Дело № 2-3321/2021
27RS0004-01-2021-003135-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи – Телиной С.А.,
с участием истца ФИО1,
ФИО2 представителя ответчика Администрации г.Хабаровска, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Комитета Администрации города Хабаровска по Управлению Индустриальным районом от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания – Ефремовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации <адрес>, Комитету Администрации <адрес>ом, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи гражданам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, Комитету Администрации <адрес>ом о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи, возложении обязанности включить её в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, по выплате согласно п.п. 1.1.2, 1.1.3, Порядка, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскании компенсации причиненного морального вреда в размере 100000 рублей 00 копеек, обратить решение суда к немедленному исполнению, указав, что фактически проживает по адресу: <адрес>. Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N 962-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» на территории <адрес> введён режим чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением обильных осадков и подъёмом уровней воды на реках Хабаровского края. В результате чрезвычайной ситуации жилой дом по адресу <адрес> попал в зону затопления. Границы затопления определены Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3441 "Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории <адрес> в августе - сентябре 2020 года". Факт её проживания по адресу <адрес>, в период чрезвычайной ситуации доказан в суде (судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ). Судебное решение было передано ею ДД.ММ.ГГГГ представителю Комитета администрации <адрес> по управлению <адрес>ом ФИО4 Почтой России ею было получено решение ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи на основании п.п. 2.11. порядка, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3596 «Об утверждении порядка предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории <адрес> в августе - сентябре 2020 года»: «2.11. В списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, не включаются граждане, в отношении которых не подтвержден факт их постоянного проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также факт нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимое: воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Считает данное решение незаконным, так как Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3596, призвано защитить права пострадавших в период чрезвычайной ситуации, и так п.п. 2.4. порядка, содержания прилагаемых к заявлению документов, в том числе: «2.4.4. Копии судебных решений (при установлении факта проживания граждан)». Все необходимые для выплаты документы она предоставила администрации <адрес> по управлению индустриальным районом, в том числе копию судебного решения, подтверждающего факт её проживания в жилом помещении в период чрезвычайной ситуации и имеет право на получение материальной помощи. Действия представителей комитета администрации <адрес> по управлению индустриальным районом лишили её возможности на необходимую материальную помощь, что существенно усугубило моральный вред причиненный ей затоплением в результате чрезвычайной ситуации. Просила требования удовлетворить.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчиков привлечены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительства Хабаровского края по гражданской защите.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении, просила её требования удовлетворить, так как на основании решения суда был установлен факт её постоянного проживания по адресу <адрес>. Данный дом попал в зону затопления, в результате чего пострадали её вещи первой необходимости. В связи с чем она имеет право на данные выплаты.
Представитель Администрации <адрес>, Комитета Администрации <адрес>ом, ФИО2 с исковыми требованиями к ним не согласилась, представила возражения на исковое заявление, пояснив, что установление факта проживания по решению суда, не является основанием к данной выплате, таким основанием является регистрация граждан в жилом помещении попавшем в зону затопления, а также уничтожение имущества первой необходимости. У истицы в 2013 году имущество пропадало, ей выплатили за него компенсацию. Доказательств, что при затоплении пострадало новое имущество истца, что оно является имуществом первой необходимости представлено ФИО1 не было.
Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явилась, причины не явки неизвестны, о дне слушания извещались надлежащим образом, причины не явки неизвестны.
Представитель Правительства Хабаровского края по гражданской защите в судебное заседание не явилась, причины не явки неизвестны, о дне слушания извещались надлежащим образом, причины не явки неизвестны.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовой обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС федерального и межрегионального характера является расходным обязательством РФ.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" в границах городского округа "<адрес>" введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок предоставления разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года.
В соответствии с подп. «з», «м» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов РФ по ликвидации ЧС межрегионального характера, а также принимает решения об оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам РФ в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам РФ, определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. 2.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, исполнение Порядка предоставления разовой финансовой помощи возложено на заместителей мэра, председателей комитетов администрации <адрес> по управлению районами. П. 2.13 Порядка предоставления разовой финансовой помощи, установлено, что выплата разовой финансовой помощи осуществляется комитетом по управлению районом администрации <адрес>, на территории которого постоянно проживает пострадавший гражданин.
Пострадавшим в результате ЧС межрегионального характера гражданам, осуществляются выплаты в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №) и Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр (далее - Правила №-пр).
В силу вышеуказанных нормативных правовых актов единовременная материальная помощь выплачивается за нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС, финансовая помощь - в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости.
Абз. 2 подп. «а» п. 10 Правил № предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда Правительства РФ в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи осуществляется при выполнении условия по постоянному проживанию гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и регистрации в нем по месту жительства.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.10. Правил 453-пр не соблюдение условий предоставления трансферта является правовым основанием для отказа муниципальному образованию в его предоставлении.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 об установлении факта постоянного проживания в период чрезвычайной ситуации, вступившего в законную силу, установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована в <адрес> а <адрес>. При этом судом установлено, что в период чрезвычайной ситуации, имевшей место в августе-сентябре 2020 г. ФИО1 постоянно проживала по <адрес>.
Согласно Заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территории Хабаровского края и <адрес> проживание в <адрес> невозможно.
Согласно Акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территориях Хабаровского края и <адрес>, пострадало следующее имущество: газовая плита, предмет мебели для сна: кровать.
При этом, с учетом положений статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что согласуясь с закрепленными в статьях 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, части 1 статьи 19, части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает самостоятельность сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (часть 2 статьи 57, статьи 62, 64, часть 2 статьи 68, часть 3 статьи 79, часть 2 статьи 195, часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Так как в судебном заседании установлено, что ФИО1 регистрации по адресу <адрес> на момент ЧС не имела, регистрация является обязательным условием для получения разовой финансовой помощи, в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости, что Решение суда об установлении факта проживания не дает права гражданину на получение указанного вида финансовой помощи, что в судебном заседании не доказано, что плита и кровать, покупались истцом после предыдущих затоплений, то в удовлетворении исковых требований истцу о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи, возложении обязанности включить её в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, по выплате согласно п.п. 1.1.2, 1.1.3, Порядка, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, следует отказать.
Так как требование истца о взыскании компенсации морального вреда производно от основных требований, что суду не доказано, что действиями ответчиков истцу причинен моральный вред, то и в удовлетворении данного требования истцу необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 ФИО7 к Администрации <адрес>, Комитету Администрации <адрес>ом, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании незаконным решения в предоставлении финансовой помощи гражданам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,– отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Председательствующий судья: С.А.Телина
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.