ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3325/18 от 31.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-3325/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2018г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Бирюковой О.В.,

при секретаре Матанцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии, взыскании невыплаченных денежных средств

УСТАНОВИЛ

Истец ФИО2 обратился в суд с указанным иском к УМВД России по Ульяновской области. В обоснование иска указал, что 12.09.2011г. он уволен со службы по п.е ст. 58 (сокращение штатов) о службе в органах внутренних дел РФ. С 12.09.2011г. находится на пенсии по выслуге лет. Является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным ему ответчиком 31.01.2006г.. С 12.09.2011 г. ответчик обязан был назначить ему ежемесячную надбавку к пенсии, как ветерану боевых действий, что не было сделано. Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с дополнительными ежемесячными выплатами в размере 1650 руб. в месяц, начиная с 12.09.2011г., взыскать с ответчика в свою пользу в возмещение ущерба 135300 руб., расходы по оказанию юридической помощи в размере 3500 руб..

Истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что узнал о том, что ему не выплачивается соответствующая надбавка из письма УМВД, после чего подал ответчику заявление о перерасчете.

Представители ответчика УМВД России по Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признали.

Представитель ФИО4 в судебном заседании дала пояснения аналогичные, изложенным в дополнительном отзыве на исковое заявление. В том числе пояснила, что поскольку ФИО2 не принимал участие в боевых действиях, отсутствуют правовые основания для выплаты ему надбавки к пенсии как ветерану боевых действий. Также считала, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года.

Представитель ФИО5 в судебном заседании поддержала возражения, изложенные в отзывах на исковое заявление. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов просила отказать. В случае удовлетворения требований просила уменьшить судебные расходы в связи с их несоразмерностью.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 проходил службу в <данные изъяты>

На основании Приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел РФ по п.е ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов) ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от 11.01.2006г., вступившим в законную силу 23.01.2006г., ФИО2 признан ветераном боевых действий, проходивших на территории Северо-Кавказского региона РФ. Указанным решением на УВД Ульяновской области возложена обязанность выдать ФИО2 удостоверение «Ветеран боевых действий».

Соответствующее удостоверение выдано ФИО2 31.01.2006г..

При увольнении истцу назначена и начислена пенсия за выслугу лет, при этом ежемесячная надбавка как ветерану боевых действий истцу не назначена и не выплачивается.

19.06.2018г. УМВД России по Ульяновской области направило ФИО2 запрос о предоставлении копии удостоверения ветерана боевых действий для назначения надбавки к пенсии.

В ответ на указанный запрос истец направил ответчику заявление о назначении ему надбавки к пенсии и копию удостоверения, которые получены ответчиком 28.06.2018г..

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (наименование закона и его нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, среди которых лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (подпункт "а" части 2 статьи 5, подпункт "а" части 1 статьи 13 этого закона).

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены в том числе ветераны боевых действий, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Реализация названной меры социальной поддержки ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.

Таким образом, основанием для повышения пенсии за выслугу лет на 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, является наличие статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не является ветераном боевых действий, основаны на неверном толковании права.

В соответствии с ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, по которому участвуют те же лица.

В силу пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии должна им выплачиваться со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).

Таким образом, в силу закона перерасчет пенсии носит заявительный характер.

Поскольку истец обратился к ответчику с письменным заявлением только 28.06.2018 года, при этом вины ответчика в неназначении ему надбавки к пенсии как ветерану боевых действий в ходе судебного разбирательства не установлено, то разница между новым и прежним размером пенсии подлежит выплате не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Согласно справке, предоставленной ответчиком, сумма компенсации, рассчитанная согласно п. г части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I за период с 28.06.2017 по 28.06.2018 составляет 19467,01 руб.. Истцом указанный размер компенсации в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать сумму компенсации за период с 28.06.2017г. по 28.06.2018г. в размере 19467,01 руб. и возложить на УМВД России по Ульяновской области обязанность произвести с 28.06.2018г. перерасчет пенсии ФИО2 в соответствии с п. г части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I с учетом надбавки ветеранам боевых действий в размере 32% расчетного размера пенсии.

Оснований для применения срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ не имеется.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в том числе расходы на оплату услуг представителя.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).

Согласно ст.94 ГПК РФ к судебным издержкам относятся также другие признанные судом необходимые расходы.

Расходы на оплату услуг представителя присуждаются судом в разумных пределах, что следует из нормы ст.100 ГПК РФ.

Учитывая категорию гражданского дела, по которому была оказана юридическая помощь истцу, объем оказанной помощи, качество искового заявления, то, что требования удовлетворены частично, а также исходя из принципа разумности, суд полагает необходимым возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области произвести с 28.06.2018г. перерасчет пенсии ФИО2 в соответствии с п. г части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I с учетом надбавки ветеранам боевых действий в размере 32% расчетного размера пенсии.

Взыскать с ответчика в пользу истца сумму компенсации за период с 28.06.2017г. по 28.06.2018г. в размере 19467,01 руб., судебные расходы в размере 1000 руб..

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Бирюкова