Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Назыровой А.А.
при секретаре Клементьевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Авиакомпания Татарстан» о возмещении ущерба, причиненного утерей багажа при авиаперевозке, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Авиакомпания Татарстан» о возмещении ущерба, причиненного утратой багажа в размере ..., неустойки в размере ..., компенсации морального вреда в размере ..., взыскании штрафа в федеральный бюджет в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца.
В обоснование иска указала, что 12.06.2011 года совершила авиаперелет по маршруту Казань - Тель-Авив рейсом U9 545 авиакомпании ОАО «Авиакомпания Татарстан», данный рейс осуществлялся без пересадок. Багаж перед вылетом был сдан к перевозке в аэропорту г.Казани РТ, что подтверждается багажной квитанцией. Общий вес багажа составлял 28 кг. После прилета в пункт назначения в аэропорту «Бен Гурион» г.Тель-Авив, багаж отсутствовал, поэтому она обратилась к представителям аэропорта «Бен Гурион» с письменным заявлением о пропаже багажа для составления акта о его пропаже. За период ее нахождения на территории Израиля с 12 по 26 июня сумка так и не поступила. ДД.ММ.ГГГГ она подала ответчику досудебную претензию с требованием компенсировать ущерб за потерю сумки. Однако ответа на претензию не последовало. Поэтому истец просит взыскать с ответчика компенсацию за утерянный багаж весом 28 кг, исходя размера двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда - 4611 рублей, за килограмм веса: .... Претензия была подана в адрес перевозчика 26.06.2011 года, срок для удовлетворения претензии составляет 5 дней, исчисляемый со дня ее отправки перевозчику. Следовательно, размер неустойки на момент обращения в суд составляет ..., исходя из расчета: .../ 100% х 29 дней = .... Кроме того, истец просит компенсировать причиненный ей моральный вред в размере ....
Представитель истца, ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика в пользу истца сумму ущерба, причиненного утратой багажа в размере ..., неустойку за каждый день просрочки до момента вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере ..., расходы по оплате перевода и услуг нотариуса акта о потерянном багаже в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ...
Ответчик - ОАО «Авиакомпания Татарстан» своего представителя в судебное заседание не направило, обратилось с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте слушания дела извещено.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.118 Воздушного кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
На основании ст.119 Воздушного кодекса РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;…
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что 12.06.2011 года ФИО1 совершила авиаперелет по маршруту Казань - Тель-Авив рейсом U9 545 авиакомпании ОАО «Авиакомпания Татарстан» без пересадок, что подтверждается билетом (л.д. 5) и паспортом истца (л.д. 11-13).
Как пояснил представитель истца, ФИО1 перед вылетом сдала сумку с вещами в багаж, что подтверждается багажной квитанцией от 12.06.2011 года № № (л.д. 6). Общий вес багажа составлял 28 кг. После прилете в аэропорту «Бен Гурион» г.Тель-Авива, сумка истца отсутствовала, о чем после обращения ФИО1 к представителям израильского аэропорта, был составлен акт о пропаже багажа (л.д.7-10).
26.06.2011 года ФИО1 прилетела в Россию в аэропорт г.Казани, ею была подана письменная претензия к ответчику с требованием компенсировать ущерб, причиненный потерей ее сумки с вещами.
ОАО «Авиакомпания Татарстан» на претензию не ответило, ущерб в досудебном порядке не возместило. Доказательств того, что утрата багажа произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира, ответчиком представлено не было.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования о возмещении ущерба, причиненного утерей багажа при авиаперевозке, подлежат удовлетворению, исходя из расчета: 28 кг х ... (в соответствии со ст.119 Воздушного кодекса РФ) = ....
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" следует, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из … перевозки граждан, их багажа и грузов;…
В соответствии со ст.23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара…
Истец подала претензию в адрес авиаперевозчика 26.06.2011 года, в пятидневный срок ее претензия не была удовлетворенна, поэтому требования истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 06.07.2011 года по день вынесения решения суда подлежат удовлетворению в сумме ...
Требования ФИО1 о компенсации морального вреда также подлежат удовлетворению, так как ответственность за утрату багажа лежит на авиаперевозчике, который не исполнил своих обязательств по компенсации суммы ущерба, причиненного потерей багажа, принадлежащего истцу, на письменную претензию ФИО1, поданную в досудебном порядке не ответил. Поэтому суд, с учетом разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере ....
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате перевода и услуг нотариуса акта о потерянном багаже в размере ..., подтвержденные актом от 01.08.2011 года (л.д. 20). На основании ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя, с учетом принципа разумности, в размере ....
Поскольку истец при подаче данного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина в доход государства в размере ... подлежит взысканию с ответчика.
На основании ст.ст. 118, 199 Воздушного кодекса РФ, ст.151 ГК РФ, Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"и руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания Татарстан» в пользу ФИО1 сумму ущерба, причиненного утратой багажа в размере ..., неустойку в размере ..., компенсацию морального вреда в размере ..., расходы по оплате перевода и услуг нотариуса акта о потерянном багаже в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ....
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания Татарстан» в доход государства государственную пошлину в размере ...
С мотивированным решением лица участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде 03.10.2011г.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение 10 дней, начиная с 04.10.2011г.
Судья: