ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3322/2021 от 01.12.2021 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-3322/2021

УИД 03RS0063-01-2021-004792-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2021 года г. Туймазы РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Липатовой Г.И.,

при секретаре Сафиной А.Р.,

с участием представителей истца Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

представителей ответчика ООО "Водоканал г. Туймазы" ФИО3, действующего на основании от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал г. Туймазы» о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по РБ - Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Водоканал <адрес>» о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.

Исковые требования мотивированы тем, что Башкирской природоохранной прокуратурой на основании решения природоохранного прокурора Шайхутдинова Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ООО «Водоканал г. Туймазы» санитарно-эпидемиологического законодательства при сбросе сточных вод в водный объект, в ходе которой выявлено, что у ООО «Водоканал г. Туймазы» отсутствует проект санитарно-защитной зоны на биологические сооружения, расположенные <адрес>, и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям. ООО «Водоканал г. Туймазы» для осуществления деятельности по водоотведению сточных вод арендует у администрации городского поселения г. Туймазы и Туймазинского района РБ биологическое очистные сооружения г. Туймазы, расположенные <адрес>. Минэкологии РБ предприятию выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный учет площадки <адрес> как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому он относится к 2 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код Проектная производительность очистных сооружений составляет м3/сут, тыс. м3/год. Для сброса сточных вод в р. Усень предприятию Минэкологии РБ выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ За ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водоканал г. Туймазы» в р. Усень сброшено м3 сточных вод, в ДД.ММ.ГГГГ тыс. м3.

Между тем, в нарушение части 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» у ООО «Водоканал г. Туймазы» отсутствуют проект санитарно-защитной зоны на биологические очистные сооружения, расположенные <адрес>, и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Кроме того, в нарушение п.2 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ООО «Водоканал г. Туймазы» не проведены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром указанных биологических очистных сооружений и не подано заявление в Роспотребнадзор об установлении санитарно-защитной зоны объекта.

По выявленным нарушениям ООО «Водоканал г. Туймазы» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 ч 1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. С ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах начали поступать обращения граждан о возможном загрязнении атмосферного воздуха (запах фекалий, канализации и т.п.) от жителей <адрес> и района <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ проведены отборы проб и лабораторные испытания атмосферного воздуха в <адрес> (4 м от угла дома) придомовая территория. Исследования проб проводилось на содержание загрязняющих веществ: «Аммиак», «Дигидросульфид». Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей в отобранных пробах в объеме проведенных исследований содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышало нормативных значений. ДД.ММ.ГГГГ с 10.55 до 11.40 возле придомовой территории <адрес> и <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в точках <адрес> (придомовая территория) также проведены отборы проб и лабораторные испытания атмосферного воздуха.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей, ДД.ММ.ГГГГ на придомовой территории <адрес> содержание «Дигидросульфид» в макс.раз. концентрации в атмосферном воздухе составил мг/м3, норматив не более мг/м3.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведены отборы проб и лабораторные испытания атмосферного воздуха в <адрес> и <адрес> (на придомовых территориях). Исследования проб проводилось на содержание загрязняющих веществ: «Аммиак», «Дигидросульфид».

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей, ДД.ММ.ГГГГ содержание «Дигидросульфида» в макс.раз. концентрации в атмосферном воздухе на придомовых территориях <адрес> составил мг/м? (превышение ПДК в 1,9 раз), <адрес> мг/м? (превышение ПДК в 2,5 раза), норматив не более мг/м?, что является нарушением требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Проведены лабораторные исследования атмосферного воздуха по жалобам на запах канализации ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по адресам <адрес> (придомовая территория). Исследование проб проводилось на содержание таких загрязняющих веществ, как: Аммиак, Дигидросульфид.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей, ДД.ММ.ГГГГ на придомовой территории <адрес> содержание Дигидросульфида в макс.раз. концентрации в атмосферном воздухе составил мг/м?, норматив не более мг/м?, что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и Южно-уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, которые осуществляют государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, направлен запрос об определении источников загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно представленной информации ( от ДД.ММ.ГГГГ) Южно-уральского межрегионального Управления Росприроднадзора и Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан вблизи точки анализа качества атмосферного воздуха (придомовая территория <адрес>) расположена площадка биологических очистных сооружений ООО «Водоканал г. Туймазы» - объект г. Туймазы, код объекта – II-я категория, региональный уровень государственного экологического надзора.

Данный объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В выбросах также присутствует дигидросульфид (валовый выброс дигидросульфида составляет т/год).

Туймазинское территориальное управление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан также заявило, что источником загрязнения атмосферного воздуха также может являться ИП ФИО5 мясокомбинат «Сава» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

У ООО «Водоканал г. Туймазы» и ИП ФИО5 на основании п. 2 ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» запрошены пояснения в отношении указанных сведений.

ИП ФИО5 сообщил, что убойный цех и цех технических полуфабрикатов, от которых могли быть выбросы дигидросульфида, упразднены с ДД.ММ.ГГГГ. Представлена копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Водоканал г. Туймазы» пояснил, что биологические очистные сооружения и иные объекты централизованной системы водоотведения находятся на расстоянии 2,5 км от <адрес> и <адрес>, а санитарно-защитная зона для таких видов объектов составляет м.

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал г. Туймазы» является гарантирующей организацией водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>

Причиной невыполнения обязательных требований явилось бездействие ООО «Водоканал г. Туймазы» по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, юридическое лицо не принимает меры по уменьшению воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического), создавая тем самым угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, является незаконным. Основанием иска являются факты совершения противоправных действий со стороны ООО «Водоканал г. Туймазы», которые должны быть прекращены.

На основании изложенного просит суд обязать ООО «Водоканал г. Туймазы», юридический адрес: 452756, Республика Башкортостан, <...> К.Б, ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: до 31 декабря 2022 года - разработать проект санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.2 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; до 31 декабря 2021 года - обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды, в зоне влияния на население согласно программы производственного контроля во исполнение п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по доведению качества атмосферного воздуха гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям), ориентировочным безопасным уровням воздействия в соответствии с п. 66 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (табл. 1.1, 1.2).

Представитель третьего лица Администрации городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район РБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени, дне и месте судебного разбирательства, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представители ответчика ООО «Водоканал г. Туймазы» ФИО3, ФИО4 исковые требования признали, доводы изложенные в отзыве поддержали.

Выслушав стороны, участвующие в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Данные положения закреплены в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения природоохранного прокурора Шайхутдинова Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ООО «Водоканал г. Туймазы» санитарно-эпидемиологического законодательства при сбросе сточных вод в водный объект, в ходе которой выявлено, что у ООО «Водоканал г. Туймазы» отсутствуют проект санитарно-защитной зоны на биологические очистные сооружения, расположенные юго-западнее <адрес>, и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

ООО «Водоканал г. Туймазы» для осуществления деятельности по водоотведению сточных вод арендует у администрации городского поселения г. Туймазы и Туймазинского района РБ биологическое очистные сооружения г. Туймазы, расположенные юго-западнее <адрес>.

Минэкологии РБ предприятию выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный учет площадки г. Туймазы как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому он относится к 2 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код ).

Проектная производительность очистных сооружений составляет м3/сут, тыс. м3/год.

Для сброса сточных вод в р. Усень предприятию Минэкологии РБ выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ

За 2020 год ООО «Водоканал г. Туймазы» в р. Усень сброшено м3 сточных вод, в ДД.ММ.ГГГГ тыс..м3.

В соответствии с п. 7.1.13 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона для биологических очистных сооружений мощностью более 5,0 до 50,0 тыс. м/ сутки составляет 400 м.

Между тем, в нарушение части 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» у ООО «Водоканал г. Туймазы» отсутствуют проект санитарно-защитной зоны на биологические очистные сооружения, расположенные <адрес>, и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Кроме того, в нарушение п.2 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ООО «Водоканал г. Туймазы» не проведены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром указанных биологических очистных сооружений и не подано заявление в Роспотребнадзор об установлении санитарно-защитной зоны объекта.

По выявленным нарушениям ООО «Водоканал г. Туймазы» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 ч 1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах начали поступать обращения граждан о возможном загрязнении атмосферного воздуха (запах фекалий, канализации и т.п.) от жителей <адрес> и <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ проведены отборы проб и лабораторные испытания атмосферного воздуха в <адрес> (4 м от угла дома) придомовая территория. Исследования проб проводилось на содержание загрязняющих веществ: «Аммиак», «Дигидросульфид». Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей в отобранных пробах в объеме проведенных исследований содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышало нормативных значений.

ДД.ММ.ГГГГ в точках <адрес> (придомовая территория) также проведены отборы проб и лабораторные испытания атмосферного воздуха.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей, ДД.ММ.ГГГГ на придомовой территории <адрес> содержание «Дигидросульфид» в макс.раз. концентрации в атмосферном воздухе составил мг/м3, норматив не более мг/м3.

ДД.ММ.ГГГГ проведены отборы проб и лабораторные испытания атмосферного воздуха в <адрес> и <адрес> (на придомовых территориях). Исследования проб проводилось на содержание загрязняющих веществ: «Аммиак», «Дигидросульфид».

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей, ДД.ММ.ГГГГ содержание «Дигидросульфида» в макс.раз. концентрации в атмосферном воздухе на придомовых территориях <адрес> составил мг/м? (превышение ПДК в 1,9 раз), <адрес> мг/м? (превышение ПДК в 2,5 раза), норматив не более мг/м?, что является нарушением требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Проведены лабораторные исследования атмосферного воздуха по жалобам на запах канализации ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по адресам <адрес> (придомовая территория). Исследование проб проводилось на содержание таких загрязняющих веществ, как: Аммиак, Дигидросульфид.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Туймазы, Белебей, ДД.ММ.ГГГГ на придомовой территории <адрес> содержание Дигидросульфида в макс.раз. концентрации в атмосферном воздухе составил 0,010 ± 0,002 мг/м?, норматив не более 0,008 мг/м?, что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Сероводород или дигидросульфид - бесцветный газ со сладковатым вкусом, обеспечивающий характерный неприятный тяжёлый запах тухлых яиц (тухлого мяса), действующий непосредственно на нервную систему. Наиболее заметные признаки сильного отравления сероводородом: отёк лёгких, судороги, паралич нервов, последующая кома. Если в атмосфере сероводород содержится в меньших количествах (от 0,02%), следующие симптомы: головокружение, головная боль, тошнота и быстрое привыкание к запаху «тухлых яиц», раздражение глаз, носа или горла.

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и Южно-уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, которые осуществляют государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, направлен запрос об определении источников загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно представленной информации (-у от ДД.ММ.ГГГГ) Южно-уральского межрегионального Управления Росприроднадзора и Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан вблизи точки анализа качества атмосферного воздуха (придомовая территория <адрес>) расположена площадка биологических очистных сооружений ООО «Водоканал г. Туймазы» - объект <адрес>, код объекта – , II-я категория, региональный уровень государственного экологического надзора.

Данный объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В выбросах также присутствует дигидросульфид (валовый выброс дигидросульфида составляет т/год).

Туймазинское территориальное управление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан также заявило, что источником загрязнения атмосферного воздуха также может являться ИП ФИО5 мясокомбинат «Сава» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

У ООО «Водоканал г. Туймазы» и ИП ФИО5 на основании п. 2 ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» запрошены пояснения в отношении указанных сведений.

ИП ФИО5 сообщил, что убойный цех и цех технических полуфабрикатов, от которых могли быть выбросы дигидросульфида, упразднены с ДД.ММ.ГГГГ. Представлена копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Водоканал г. Туймазы» пояснил, что биологические очистные сооружения и иные объекты централизованной системы водоотведения находятся на расстоянии 2,5 км от <адрес> и <адрес>, а санитарно-защитная зона для таких видов объектов составляет 400 м.

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал г. Туймазы» является гарантирующей организацией водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Пунктом 3.10 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одногогода со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2лет с момента ее установления.

Атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны:

в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.

При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.п. 66, 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).

При рассмотрении обращений граждан, в ходе анализа имеющихся данных в территориальном отделе, выявлено, что ООО «Водоканал г. Туймазы» не установлена санитарно-защитная зона вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека: не разработан проект санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект, не проводятся лабораторные исследования на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды; не разработаны и не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по доведению качества атмосферного воздуха гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям), ориентировочным безопасным уровням воздействия.

В связи с тем, что бездействие Ответчика приводит к нарушению обязательных требований, юридическому лицу 02.09.2021 было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое им получено 06 сентября 2021 года.

Сведения о принятии мер по недопустимости нарушений не представлены.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Причиной невыполнения обязательных требований явилось бездействие ООО «Водоканал г. Туймазы» по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, юридическое лицо не принимает меры по уменьшению воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического), создавая тем самым угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, является незаконным.

При вышеизложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В данном случае, исходя из фактических обстоятельств дела, а также объема и характера работ, подлежащих выполнению, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал г. Туймазы» о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал <адрес>», юридический адрес: 452756, <адрес> Б, ОГРН <***>, ИНН <***>, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

До ДД.ММ.ГГГГ разработать проект санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект в соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.2 постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон;

Обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды, в зоне влияния на населения согласно программы производственного контроля во исполнение п. 73 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Разработать и провести санитарно-противоэпидемические мероприятия по доведению качества атмосферного воздуха гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям), ориентировочным безопасным уровням воздействия в соответствии с п. 66 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья Г.И. Липатова