Дело № 2-3325/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 01.12.2016 года
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Батогова А.В., при секретаре С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Калининградского гарнизона к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Калининградского гарнизона обратился в суд с иском к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, указывая, что прокуратурой проведена проверка в сфере учета и обеспечения сохранности земельных участков Минобороны России, расположенных на территории Калининградской области. В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, длительного непринятия мер по государственной регистрации прав на земельные участки, создаются предпосылки к их утрате в следствие незаконного оформления на них права собственности иных лиц и фактического выбытия земельных участков, а также их частей, из ведения Минобороны России. Военный прокурор просит признать бездействие ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России по не регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № незаконным, обязать ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в течение 60 дней после вступления решения в законную силу.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против иска возражал, представил отзыв, ссылаясь на то, что на основании решения исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок по <адрес> площадью <данные изъяты> га был предоставлен в бессрочное пользование КОМИС ДКБФ. При этом ДД.ММ.ГГГГ 1986 ОМИС БФ было выдано свидетельство № на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га, расположенным по адресу: <адрес>, целевое назначение использования: под военный городок №, границы и площадь которого, согласно свидетельству, подлежат уточнению. Право собственности ранее оформлено не было, является ранее возникшим, в связи с чем срок для оформления права собственности не установлен, бездействие со стороны ответчика отсутствует, в настоящее время право собственности зарегистрировано, требования иска удовлетворены.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Калининградского гарнизона проведена проверка в сфере учета и обеспечения сохранности земельных участков Минобороны России, распложенных на территории Калининградской области.
Надзорным мероприятием установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом подведомственных ему государственных учреждений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17.11.2008 №1624, постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 и приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009 №335 полномочия Министерства обороны РФ по управлению имуществом Вооруженных сил РФ осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России.
На основании решения исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок по <адрес> площадью <данные изъяты> га был предоставлен в бессрочное пользование КОМИС ДКБФ. При этом ДД.ММ.ГГГГ 1986 ОМИС БФ было выдано свидетельство № на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га, расположенным по адресу: <адрес>, целевое назначение использования: под военный городок №, границы и площадь которого, согласно свидетельству, подлежат уточнению.
Согласно пп.71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, а также п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении имущества находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации, а также имущества, находящегося у подведомственных ему государственных учреждений на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 12.01.2012 №8 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, передан от ФГУ «1986 ОМИС» на технический и бюджетный учет ответчика.
Согласно абз.2 п.4 ст.57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Таким образом, из смысла пункта 2 статьи 58 ГК РФ следует, что в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме переходит весь комплекс прав и обязанностей присоединенного в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации. Таким образом, ответчик является универсальным правопреемником ФГУ «1986 ОМИС».
Согласно п. l ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
П.2 ст.8.1 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Таким исключением является универсальное правопреемство при реорганизации юридических лиц.
Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым № перешли в порядке универсального правопреемства от ФГУ «1986 ОМИС» ответчику с момента завершения реорганизации независимо от момента государственной регистрации прав на данное имущество (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Таким образом, само по себе отсутствие государственной регистрации не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности. Как следует из положений п. 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 Г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, поскольку права на земельный участок с кадастровым номером № являются ранее возникшими, осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок является правом, а не обязанностью ответчика, в связи с чем суд полагает, что в действиях ответчика отсутствует бездействие..
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица. При этом вновь возникшее юридическое лицо вправе, обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представляется, что данная норма может быть по аналогии использована применительно к государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 6 ГК РФ). ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не установлены сроки подачи документов для государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества.
Согласно материалам дела, ответчиком выполнены в полном объеме требования истца о подаче документов для государственной регистрации спорного земельного участка, согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ все права на земельный участок зарегистрированы, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Калининградского гарнизона к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России об обязании совершить определенные действия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях прокурора Калининградского гарнизона к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России об обязании совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Батогов А.В.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ