ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-331/2014 от 17.04.2014 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

     РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ       <адрес>

 Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе:

 председательствующего ФИО7

 при секретаре ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес>-Югры, заявленного в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1, ФИО2, к администрации сельского поселения Саранпауль «О признании незаконным Распоряжения и бездействия межведомственной комиссии администрации сельского поселения Саранпауль по вопросам признания жилым помещением, жилого помещения пригонным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,

 УСТАНОВИЛ:

 <адрес>-Югры, действующий в интересах ФИО1 и ФИО2, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Саранпауль в котором указал, что указанные лица проживают на условиях договора социального найма по адресу: <адрес>, с.<адрес> ХМАО-Югры.

 Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1408-р занимаемое ими жилое помещение на основании решения межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, администрации сельского поселения Саранпауль указано на необходимость провести работу с гражданами, проживающими в указанном жилом помещении, по расселению.

 ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 обращались в администрацию сельского поселения Саранпауль с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ил реконструкции.

 ДД.ММ.ГГГГ протоколом межведомственной комиссии № принято решение «о подтверждении ранее вынесенного межведомственной комиссией заключения о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания. В решении вопроса признания квартиры аварийной и подлежащей сносу во внеочередном порядке Заявителю отказать».

 Данное решение утверждено п.1 Распоряжения администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 20-р.

 Прокурор указывает, что межведомственной комиссией процедура фактического состояния многоквартирного жилого дома не соблюдена:

 - в нарушение п.п.48, 49 Положения межведомственной комиссией по окончании работы не составлено Заключение и акт обследования помещения по форме, согласно Приложению № и № 2, тогда как, на основании Заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ;

 - в состав комиссии не включены представительные органы, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских, сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях- органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций;

 - к работе в комиссии не привлекались с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) и квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса;

 - не проверено фактическое состояние многоквартирного дома, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия решения, не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения;

 - решение о привлечении к обследованию <адрес> специализированной организации не принималось, вопрос о необходимости включения такой организации, комиссией не обсуждался, тогда как в соответствии с Положением признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование жилого дома.

 Учитывая наличие указанных нарушений, прокурор пришел к выводу о том, что межведомственной комиссией надлежащим образом работа по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не проведена, принятое по итогам работы комиссии Распоряжение администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., является незаконным и нарушают жилищные права ФИО2 и ФИО1

 Прокурор просит: признать п.1 Распоряжения администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 20-р незаконным.

 Обязать комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда с.<адрес> провести обследование <адрес> с.<адрес> ХМАО-Югры и его жилых помещений и вынести заключение в соответствии с требованиями федерального законодательства.

 В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования.

 Представитель ответчика о месте и времени судебного заседания извещен, не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без своего участия, против удовлетворения иска прокурора не возражает. По существу заявленных требований поясняет, что работа с истцами ФИО1 и ФИО2 ведется, в ближайшее время будет произведено дополнительное обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> привлечением специализированной организации, и только после этого будет принято соответствующее решение (л.д.51).

 Судом установлено следующее.

 Истцы ФИО2 и ФИО1 с 1995 года являются нанимателями жилого помещения по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, которое находится в реестре муниципальной собственности сельского поселения Саранпауль (л.д.25-28, 32-33).

 Распоряжением администрации <адрес> № 1408-р от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения межведомственной комиссии по вопросам признания жилого дома (жилого помещения) муниципального жилищного фонда непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, указанный дом был признан непригодным для проживания, администрации сельского поселения Саранпауль поручено провести работу с проживающими в нем гражданами по расселению, на условиях, определенных Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 103-оз «О программе <адрес>-Югры «Улучшение жилищный условий населения <адрес>-Югры на 2005-2015 годы», подпрограммой 1 «Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания» (л.д.29-36).

 Переселение истцов из занимаемого ими жилого помещения в соответствии с Распоряжением № 1408-р от ДД.ММ.ГГГГ не было произведено.

 Распоряжением администрации сельского поселения Саранпауль № 16-р от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда сельского поселения Саранпауль (л.д.39).

 ФИО2 и ФИО1 неоднократно обращались в орган местного самоуправления с заявлениями о переселении из занимаемого ими жилого помещения, ссылаясь на то, что дом был заселен после случившегося в нем пожара, не пригодным для проживания, просили признать дом аварийным и подлежащим сносу (л.д.16-24).

 Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ на своем заседании межведомственная комиссия решила: подтвердить ранее вынесенное Межведомственной комиссией заключение о признании помещения, находящегося по адресу: <адрес> непригодным для проживания. В решении вопроса признания квартиры аварийной и подлежащей сносу во внеочередном порядке Заявителю отказано (л.д.40-41).

 Решение принято путем составления протокола, без вынесения заключения:

 - на основании Акта о результатах проведения мероприятий по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ г., произведенного Березовским отделом инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, которым установлено: состояние жилого помещения соответствует ранее принятому решению, угрозы обрушения строительных конструкций отсутствуют, ухудшений, влекущих признание жилого помещения аварийным, нет;

 - на основании Акта обследования дома, исполненного Березовским подразделением БТИ, физический износ дома составляет 52 %. В акте также указано, что в деревянных жилых помещениях, пригодным для проживания жилье считается до 65 % физического износа (л.д.40-41).

 На основании данного протокола межведомственной комиссии администрация с.<адрес> издала Распоряжение № 20-р от ДД.ММ.ГГГГ г., в пункте 1 которого, подтвердила заключение о признании непригодным для проживания жилого помещения жилищного фонда сельского поселения Саранпауль, расположенного по адресу: с.<адрес> (л.д.42).

 Согласно ст.15 ЖК РФ 2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). 3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п.7 Положение)

 В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (п.7 Положения)

 Непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (разд. III Положения).

 Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья (крайняя степень - аварийность), а именно: наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и прочее.

 Критерии отнесения жилья к непригодному по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

 Разделом IV Положения установлен Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции:

 -при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения);

 Кроме того, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п.44 Положения).

 По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

 Суд исходит из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

 - нарушены права и свободы гражданина;

 - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

 Судом с достоверностью установлено, что в нарушение вышеуказанных норм:

 - межведомственной комиссией не соблюдена процедура проведения оценки соответствия помещения, жилого дома, согласно установленным в Положении требованиям, в том числе, не привлечена к обследованию специализированная организация, между тем, в соответствии с п.44 Положения, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

 - не привлечены представительные органы, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, при необходимости- органов архитектуры и градостроительства; как следствие - не проверено фактическое состояние многоквартирного дома, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия решения, не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения;

 По результатам работы комиссией не принято ни одно из решений, перечисленных п.47 Положения, и работа межведомственной комиссии завершилась лишь составлением протокола № от ДД.ММ.ГГГГ

 Между тем, в соответствии с п.49 Положения, только на основании полученного заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

 Таким образом, органом местного самоуправления издано Распоряжение № 20-р от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие заключения межведомственной комиссии. Следовательно, пункт 1 указанного распоряжения, который подтверждает принятое в 2006 году заключение о признании непригодным для проживания жилого помещения истцов, является незаконным, нарушающим их жилищные права.

 Устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав истцов возможно путем возложения обязанности на межведомственную комиссию муниципального образования сельского поселения Саранпауль провести обследование <адрес> жилых помещений по <адрес> с.<адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства.

 В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а суд принимает признание ответчиком иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

 Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 В силу вышеуказанных нормативных норм и установленных судом обстоятельств дела, в рассматриваемом случае признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

 Следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск прокурора удовлетворить.

 Признать незаконным пункт 1 Распоряжения администрации сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Обязать межведомственную комиссию по оценке жилых помещений жилищного фонда сельского поселения Саранпауль провести обследование <адрес> с.<адрес> и его жилых помещений, и вынести заключение в соответствии с требованиями федерального законодательства.

 Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Федеральный судья / подпись / ФИО8

 Решение не вступило в законную силу.

 Копия верна

     М.П.

 Судья       ФИО9

 Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ