ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-332 от 01.11.2011 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

                                                                                    Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 332/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кызыл-Мажалык 01 ноября 2011 года

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе

председательствующего Сарыглар С.С., при секретаре Билчей А.Б.,

с участием истца Ш

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г.  № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий Хурала представителей по  № Ш, о взыскании компенсации морального вреда и судебных издержек,

У С Т А Н О В И Л:

Ш обратился в суд с иском к территориальной избирательной комиссии г.  о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г.  № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Хурала представителей по  № Ш, о взыскании компенсации морального вреда и судебных издержек. В обоснование иска указал на то, что территориальная избирательная комиссия в соответствии с законодательством не полномочна, принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата, так как ее функции иные. Кроме этого, решение о досрочном прекращении его полномочий было рассмотрено без его участия. Приговором  районного суда от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от уголовной ответственности по основаниям ст. 78 УК РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. В связи с незаконным досрочным прекращением его депутатских полномочий, ему причинены нравственные и физические страдания. Просит решение территориальной избирательной комиссии г.  № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата отменить как незаконное, взыскать компенсацию морального вреда в размере  рублей и судебные расходы.

В судебном заседании истец Ш исковые требования поддержал полностью по указанным в иске основаниям, просил удовлетворить. Указал на то, что в результате незаконного досрочного прекращения своих депутатских полномочий испытал физические и нравственные страдания. У него болела голова, ему стыдно было ходить по городу, особенно встречаться со своими избирателями.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. , председатель Хурала представителей городского округа г. , будучи надлежащим образом извещенными о дне рассмотрения дела, по неизвестной суду причине не явились в суд, в связи, с чем суд рассматривает дело без их участия, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, на основании решения территориальной избирательной комиссии г.  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов представителей местного Хурала г.  Республики Тыва третьего созыва ДД.ММ.ГГГГ» Ш считается избранным в депутаты Местного Хурала Представителей г.  Республики Тыва по  одномандатному избирательному округу №.

Его полномочия депутата прекращены на основании решения территориальной избирательной комиссии г.  № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-2 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» прекратить досрочно полномочия депутата по  № Ш на основании судебного приговора  районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.

Из приговора  районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ш признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ, (в редакции от 07 марта 2011 года) и ему назначено наказание в виде штрафа, в размере  рублей, и на основании ст. 78 УК РФ, освобожден от наказания в связи с истечением срока давности.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ назначенное Ш наказание в виде штрафа, с применением статьи 64 УК РФ, снижено до  рублей, и он освобожден от наказания за истечением срока привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступление в отношении главы, депутата муниципального образования в законную силу обвинительного приговора суда является основанием досрочного прекращения им своих полномочий.

Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления может определяться уставами муниципальных образований.

Эту правовую позицию подтвердил Конституционный Суд РФ, который в Определении от 15 апреля 2008 г. N 285-О-О указал, что досрочное прекращение полномочий по данному основанию является мерой публично-правовой ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления, которая применяется на основании ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления и в порядке, определенном уставом муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении их вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него, определяющей является презумпция, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям.

В частности Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44).

Решение уполномоченного органа, по общему правилу - представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям. В то же время досрочное прекращение полномочий депутата или иного выборного должностного лица по рассматриваемому основанию не затрагивает его конституционный статус как гражданина и не лишает возможности вновь быть избранным в органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.

В уставы муниципальных образований должны быть включены положения, регламентирующие механизм досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора.

Однако, в Уставе городского округа г.  Республики Тыва механизм досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления в случае вступления в отношении них приговора в законную силу не регламентирован.

Как правило, решение о досрочном прекращении полномочий главы, депутата или иного выборного лица муниципального образования в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 8, 10, 12 - 14 части 6 статьи 36, пунктом 9.1 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимается Советом депутатов муниципального образования и оформляется решением, в котором указывается дата прекращения полномочий, определенная моментом наступления одного из перечисленных выше оснований. В решении Совета депутатов указываются и иные вопросы, связанные с прекращением полномочий депутата муниципального образования.

Решение о досрочном прекращении полномочий должно быть принято в течение определенных дней после установления основания, влекущего прекращение полномочий.

В данном случае суд считает, что такое решение должно быть принято на внеочередной сессии представительного органа местного самоуправления в максимально короткие сроки, со дня вступления приговора в законную силу.

Таким образом, суд считает, что вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования отнесен к компетенции представительного органа местного самоуправления, его мнение оформляется решением, подлежащим официальному опубликованию.

В данном случае, решение территориальной избирательной комиссии городского округа города  о досрочном прекращении полномочий депутата Ш, не соответствует требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

По вышеуказанным основаниям суд не соглашается с доводами территориальной избирательной комиссии г. , изложенными в возражении, в части того, что решение о досрочном прекращении полномочий они приняли законно, на основании ст. 13 Закона Республики Тыва от 19.03.2008 N 640 ВХ-2 (ред. от 30.06.2011) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва".

По аналогии закона, после вступления приговора в законную силу в отношении выборного лица, досрочное прекращение полномочий депутата также осуществляет представительный орган.

Кроме этого в суде установлено, что досрочное прекращение полномочий депутата Ш было проведено без его участия.

В виду того, что в Уставе городского округа  (далее Устава городского округа) не регламентирован порядок досрочного прекращения полномочий депутата в случае вступления в отношении этого лица приговора в законную силу, суд считает, что при досрочном прекращении полномочий депутата Ш должен был быть применен порядок, предусмотренный ст. 13 Устава городского округа.

В соответствии с п. 7 ст. 13 Устава городского округа следует, что при отзыве депутата, инициативная группа обязана письменно уведомить депутата о времени и месте проведения своего собрания, (заседания). Лицо, в отношении которого выдвигается инициатива проведения голосования по отзыву, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения.

Согласно п. 11 ст. 13 Устава городского округа при рассмотрении Хуралом представителей городского округа г.  вопроса о назначении голосования по отзыву лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, вправе дать устные или представить письменные объяснения.

Вопреки вышеуказанным требованиям Федерального закона, Закона Республики Тыва, Устава городского округа, данная процедура не была соблюдена, представителем ответчика не представлено доказательств того, что Ш вызывался на совещание по досрочному прекращению его депутатских полномочий.

В судебном заседании установлено, что Ш не был письменно уведомлен о времени и месте проведения собрания (заседания) по досрочному прекращению его депутатских полномочий.

Ш вправе был представить свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для прекращения его депутатских полномочий. Ему должна быть обеспечена возможность лично присутствовать на собрании избирателей.

Таким образом, ответчиками не было представлено ни одного письменного доказательства того, что лицо, в отношении которого досрочно прекращались депутатские полномочия, а именно Ш не был уведомлен о том, что прекращаются его депутатские полномочия в связи с вступлением приговора суда в отношении него в законную силу.

Кроме этого суд не принимает в качестве допустимых доказательств протоколы собрания ТИК г. , представленные в суд бывшим председателем территориальной избирательной комиссии города  П из которых следует, что протоколы составлены ДД.ММ.ГГГГ, тогда как оспариваемое решение было вынесено ДД.ММ.ГГГГ и в них имеются противоречивые данные о составе лиц участвовавших на собрании, о количестве проголосовавших за досрочное прекращение полномочий, что приводит к выводу о том, что собрание не проводилось.

Из пояснений самого председателя ТИК города  П в судебном заседании также не удалось достоверно установить, сколько человек проголосовало за прекращение, обнародовалось ли решение и итоги голосования, так как ответчиками не было представлено письменных доказательств официального обнародования итогов голосования по досрочному прекращению полномочий депутата.

Суд считает, что досрочное прекращение полномочий депутата как одна из форм непосредственной демократии не должен использоваться с нарушением конституционных прав, облегченная процедура прекращения депутатских полномочий недопустима.

При вышеуказанных обстоятельствах, принимая во внимание то, что досрочное прекращение полномочий депутата Хурала представителей городского округа города  Ш было прекращено без соблюдения правил, указанных в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", без участия самого депутата, полномочия которого досрочно прекращались, отсутствует решение представительного органа городского округа г.  по досрочному прекращению полномочий его депутата, требования истца о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г.  № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Хурала представителей по  № Ш подлежат удовлетворению.

Согласно статье 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поскольку в судебном заседании истцом не было представлено письменных доказательств, подтверждающих причинение нравственных и физических страданий, не установлено обстоятельств нарушающих его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага, вынесением решения территориальной избирательной комиссии города , то требование о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи, с чем в требованиях истца о взыскании судебных расходов, а именно суммы уплаченной при подаче иска в суд госпошлины также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198- 199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Ш удовлетворить частично.

Признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии г.  № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Хурала представителей по  № Ш.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, судебных издержек отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено 07 ноября 2011 года (05, 06 ноября 2011 года - выходные дни).

Председательствующий Сарыглар С.С.