Дело № 2-516/2022
УИД 58RS0027-01-2021-011273-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года
Октябрьский районный суд города Пензы
в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.
при секретаре Хайровой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску АППО к ТСН «Велотрек» о защите прав неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (сокращенное наименование – АППО) обратился в суд с вышеназванным иском к ТСН «Велотрек» и со ссылками на п.2 ст.45, ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст.2, 6, 7 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст.100 ГПК РФ просил: 1) признать противозаконными действия ответчика по непредоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным законом «О ГИС ЖКХ»; 2) обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить в системе ГИС ЖКХ указанную в исковом заявлении информацию, предусмотренную ст.ст.6 и 7 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; 3) обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; 4) взыскать с ответчика в пользу АППО понесенные расходы в размере 20 000 руб..
В обоснование заявленных исковых требований истец АППО указал:
24 июня 2021 года Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области», руководствуясь ст.ст.45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ТСН «Велотрек», осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация об: официальном сайте в сети Интернет, месте нахождения органов управления, контактных номерах телефонов диспетчерских служб, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, классе энергетической эффективности, использовании общего имущества, оказываемых коммунальных услугах, отчёте по управлению МКД. На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений, согласно п.31 постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011, для удовлетворения заявленного требования. На сегодняшний день ответчик не устранил выявленные нарушения и по-прежнему не размещает в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию, предусмотренную действующим законодательством, нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному МКД. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ТСН «Велотрек», могут изменяться в связи с рождением, смертью, продажей или приобретением жилых помещений, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений названного жилого дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с вышеуказанным АППО вынуждено обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, чтобы таким иском не допустить массовое нарушение прав граждан. Действия ответчика незаконны и необоснованны. С 01.07.2016 государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в эксплуатацию на всей территории РФ (приказ Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»). С указанной даты поставщики информации обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Законом № 209-ФЗ. Ответчик, не размещая указанную информацию, нарушает Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями действует с 21 июля 2014 года) и п.2 раздела 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр. Руководствуясь ст.100 ГПК РФ и ч.4 ст.46 Закона РФ "О защите прав потребителей", истец считает возможным предъявить ко взысканию с ответчика в качестве расходов 20 000 руб., обосновывая заявленную сумму следующим: проведение общественного мониторинга по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ управляющей организацией; проведение правового анализа нарушений, указанных в информации о проведении общественного контроля, согласно требованиям ФЗ «ГИС ЖКХ»; подготовка претензионного письма с последующей отправкой в адрес ответчика посредством электронной почты; составление искового заявления и отправка его в адрес ответчика и суд; несение иных расходов (работа на технике в офисе, затраты на электроэнергию, канцелярские принадлежности, транспортные расходы). Положениями ст.100 ГПК РФ и ч.4 ст.46 Закона РФ "О защите прав потребителей" законодатель подчеркивает значимость предъявления общественными объединениями потребителей исков в защиту прав неопределенного круга потребителей, выделяет общественные объединения потребителей среди других организаций (коммерческих организаций, адвокатских образований и др.), указывая, что «суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек...». В ходе проведения контрольных мероприятий были выявлены факты, на основании которых АППО встала на защиту неопределенного круга потребителей и обратилась в суд с настоящим иском о признании противоправными действия ответчика и о прекращении этих действий.
Представитель истца АППО по доверенности ФИО1 в настоящем судебном заседании заявленные исковые требования и приведенные выше обстоятельства поддержал, просил иск удовлетворить и, в частности, пояснил, что по состоянию на 20.01.2022 по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, в системе ГИС ЖКХ отсутствует лишь информация о классе энергетической эффективности дома и об отчете по управлению МКД, остальная информация внесена.
Представитель ответчика ТСН «Велотрек» по доверенности ФИО3 в настоящем судебном заседании исковые требования АППО не признал, просил в иске отказать в полном объеме и дал объяснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве № 06-2022 от 11.01.2022 на исковое заявление, подписанном председателем ТСН «Велотрек» ФИО4, согласно которым, в частности:
1. Истцом нарушен порядок проведения общественного жилищного контроля. В соответствии с п.8 ст.20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок проведения общественного жилищного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля, определены в Порядке осуществления общественного жилищного контроля, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 (далее - Порядок № 1491). В соответствии с п.6 Порядка № 1491 решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Данная информация на сайте истца в полном объеме отсутствует. В соответствии с п.10 Порядка № 1491 субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети "Интернет", а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль. Таким образом, у истца нет права на подачу настоящего иска по итогам общественного жилищного контроля в части размещения или неразмещения информации на сайте ГИС ЖКХ, но есть право обращения в соответствующие органы по факту имеющихся, с точки зрения истца, нарушений.
2. Проведение проверочных мероприятий неуполномоченным лицом. Истец обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, ссылаясь на нарушение ответчиком прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в части непредставления необходимой и достоверной информации о деятельности управляющей компании и неразмещения такой информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru. В силу п.10.1 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе; порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом. Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются нормами Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства» (далее - Закон № 209). В силуподп.2 ст.2 Закона № 209 к субъектам, размещающим информацию в системе (поставщики информации), относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе; поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 Закона № 209-ФЗ (ст.8). Перечень информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, определен в статье 6 Закона № 209-ФЗ. В силу п.16.1 ст.12 ЖК РФ установление порядка осуществления государственного жилищного надзора относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Согласно п.2 ст.20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных требований закона утверждено постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре»), согласно п.4 которого, органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор). В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п.10 Положения). Предметом таких проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе по: раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Пензенской области от 19.07.2021 № 424-пП (далее - постановление № 424-пП) были внесены изменения в Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - Положение). В соответствии с п.1.1 постановления № 424-пП пункт Положения изложен в следующей редакции: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, и обеспечивает проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения на территории Пензенской области. Таким образом, исходя из совокупности вышеперечисленных норм права, действующим законодательством РФ функции контроля за надлежащим исполнением поставщиками информации требований Закона № 209-ФЗ на территории Пензенской области осуществляет Министерство, а не истец. Обращаясь с рассматриваемым исковым заявлением в суд, истец указал, что при исследовании сайта www.dom.gosuslugi.ru по многоквартирному дому, расположенному по адресу: 440066, <адрес>, им был сделан общий вывод о неполном размещении ответчиком информации, предусмотренной законом, а также затруднительности исследования сайта ввиду его сложной конфигурации. Данные доводы истца являются несостоятельными и неоснованными на вышеперечисленных нормах действующего законодательства РФ, поскольку истец не наделен законом полномочиями по контролю за размещением поставщиками информации в государственной информационной системе ЖКХ. Поскольку истец не наделен законом функциями контроля и надзора за исполнением управляющей организацией требований, предусмотренных Законом № 209-ФЗ, он не обладает полномочиями по обращению в суд с заявленными требованиями, и истцом избран способ защиты прав, не предусмотренный положениями статьи 12 Гражданского кодекса РФ.
3. Недоказанность истцом факта неразмещения информации. В силу подп.1 и 7 п.3 ст.7 Закона № 209-ФЗ на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возложено определение функциональных требований к государственной информационной системе ЖКХ, а также определение порядка доступа к системе и к информации, размещенной в системе, а также сроки регистрации в системе поставщиков информации и пользователей информации. Как следует из Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015, указанная система состоит из двух частей: открытой и закрытой. При этом доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (ЕСИА), созданной на основании постановления Правительства РФ от 28.11.2011 N 977. Доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной записи пользователей системы в ЕСИА (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) или уполномоченных представителей пользователей системы (для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц) (п.3 Порядка). Согласно п.4 Порядка, доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в системе, и (или) с использованием иных информационных систем (далее также - ИС) с учетом особенностей, предусмотренных главами VI - IX настоящего Порядка. Таким образом, для получения информации, содержащейся в государственной системе ЖКХ, необходима регистрация пользователя в данной системе с использованием личного кабинета. Соответственно, доступ к закрытой части системы может быть осуществлен определенным кругом лиц - собственниками помещений многоквартирного дома, в связи с чем заявление истцом исковых требований в защиту неопределенного круга лиц является необоснованным. Доказательств, свидетельствующих об обращении к истцу определенного потребителя - собственника либо нанимателя жилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном доме, которому ответчиком не была предоставлена соответствующая информация, подлежащая размещению в государственной информационной системе ЖКХ, истцом не представлено. С учетом изложенного у истца в силу положений ст.46 ГПК РФ отсутствуют правомочия на обращение в суд с заявленным иском. Несогласие истца с функциональным решением государственной информационной системы и порядком доступа к ней не может служить основанием для утверждения об отсутствии информации, предусмотренной Законом № 209-ФЗ, размещаемой управляющей компанией. Как следует из материалов дела, в целях исследования информации, содержащейся в государственной информационной системе ЖКХ истец был вынужден обратиться к специалисту, заключением которого установлен факт отсутствия требуемой информации. Данное доказательство не является надлежащим, поскольку в силу требований Закона № 209-ФЗ государственная информационная система создана, в том числе, с целью обеспечения доступа граждан к информации, содержащей сведения об управлении многоквартирными домами, и является открытой и общедоступной. Получение информации в системе не требует каких-либо специальных познаний. Кроме того, требования истца «прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить информацию, указанную в иске, в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.6, ст.7 ФЗ РФ» - неконкретны, из иска неясно, что именно необходимо разместить ответчику.
4. Невозможность размещения информации, требования по которой заявляются истцом (либо ее фактическое размещение на сайте ГИС ЖКХ). Например, истец требует разместить информацию: об официальном сайте в сети Интернет (информация о сайте https://tsn-velotrek.гu/размещена на ГИС ЖКХ); о месте нахождения органов управления (данная информация размещена, - это «<...>»); о контактных номерах телефонов диспетчерских служб (в полном объеме размещена на сайте); об общей площади помещений, входящих на состав общего имущества МКД (размещена, - это 2 082,9 м2); о классе энергетической эффективности (указание для управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК размещать сведения об энергоэффективности МКД содержится в п.2.1.17 раздела 10 приказа Минстроя РФ и Минсвязи РФ № 74/114/пр, однако в соответствии с п.14 ч.1 ст.6 и п.2 ч.16 ст.7 ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ информацию о классе энергетической эффективности МКД обязан размещать орган местного самоуправления, а поскольку требование приказа Минстроя РФ и Минсвязи РФ № 74/114/пр противоречит нормам Закона № 209-ФЗ, следует определить, какой из документов имеет высшую силу; согласно ст.4 Конституции РФ, ст.3 ГК РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство по всей территории России и другие нормативно-правовые акты не должны им противоречить, из чего следует, что у управляющих организаций и ТСЖ отсутствует обязанность размещать информацию об энергоэффективности МКД в ГИС ЖКХ); об использовании общего имущества (ни одна часть общего имущества не используется третьими лицами, поэтому информация не размещена); об оказываемых коммунальных услугах (в соответствии со ст.157.2 ЖК РФ эту информацию размещают поставщики ресурса, в данный момент собственники находятся на прямых договорах с РСО); об отчёте по управлению МКД (в соответствии с п.11 ст.162 ЖК РФ отчет по управлению размещает управляющая организация, а не ТСЖ, - такой обязанности для ТСН «Велотрек» законом не предусмотрено). Таким образом, набор требований к размещению информации предъявлен истцом недобросовестно, без учета особенностей дома по адресу: 440066, <адрес>.
5. Отсутствие данных об Ассоциации потребителей Пензенской области (далее - АППО) на сайте ГИС ЖКХ, ненадлежащие доказательства по экспертизе, «прямое мошенничество истцом в сборе доказательств». Согласно данным сайта ГИС ЖКХ, сведения об Ассоциации потребителей Пензенской области с ИНН <***> отсутствуют. Данная организация на сайте ГИС ЖКХ не зарегистрирована. Таким образом, заявление об экспертизе, которую провел истец с использованием сайта, является «мошенническим». АППО, оказывающая правовую и судебную защиту граждан и организаций и проводящая для потребителей бесплатно независимые экспертизы качества товаров (работ, услуг), должна иметь в своем штате сотрудников соответствующей квалификации. Между тем, в рамках настоящего дела истец АППО заключил с ФИО2 договор на оказание экспертных услуг для проведения общественного контроля от 24.06.2021, по которому произвел оплату в размере 20 000 руб.. Оплаченную ФИО2 по договору на оказание экспертных услуг в рамках проведения общественного контроля от 24.06.2021 денежную сумму истец АППО просил взыскать с ТСН «Велотрек», то есть фактически с потребителей, чьи интересы он должен защищать и для которых бесплатно проводить независимые экспертизы качества товаров (работ, услуг) силами своих сотрудников. По имеющейся у ТСН «Велотрек» информации, по август 2021 года включительно ФИО2 являлся сотрудником АППО; сведений об его квалификации, как эксперта, материалы дела не содержат, однако за экспертные услуги АППО оплатило ему 20 000 руб.. Изложенное может свидетельствовать о том, что истец АППО, заключая с ФИО2, не подтвердившим свою квалификацию эксперта, возмездный договор на оказание экспертных услуг в рамках проведения общественного контроля и предъявляя в суд настоящий иск, в том числе с требованием о взыскании денежных средств, оплаченных по указанному договору ФИО2, действовал вопреки интересам потребителей - членов ТСН «Велотрек», то есть с нарушением уставной цели Ассоциации. Правовая позиция ТСН «Велотрек» подтверждается многочисленной судебной практикой пензенских судов, где истцу было отказано в исковых требованиях. Аналогичная судебная практика встречается в соседних регионах. Суды делают общий вывод о том, что действия истца нарушают презумпцию добросовестности, установленную в ст.10 ГК РФ, и противоречат принципу законности, установленному в ст.6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Закон № 214). Совокупность действий истца свидетельствует лишь об одной цели - корыстном обогащении под видом неких процедур общественного контроля, которые не являются соблюденными и законными.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим:
Пунктом 1 ст.10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с ч.10.1 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе; Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе, - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Положения ст.6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ предусматривают виды размещаемой информации.
Согласно ч.18 ст.7 того же Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п.1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 ч.1 ст.6 настоящего Федерального закона.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
Согласно ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителями, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (АППО), находящееся по адресу: <адрес>, является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки.
В силу п.2.1 Устава Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» основной целью АППО является защита прав и интересов потребителей.
Согласно п.3.1 Устава, АППО имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ТСН «Велотрек» является действующим юридическим лицом, и в судебном заседании установлено, что ТСН «Велотрек» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Как следует из искового заявления и объяснений представителя истца в судебном заседании, 24.06.2021 АППО был проведен общественный контроль по вопросу размещения ответчиком ТСН «Велотрек» в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
По результатам общественного контроля в отношении ответчика 24.06.2021 общественным инспектором ФИО2 был составлен акт общественного контроля № 152, утвержденный председателем АППО ФИО5 24.06.2021, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая необходимая информация по вышеуказанному дому: об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, о классе энергетической эффективности, об оказываемых коммунальных услугах, об использовании общего имущества, об отчете по управлению МКД, об официальном сайте в сети Интернет, о месте нахождения органов управления, о контактных номерах телефонов диспетчерских служб.
В названном акте ФИО2 сделан вывод о том, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес> ТСН «Велотрек» не соблюдены требования жилищного законодательства по размещению информации в ГИС ЖКХ.
Истцом АППО ответчику ТСН «Велотрек» было направлено письмо (исх. № 282/06 от 24.06.2021) с просьбой устранить выявленные в ходе проверки нарушения в части неразмещения в ГИС ЖКХ указанной выше информации по МКД по адресу: <адрес>.
01.09.2021 ФИО2, поименованным экспертом, который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля № 152 от 24.06.2021 г. в отношении дома № 6 по ул.Лозицкой в г.Пензе, находящегося под управлением ТСН «Велотрек», утвержденная председателем АППО ФИО5 01.09.2021, согласно которой на сайте ГИС ЖКХ указанная ранее информация продолжает отсутствовать, и сделано заключение о нарушении ответчиком требований п.п.14, 21, 24, 25, 42, ч.1 ст.6, ч.18 ст.7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 18.07.2019 г. № 133-ФЗ.
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, истец АППО сослался на нарушение прав неопределенного круга лиц ответчиком, которым в нарушение требований указанных выше нормативных актов в системе ГИС ЖКХ не размещена в полном объеме установленная законом ранее упомянутая информация.
В соответствии с абз.4 и 9 п.2 ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ч.19 ст.20 ЖК РФ, в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентируют порядок организации и осуществления общественного жилищного контроля.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491.
Как следует из материалов дела, фактически истцом в отношении ответчика были проведены мероприятия общественного контроля в двух формах - общественной проверки, принимая во внимание привлечение общественного инспектора, по результатам которой составлен акт № 152 от 24.06.2021, и общественной экспертизы, по результатам которой была подготовлена экспертиза от 01.09.2021 (исх. № б/н/09).
В силу п.4 Правил осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491, решение о проведении общественного жилищного контроля (далее - решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.
Частью 4 статьи 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.
Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п.6 вышеуказанных Правил).
На основании ч.7 ст.20 и ч.9 ст.22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п.19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.
Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений; акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч.7 и 8 ст.20 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч.9 и 10 ст.22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
Согласно п.20 вышеупомянутых Правил, субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства; при необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.
Между тем, истцом АППО не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, в частности: 1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет» и в ГИС ЖКХ, в котором должна содержаться информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки - также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки; 2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; 3) в акте общественного контроля отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений; 4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации (ТСК «Велотрек» и иным заинтересованным лицам, а заключение - на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 5) не представлены сведения о размещении акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.
Суд также отмечает и то, что, направляя ответчику письмо (исх. № 282/06 от 24.06.2021) с просьбой устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия, указанные в ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.
Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав юридических лиц, что является недопустимым.
Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и законных интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.
Применительно к последнему суд соглашается с правовым обоснованием возражений на иск, приведенным представителем ответчика ТСН «Велотрек».
При принятии решения суд приходит к выводу о том, что представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля и экспертизы в силу ст.ст.59, 60, 71 ГПК РФ не являются допустимыми и относимыми доказательствами, поскольку в установленном порядке они не оформлены, составлены не государственными или муниципальными контролирующими органами, а общественным движением потребителей.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что представленные истцом документы не подтверждают отсутствие в ГИС ЖКХ указанной в иске на даты контроля и экспертизы и уточненной в судебном заседании представителем истца по состоянию на 20.01.2022 информации, поскольку они, как указано выше, оформлены не уполномоченными органами в рамках предусмотренной законом процедуры и не позволяют однозначно определить отсутствие данной информации на дату общественного контроля, при этом суд отмечает, что предписаний от уполномоченного органа на устранение указанных в иске нарушений и указаний на их наличие ответчику не поступало.
При этом суд отмечает, что на ответчике в любом случае лежит обязанность по размещению в ГИС ЖКХ необходимой информации, за исключением информации о классе энергетической эффективности МКД, обязанность по размещению которой законом возложена на орган местного самоуправления, и об отчете по управлению МКД, который размещает управляющая организация, в то время как ответчик – ТСН.
С учетом изложенного суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению и учитывает также, что каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения в части размещения информации в ГИС ЖКХ, направленных как в соответствующие государственные/муниципальные органы, так и истцу, материалы дела не содержат.
Учитывая, что судом оставляются без удовлетворения исковые требования АППО к ТСН «Велотрек», оснований для возмещения истцу за счет ответчика понесенных судебных расходов (в частности, заявленных им к возмещению 20 000 руб. на оплату указанных в исковом заявлении услуг ФИО2) в силу п.1 ст.98 и п.1 ст.100 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АППО к ТСН «Велотрек» о защите прав неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28.01.2022 года.
СУДЬЯ