Дело № 2-3322/18 12 декабря 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинград-Финляндского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов на железнодорожную станцию Ладожское озеро,
у с т а н о в и л:
Ленинград-Финляндский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд города Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – РЖД) об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов на железнодорожную станцию Ладожское озеро.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в результате поведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства в части обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом на станции Ладожское озеро выявлены нарушения законодательства в сфере социальной защиты маломобильных групп населения, железнодорожная станция не соответствует требованиям СП 59.13330.2016, не обеспечивает соответствие критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности, а также не формирует условия предупреждения причинения вреда, создавая реальную угрозу причинения вреда инвалидам и иным маломобильным группам населения будущем. В связи с чем, Ленинград-Финляндский транспортный прокурор просил обязать РЖД обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, и иных маломобильных групп населения на объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Мельничный Ручей Всеволожского района Ленинградской области, в частности:
Оборудовать территорию, прилегающую к пешеходному переходу асфальтовым или иным твердым покрытием в соответствии с СП 59.13330.2016;
Обустроить пешеходный переход через железнодорожные пути съездами или плавным понижением высот его поверхности в соответствии с СП 59.13330.2016;
Нанести на проступи краевых ступеней лестничных маршей платформы полосу контрастную поверхностью ступени в соответствии с СП 59.13330.2016;
Обустроить лестничные марши платформы предупреждающими тактильно-контрастными указателями в соответствии с СП 59.13330.2016;
Оборудовать скамьи на платформе с опорой для спины и подлокотником;
Оборудовать платформу навесом и павильоном;
Разместить на пешеходном переходе плакат о возможности пересечения железнодорожных путей инвалидами только с сопровождающими лицами;
Установить информационные знаки доступности и путей движения пассажиров и маломобильных групп населения на станцию, железнодорожную платформу и к зонам обслуживания;
Обеспечить голосовое и световое информирование пассажиров о времени оправления и прибытия поездов, об оказании ситуационной помощи маломобильным группам населения;
Осуществить ремонт ступеней лестницы на платформе, в том числе устранить сквозные отверстия;
Установить специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в общественных уборных в соответствии со СП 59-13330.2016;
Оборудовать общественные уборные умывальными раковинами.
Установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определением судьи Мещанского районного суда г.Москвы гражданское дело по указанным исковым требованиям было передано по подсудности по месту нахождения большинства доказательств Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
В ходе рассмотрения дела Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Всеволожская районная организация Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Истец в судебное заседание явился, после перерыва в судебном заседании в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотрение дела отложить в целях проверки фактического устранения нарушений, в удовлетворении данного ходатайства истцу было отказано, сторонам было предоставлено время для совместного осмотра, проведение которого прокурором было проигнорировано, также суд принимает во внимание несвоевременную подготовку истца к делу, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Представители ответчика по доверенности ФИО1, ФИО2 в судебное заседание явились, представили письменные возражения, согласно которых СП на которые ссылается прокурор не могут быть применены, в настоящее время часть нарушений были устранены, просили в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Представитель третьего лица по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав представителей ответчика, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.
Из материалов дела следует, что 14 июля 2017 года заместителем Ленинград-Финляндского транспортного прокурора Бурчанова Н.Л. приняла решение №23/1-12/2017 о проведении проверки Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» с целью соблюдения прав и свобод человека и гражданина исполнения требований законодательства в части обеспечения маломобильных групп населения к беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом на станциях Мельничный ручей, Невская Дубровка, Ладожское озеро в связи с обращением ФИО4 (л.д.10).
28 июля 2017 года помощником прокурора была проведена выездная проверка, в ходе которой было установлено, что в местах окончания пешеходного перехода отсутствует плавное понижение высот или обустроенный съезд. На пешеходном переходе не размещены плакаты о возможности пересечения железнодорожных путей инвалидами только с сопровождающими лицами. Территория, прилегающая к пешеходному переходу, не имеет асфальтового или иного твердого покрытия. На проступях краевых ступеней лестничных маршей платформы не нанесены полосы, контрастные с поверхностью ступени. Лестничные марши платформы не оборудованы предупреждающими тактильно-контрастными указателями. Средства информации и навигации на путях движения маломобильных групп населения отсутствуют (отсутствуют знаки доступности и указатели путей движения, информация о путях движения пассажиров по маршруту; голосовое и световое оповещение пассажиров об отправлении и прибытии поездов, об оказании ситуационной помощи маломобильным группам населения). Платформа не оборудована навесами или павильонам, места ожидания (скамьи) не имеют подлокотников и опор для спины. Ступени лестницы, ведущей на платформу, имеет сквозные повреждения на пути движения, создающие опасность падения для инвалидов. Средства информации и навигации на путях движения маломобильнных групп населения отсутствуют. Информационно-навигационная система не обеспечивает доступность, безопасность, информативность и комфортность на путях движения, доступных для маломобильных пассажиров на все время (в течение суток) эксплуатации объектов. Информационные знаки доступности и путей движения пассажиров и маломобильных групп населения на станцию, железнодорожную платформу и к зонам обслуживания не оборудованы. Голосовое и световое информирование пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, времени работы железнодорожных билетных касс, об оказываемых услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, об оказании ситуационной помощи маломобильным группам населения не обеспечено. Ступени лестницы, ведущие на платформу, имеют сквозные повреждения на пути движения, создающие опасность падения для инвалидов. Обустроенные уборные на территории железнодорожной станции не доступны для инвалидов, передвигающихся на кресле коляске, для людей с нарушением зрения и лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (отсутствуют доступные для инвалидов кабины, стационарные и откидные опорные поручни, повортные или откидные сиденья, умывальные раковины не оборудованы) (л.д.13-20).
Ответчиком не оспаривалось, что здание вокзала, платформы территория станции находятся на балансе Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД».
Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Свода правил СП 59.133330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр (далее - СП 59.13330.2016) и Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 06.1.2015 г.№329.
В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в части 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», законодатель указал, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Пунктом 4.1 СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр с датой начала действия 15 мая 2017 года предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Из представленного ответчиком технического паспорта Платформы пассажирской высокой промежуточной станции 1966 года постройки, платформа реконструкции и капитальному ремонту или модернизации не подвергалась. В связи с чем, оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры отсутствуют.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Аналогичные положения содержаться в пунктах 1.1., 1.2, 1.6 Свода правил указанных выше.
В случае, когда существующий объект невозможно приспособить полностью, проектирование осуществляется в рамках «разумного приспособления».
«Разумное приспособление» означает, что при реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации. Согласно «Конвенции о правах инвалидов» разумное приспособление означает «внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод».
«Разумное приспособление» означает, что необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации».
Как указал ответчик в своих объяснениях с целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте, а именно Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 24 апреля 2014 года N 1016р, определяющий порядок взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с подразделениями пассажирского комплекса - участниками перевозочного процесса - при организации обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте с целью обеспечения условий доступности транспортных услуг для маломобильных пассажиров и организации ситуативной помощи. Методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг. Функционирует Центр содействия мобильности, который осуществляет процесс обслуживания, сопровождения и оказания помощи маломобильным гражданам на вокзалах и остановочных пунктах.
Также ответчиком был разработан и утвержден паспорт доступности пассажирской станции Ладожское озеро для пассажиров из числа инвалидов, который согласован с Региональным общественным объединением инвалидов Всеволожского района с оговоркой, представляющей собой ссылку на СП, СНиП, РДС без указания конкретных недостатков, требующих устранения (л.д.65-67).
Заявленные прокурором требования об оборудовании платформы навесом или павильоном не подлежат удовлетворению, т.к. установка пассажирского навеса/павильона на данной высокой островной пассажирской платформе электрифицированного участка пути на станции невозможна в связи с нарушением габарита приближения строений согласно пункта 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 №286.
Станция Ладожское озеро относится к 4 классу и является конечной тупиковой. Платформа расположена между приемо-отправочными путями. Ширина данной платформы составляет 4 м, полоса безопасности наносится на расстоянии 0,75 м от каждого края платформы, ширина полосы безопасности 0,15-0,20 м. Для безопасного нахождения пассажира на платформе, при движении электропоезда, он не должен заходить за полосу безопасности. В соответствии с требованиями, установленными Распоряжения ОАО РЖД от 02.02.2017 №212р «Об утверждении СТО РЖД 09.011-2016 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования к размещению, эксплуатации и обслуживанию пассажирских обустройств», минимальное расстояние между крайней гранью сооружения (павильона, навеса) и краем платформы должна составлять не менее 2-3 м. При установке малого навеса размером 2 м х 2,5 м на середине платформы, создается угроза безопасного прохода для пассажиров. Установка большого навеса на всю ширину платформы длиной 10м возможна только при реконструкции пассажирской платформы.
Ответчиком часть нарушений была устранена, в связи с чем судом сторонам предлагалось провести совместный осмотр в целях установления факта «разумного приспособления» и устранения нарушений, от которого прокурор уклонился. Согласно Акта осмотра станции от 06.12.2018 года с приложенными фотоматериалами: в местах изменения высот поверхностей пешеходного перехода через железнодорожные пути обустроено плавное понижение высот; на поступях краевых ступеней лестничных маршей платформы нанесены контрастные полосы; на платформе обустроена скамья с опорой для спины и подлокотниками; на пешеходном переходе размещены плакаты о возможности пересечения железнодорожных путей инвалидами только с сопровождающими лицами; обеспечено голосовое оповещение пассажиров об отправлении и прибытии поездов путем двусторонней парковой связи — ДПС; в целях оказания ситуационной помощи гражданам и инвалидам на станции установлена связь с дежурным по станции, возле входа оборудована кнопка вызова; осуществлен ремонт ступеней лестницы, ведущей к платформе, устранены сквозные отверстия; в здании станции оборудована санитарная комната с раковиной, туалетом и поручнями для инвалидов.
Таким образом, ответчиком предпринимались меры к приспособлению станции к использованию инвалидов и иных маломобильнных групп населения. При этом исходя из понятия «разумное приспособление», содержащееся в Конвенции о правах инвалидов заявленные прокурором требования об обустройстве лестничных маршей платформ и подземного пешеходного перехода предупреждающими тактильно-контрастными указателями; установлению информационных знаков доступности и путей движения пассажиров и маломобильных групп населения на станцию, железнодорожные платформы и к зонам обслуживания суд полагает обоснованными, учитывая, что данные мероприятия не требуют значительных вложений и переустройства.
Учитывая, что ответчиком с момента обнаружения недостатков, предприняты меры к их устранению, суд считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для исполнения решения суда 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в силу положений налогового законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Ленинград-Финляндского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» на железнодорожной станции Мельничный Ручей:
обустроить лестничные марши платформ и подземного пешеходного перехода предупреждающими тактильно-контрастными указателями;
установить информационные знаки доступности и путей движения пассажиров и маломобильных групп населения на станцию, железнодорожные платформы и к зонам обслуживания
в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
.....