Ртищевский районный суд Саратовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ртищевский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-332(1)/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 июня 2011 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,
при секретаре Жевак О.В.,
с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Евтушенко И.В.,
представителя ответчика - главы Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Спицына А.В.,
представителя третьего лица - Главного управления МЧС России по Саратовской области Бурцева А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности,
установил:
Ртищевский межрайонный прокурор (далее по тексту прокурор) обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области в апреле 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов Октябрьского муниципального образования. В ходе проведения проверки было установлено, что ответчиком требования действующего законодательства не исполняются, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании осуществляется ненадлежащим образом.
Проверкой установлено, что входящие в состав Октябрьского муниципального образования сельские населенные пункты: п.Темп, п.Правда, с.Ольховка, с.Петропавловка, с.Сапожок, п.Луч, с.Таптулино, п. Дубасовский, с. Песчанка, ст. Байка, ст. Благодатка, не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее по тексту ППБ 01-03) от 18 июня 2003 года №313. У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 90 ППБ 01-03. На территории сельских населенных пунктов Октябрьского муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 114 ППБ 01-03.
По мнению истца, указанные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара на территории данного муниципального образования, его дальнейшее распространение, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) Администрацией Октябрьского муниципального образования возложенных на нее Федеральным законом от 06 октября 2002 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, выразившееся в нарушении вышеуказанных требований пожарной безопасности, является прямой и основной причиной нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и жизни, которое может привести к массовым человеческим жертвам и причинению значительного материального ущерба.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь указанными нормами, прокурор просит суд признать бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области по принятию мер по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности незаконным и обязать в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности на территории данного образования, а именно: обеспечить входящие в состав Октябрьского муниципального образования сельские населенные пункты - п.Темп, п.Правда, с.Ольховка, с.Петропавловка, с.Сапожок, п.Луч, с.Таптулино, п. Дубасовский, с. Песчанка, ст. Байка, ст. Благодатка - пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; на территории сельских населенных пунктов муниципального образования оборудовать средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
В ходе судебного заседания помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Евтушенко И.В. отказалась от части заявленных требований к ответчику о возложении обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности на территории данного образования: у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; на территории сельских населенных пунктов муниципального образования оборудовать средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, пояснив, что указанные нарушения правил и норм пожарной безопасности были выполнены ответчиком в добровольном порядке. Оставшиеся исковые требования поддержала, уточнила просительную часть иска в части возложения обязанности обеспечить сельские населенные пункты Октябрьского муниципального образования пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. Дополнила, что ранее сотрудниками Отделения надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области, прокуратурой района обращалось внимание на выявленные нарушения в сфере противопожарной безопасности. Ответчик был привлечен в административной ответственности, вносились представления на устранение допущенных нарушений, однако каких-либо мер по изменению ситуации не было принято. Лишь при рассмотрении гражданского дела часть допущенных нарушений было устранено добровольно ответчиком. В находящихся на территории Октябрьского муниципального образования крестьянско-фермерских хозяйствах имеются мотопомпы, но договоров ответчиком с данными хозяйствами о привлечении указанной техники для целей пожаротушения в населенных пунктах не было заключено, что также не может служить доказательством соблюдения норм и правил пожарной безопасности со стороны ответчика.
Представитель ответчика - Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Спицын А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований. Пояснил, что часть заявленных требований исполнено и нарушения устранены, не возражал против отказа истца от части исковых требований. Дополнил, что решение вопросов по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности на территории Октябрьского муниципального образования не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств. При этом указал, что все населенные пункты, входящие в состав Октябрьского муниципального образования имеют пожарную технику, в том числе и мотопомпы.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца - Главного управления МЧС России по Саратовской области Бурцев А.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ не возражал против отказа прокурора от части исковых требований в связи с добровольным исполнением ответчиком, поддержал заявленные требования в остальной части. Пояснил, что в апреле 2011 года проводилась совместно с сотрудниками прокуратуры проверка соблюдения органами местного самоуправления Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов Октябрьского муниципального образования. В ходе проведения проверки было установлено, что ответчиком требования действующего законодательства не исполняются в полной мере, в сельских населенных пунктам муниципального образования отсутствуют в нарушение правил пожарной безопасности мотопомпы либо отсутствуют договора с организациями, имеющими мотопомпы на использование в целях пожаротушения в населенных пунктах.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика - Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Спирина У.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, извещенная о времени и месте в судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, в соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Определением Ртищевского районного суда от 03 июня 2011 года производство по делу в части заявленных исковых требований Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; на территории сельских населенных пунктов муниципального образования оборудовать средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара прекращено.
Суд, выслушав стороны, заслушав мнение представителя третьего лица, изучив и оценив представленные письменные доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.78 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу ст.ст.7, 15, 41, 45 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения закреплены в п.п.9 ч.1 ст.3 Устава Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области, согласно которым к вопросам местного значения поселения также относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Согласно ст.10, ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно п.1 ППБ 01-03 предусмотрено, что настоящие правила пожарной безопасности в РФ (далее по тексту Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 11 ППБ 01-03 предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Согласно п.31 ППБ 01-03 Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В судебном заседании установлено, что администрацией Октябрьского
муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области требования указанных выше законов исполняются не в полной мере, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.
Из представленных в суд доказательств следует, что отделением надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области при проведении проверок неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства в Администрации Октябрьского муниципального образования, Ртищевской межрайонной прокуратурой вносились представления об устранении допущенных нарушений.
Как следует из пояснений представителя третьего лица Бурцева А.В. в 2007- 2008 годах проводились проверки организации деятельности органов местного самоуправления Октябрьского муниципального образования по обеспечению требований законодательства в организации и обеспечении первичных мер пожарной безопасности. В ходе проведения проверок выявлялись указанные нарушения, в указанных населенных пунктах муниципального образования отсутствовали пожарные мотопомпы. В адрес ответчика вносились предписания для исполнения, проводились внеплановые проверки, но указанные требования до настоящего времени не были исполнены. В апреле 2011 года была вновь проведена проверка в отношении ответчика, внесено предписание на исполнение, ответственные лица были привлечены к административной ответственности, однако выявленные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются: актом проверки организации деятельности Октябрьского муниципального образования по исполнению установленных полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием № государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ; представлением № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается ответчиком.
Как следует из акта проверки органом государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки установлено, что входящие в состав Октябрьского муниципального образования сельские населенные пункты - п.Темп, п.Правда, д.Ольховка, с.Петропавловка, с.Сапожок, п.Луч, п.Таптулино, п. Дубасовский, с. Песчанка, ст. Байка, не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения. В связи с допущенными нарушениями в адрес ответчика внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений представителя ответчика, подтверждается справкой администрации Октябрьского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, число постоянных хозяйств в Октябрьском муниципальном образовании составляет - 951, из которых: п.Темп- 367 хозяйств; п. Таптулино- 54 хозяйства; п.Луч- 133 хозяйств; п. Дубасовский - 15 хозяйств; с. Сапожок - 125 хозяйств; с. Песчанка - 29 хозяйств; ст.Байка - 17 хозяйств; п.Правда - 176 хозяйств; д.Ольховка - 27 хозяйств; д. Петропавловка - 8 хозяйств.
Согласно возражения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, акта комиссии
Администрации Октябрьского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, представленных в суд фотографий следует, что в п.Темп имеется одна мотопомпа в ООО «Гранд», одна мотопомпа у ИП ФИО6; в п.Луч имеется бензовоз с мотопомпой и две пожарные машины, принадлежащие Сторожовской ЛПУ и мотопомпа, принадлежащая ООО «Гранд» в п.Таптулино; в п.Правда на базе КФХ «Правда» имеется машина с мотопомпой; в с.Сапожок имеются три мотопомпы: в КФХ «Фемида», у ИП ФИО7, у ФИО8
Как было бесспорно установлено в судебном заседании, администрацией Октябрьского муниципального образования договоров с данными хозяйствами о привлечении указанной техники для целей пожаротушения в населенных пунктах не было заключено, а населенные пункты п. Дубасовский, с.Песчанка, д. Петропавловка, д. Ольховка, ст. Байка необеспеченны мотопомпами для целей пожаротушения, что не оспаривается представителем ответчика.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что администрацией Октябрьского муниципального образования проводилась определенная работа в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, были приняты соответствующие постановления и решения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, утверждена целевая программа, направлена в Совет Октябрьского муниципального образования заявка на рассмотрение вопроса о выделении денежных средств в размере 100000 рублей для устранения имеющихся нарушений противопожарной безопасности на 2011 года №а от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные действия не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления в полной мере требований действующего законодательства и не освобождает его от обязанности устранения указанного нарушения.
Суд также не может согласится с доводами представителя ответчика о невозможности устранения выявленных нарушений из-за отсутствия денежных средств, так как в соответствии с требованиями ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что неисполнение администрацией Октябрьского муниципального образования законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Исковые требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности по устранению нарушений норм законодательства о пожарной безопасности.
На основании ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд приходит к выводу о том, что администрация Октябрьского муниципального образования должна исполнить свои обязательства по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2011 года, считая данный срок разумным для исполнения такого рода обязательств. При этом ответчик в соответствии со ст.203 ГПК РФ при наличии соответствующих обстоятельств имеет право ходатайство об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области по непринятию мер по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности на территории Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области незаконным.
Обязать Администрацию Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности: обеспечить входящие в состав Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области сельские населенные пункты - п.Темп, п.Правда, д.Ольховка, с.Петропавловка, с.Сапожок, п.Луч, п.Таптулино, п. Дубасовский, с. Песчанка, ст. Байка пожарными мотопомпами для целей пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.
Судья подпись