБДОУ в пределах средств, предусмотренных на эти цели муниципальным бюджетом на соответствующий год.
Поскольку отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – зданию детского сада является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом обязанность по установке пандуса и поручней для инвалидов необходимо возложить на <адрес>», поскольку данное учреждение использует нежилое помещение под объект социальной инфраструктуры
Учитывая, что здание <адрес>» является муниципальной собственностью, учредителем учреждения является муниципальное образование – Администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва, обеспечение финансирования мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для инвалидов к зданию детского сада по обеспечению является обязанностью указанного органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> о возложении обязанности установить пандус и поручни для инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, к администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней необходимо удовлетворить.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и 199 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению <адрес> о возложении обязанности установить пандус и поручни для инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, к администрации муниципального района <адрес> Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение <адрес> муниципального района «<адрес> Республики Тыва до ДД.ММ.ГГГГ установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры - зданию детского сада, находящейся по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры - зданию <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Тыва через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения решения 04 апреля 2014 года.
Председательствующий Лопсан В.К.