РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
П. Веселый 11.05.2018 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе судьи Рябинина Г.П.,
при секретаре Соповой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах к ЗАО «Орошаемое», третье лицо Администрация Багаевского района Ростовской области об обязании исполнить требования законодательства
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах обратился в суд с иском к ЗАО «Орошаемое», третье лицо Администрация Багаевского района Ростовской области об обязании исполнить требования законодательства, а, именно, в срок до 15.10.2018: принять меры по обеспечению населения <адрес> доброкачественной питьевой водой в необходимом количестве; оборудовать зоны строгого режима на действующих артезианских скважинах, разработать проекты зон санитарной охраны; оборудовать водозабор устройством учета соответствия фактического дебита; восстановить павильон над скважиной, герметизировать оголовок обсадной грубы; разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разработать программу производственного контроля за качеством воды в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10, согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечить проведение производственного контроля за качеством питьевой воды в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов.
Требования обосновывают тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2015 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Ростовской области территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
На территории Ростовской области служба представлена управлением и его территориальными отделами.
ЗАО «Орошаемое» осуществляет эксплуатацию подземных водоисточников и подачу населению питьевой воды.
В с вязи с неудовлетворительным водоснабжением населения в <адрес> проведена проверка. По результатам проверки в отношении ЗАО «Орошаемое» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10 от 15.01.2018 года. В ходе расследования установлено, что водоснабжение <адрес> осуществляется из подземных водоисточников - артезианских скважин. При этом скважина №1 (ориентир <адрес>) функционирует с нарушениями, а именно: проект зоны санитарной охраны на скважину №1 отсутствует; зона санитарной охраны скважины №1 не спланирована, не ограждена; оголовок обсадной трубы скважины №1 не герметизирован, павильон над скважиной разрушен; водозабор не оборудован устройством учета соответствия фактического дебита при эксплуатации проектной производительности, предусмотренной при проектировании обосновании границ ЗСО. Население <адрес> не обеспечено водой питьевого качества, исследованная проба воды питьевой, отобранная из водоразборной колонки (<адрес>) не соответствует п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям «жесткость общая», и «общая минерализация (сухой остаток)». Вышеперечисленное является нарушением ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п. 1.4,1.6, раздела 3 п. 3.2.1.1, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Изложенные факты подтверждены протоколом осмотра территории и экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в <адрес>.
По данному факту 15.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица, 26.02.2018 вынесено постановление о наложении административного взыскания на ЗАО Орошаемое по ст.6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей № 134.
Также в ЗАО «Орошаемое» отсутствует программа производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды, не проводится производственный лабораторный контроль за качеством воды подаваемой населению с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, отсутствует (не разработан) план по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не разработано -техническое задание, инвестиционная программа по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, что является нарушением требований ст. 11, 19, 32 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 5, 6 ст. 23. ст. 25 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 2.1, 2.8 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Население <адрес> поселения продолжает получать питьевую воду, несоответствующую установленным требованиям. Ответчик осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований законодательства, которые просят устранить в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Пояснила, что до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Ответчик является собственником данных водонапорных систем. Просит требования удовлетворить, обязать ответчика устранить нарушения законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчика в судебное заседание не прибыли, о слушании дела уведомлены надлежащим образом- судебной повесткой. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Представители третьего лица Администрация Багаевского района Ростовской области в судебное заседание не прибыли, о слушании дела уведомлены судебной повесткой. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
В судебном разбирательстве установлено, что ЗАО «Орошаемое» осуществляет эксплуатацию подземных водоисточников и подачу населению питьевой воды, является собственником водонапорный систем в <адрес>, что подтверждено справкой администрации Багаевского района № 45 от 12.01.2018(л.д.8).
В с вязи с неудовлетворительным водоснабжением населения в <адрес> проведена проверка. По результатам проверки в отношении ЗАО «Орошаемое» 15.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица, 26.02.2018 вынесено постановление о наложении административного взыскания по ст.6.5 КоАп РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей № 134 (л.д.33).
Судом установлено, что водоснабжение <адрес> осуществляется из подземных водоисточников - артезианских скважин. При этом скважина №1 (ориентир <адрес>) функционирует с нарушениями, а именно: проект зоны санитарной охраны на скважину №1 отсутствует; зона санитарной охраны скважины №1 не спланирована, не ограждена; оголовок обсадной трубы скважины №1 не герметизирован, павильон над скважиной разрушен; водозабор не оборудован устройством учета соответствия фактического дебита при эксплуатации проектной производительности, предусмотренной при проектировании обосновании границ ЗСО. Исследованная проба воды питьевой, отобранная из водоразборной колонки (<адрес>) не соответствует п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям «жесткость общая», и «общая минерализация (сухой остаток)». Вышеперечисленное является нарушением ст. 19 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п. 1.4,1.6, раздела 3 п. 3.2.1.1, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Изложенные факты подтверждены протоколом осмотра территории, согласно которого произведен осмотр территории ЗАО «Орошаемое» и выявлены нарушения п.1.4, п.1.6, п.3.2.1.1 п.3.2.1.5 СанПин 2.1-1110-02 «Зоны соц.охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»(л.д.14-15, 16,17,18,19); заключением к протоколам лабораторных испытаний(л.д.21-23), а также экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в Аксайском районе(л.д.24-28); протоколами лабораторных испытаний № 1-366-Б/А от 6.02.2018г., № 366-Б/А от 9.02.2018г.
Кроме того, в ЗАО «Орошаемое» отсутствует программа производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды, не проводится производственный лабораторный контроль за качеством воды подаваемой населению с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, отсутствует (не разработан) план по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не разработано -техническое задание, инвестиционная программа по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, что является нарушением требований ст. 11, 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 5, 6 ст. 23. ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 2.1, 2.8 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пункта 3.1 СамПин 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органические свойства.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, а органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды. Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Судом установлено, что при проведении проверки федеральным органом исполнительной власти выявлены нарушения обязательных требований законодательства РФ ответчиком: проект зоны санитарной охраны на скважину №1 отсутствует; зона санитарной охраны скважины №1 не спланирована, не ограждена; оголовок обсадной трубы скважины №1 не герметизирован, павильон над скважиной разрушен; водозабор не оборудован устройством учета соответствия фактического дебита при эксплуатации проектной производительности, предусмотренной при проектировании обосновании границ ЗСО; население <адрес> не обеспечены водой питьевого качества, что является нарушением требований ст.ст. 11, 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.ч. 5, 6ст.ст. 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 2.1, 2.8 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических(профилактических) мероприятий».
При таких обстоятельствах, учитывая выявленные в ходе проведения проверки нарушения, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах удовлетворить.
Обязать ЗАО «Орошаемое» принять меры по обеспечению населения района питьевой водой, соответствующей обязательным требованиям в соответствии с положениями, установленными Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении» в срок до 15.10.2018 года:
принять меры по обеспечению населения <адрес> доброкачественной питьевой водой в необходимом количестве;
оборудовать зоны строгого режима на действующих артезианских скважинах, разработать проекты зон санитарной охраны;
оборудовать водозабор устройством учета соответствия фактического дебита;
восстановить павильон над скважиной, герметизировать оголовок обсадной трубы;
разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
разработать программу производственного контроля за качеством воды в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10, согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечить проведение производственного контроля за качеством питьевой воды в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов.
Взыскать с ЗАО Орошаемое Багаевского района Ростовской области в местный бюджет госпошлину по делу в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения через Багаевский районный суд.
Судья: Г.П.Рябинина.